Тяжёлый крейсер Зейдлиц

Крейсер Зейдлиц после Ютландской битвы
«Зейдлиц» - четвёртый тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», планировавшийся к принятию на вооружение Кригсмарине. После того, как корабль не был достроен в качестве крейсера, проходил переоборудование в авианосец по проекту «Везер-Г».

Переоборудование завершено не было, корпус корабля был взорван 29 января 1945 в гавани Кёнигсберга.

В июне 1936 года произошло утверждение начала постройки двух дополнительных больших крейсеров, аналогичных первым трём единицам типа «Адмирал Хиппер», но вооруженных 12 150-мм орудиями. Это был политический шаг, призванный продемонстрировать стремление Германии к нахождению в рамках правового поля международных морских договоров.
В июле последовал заказ как на сами корабли, так и на башни и орудия к ним. Конструкция оснований башен ГК были спроектированы согласно специальному требованию с диаметром, аналогичным таковому для 203-мм артустановок первых трёх кораблей типа «Хиппер».
Это делалось для того, чтобы при необходимости провести быстрое перевооружение на 203-мм орудия. Но уже в 1937 году крейсера, получившие литерные обозначения «К» и «L», было решено строить в качестве тяжелых, изначально с 203-мм артиллерией.

 

 

Строительство

Крейсер, первоначально получивший литерное обозначение «К», был заложен 29 декабря 1936 года на верфи DeSchiMAG в Бремене. 19 января 1939 корабль сошёл на воду и получил своё имя в честь знаменитого прусского кавалерийского генерала, участника Семилетней войны и одного из полководцев Фридриха Великого Вильгельма фон-Зейдлица.

 

Спуск на воду тяжёлого крейсера "Зейдлиц" 19 января 1939 года

Спуск на воду крейсера Зейдлиц

 

После начала Второй Мировой войны достройка крейсера замедлилась. Вместе с «Лютцовым», последним кораблём типа «Хиппер», «Зейдлиц» даже предполагался к продаже Советскому Союзу. Только в ноябре 1939 года Гитлер окончательно запретил продажу и работы возобновились.
К маю 1942 года крейсер получил артиллерию ГК, все надстройки; оставалось установить только зенитное вооружение, авиаоборудование (катапульту, ангар и краны), а также мачты и приборы. Но к этому времени Гитлер окончательно разочаровался в крупных надводных кораблях и работы на практически готовом корабле полностью прекратились в июне того же года.

 

 

Проект переоборудования в авианосец

Операции рейдерских групп в открытом океане подвергались большой опасности без должного воздушного прикрытия. Немецкие конструкторы пытались разрешить эту проблему, наряду с достройкой авианосца «Граф Цеппелин», путём переоборудования в авианосцы подходящих корпусов.
Неясно, почему в качестве подходящего был выбран корпус «Зейдлица», так как корабль был почти закончен постройкой в качестве тяжёлого крейсера и для переоборудования в авианосец требовался весьма обширный объём работ.
Предстояло практически полностью убрать надстройки и артиллерию и изменить конструкцию корпуса выше броневого пояса. Корабль должен был получить 5 спаренных 105-мм зениток, четыре спаренных 37-мм орудия и пять 20-мм «фирлингов».
Предполагалось, что ангар будет вмешать 18 самолетов (морской вариант истребителя «Ме-109» или пикирующего бомбардировщика «Ju-87»).

Проект получил название «Везер-Г». Переоборудование велось неспешными темпами. С осени 1942 года по весну 1943-го сняли башни и большинство надстроек. Предстояло также сместить массивную дымовую трубу к правому борту.
Однако усиливающиеся авианалеты союзников заставили в конце 1943 года принять решение о переводе недостроенного корпуса из Бремена в Кёнигсберг.
Из-за недостатка буксировочных средств операцию пришлось отложить до марта 1944-го. Операция, получившая обозначение «Рейтер», началась 30 марта. Три буксира привели «Зейдлиц» в Киль. 2 апреля при помощи ледокола «Поллукс» он наконец был переведен в Кёнигсберг.

Из-за недостаточного количества инженерного и технического персонала, а также из-за общего тяжёлого военного положения Германии в Кёнигсберге практически не проводилось никаких работ по завершению проекта. В декабре 1944 «Зейдлиц» был превращён в плавучий склад.
Советские войска приближались к Кёнигсбергу, и немцы 29 января 1945 года взорвали корабль, после чего он затонул в гавани города. В 1946 году в ходе очистки бухты корпус «Зейдлица» был поднят аварийно-спасательной службой Юго-Балтийского флота и отбуксирован в Ленинград. 10 марта 1947 года его даже зачислили в состав ВМФ СССР, но уже 9 апреля исключили из списков и впоследствии разобрали на металл.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Стандартное - 14 240 т, полное - 19 800 т.
Длина 199,5 м (по ватерлинии), 212,5 м (между перпендикулярами).
Ширина 21,8 м.
Осадка 5,9 - 7,2 м.
Бронирование борт - 40…80…70 мм,
траверсы - 80 мм,
палуба - 30 + 30 мм (скосы 50),
башни - 160…50 мм,
рубка - 150…50 мм,
барбеты — 80 мм.
Двигатели 3 ТЗА, 9 ПК.
Мощность 132 000 л. с. (97 МВт).
Движитель 3.
Скорость хода 32 узла (59,3 км/ч).
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов.
Экипаж 1400 - 1600 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 - 203-мм/60 SK C/34.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 105-мм/65, 6 × 2 - 37-мм/83, 10 × 1 - 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 3 - 4 гидросамолета.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...