Тяжёлые крейсеры типа Сталинград

Модель крейсера Сталинград
Крейсеры проекта 82, также известные как Тяжёлые крейсеры типа «Сталинград» - тип крупнейших в мире тяжёлых крейсеров (по официальной советской классификации), строившихся для ВМФ СССР в конце 1940-х - начале 1950-х гг.

В основу проекта был положен крейсер проекта 83 (закупленный в Германии тяжелый крейсер «Лютцов»). Инициатором строительства крейсеров типа «Сталинград» был лично Иосиф Сталин. После его смерти строительство крейсеров было прекращено.

 

 

Основной калибр

Предусматривались три башенные установки СМ-31. Каждая башня была вооружена тремя пушками СМ-33 калибра 305 мм и длиной ствола 61 калибров. Пушка имела дальность стрельбы 53 км (масса снаряда 467 кг).
Также был разработан снаряд массой 230,5 кг, для дальности стрельбы по береговым площадным целям (городам, крупным военно-морским базам) свыше 120 км.

 

 

Корабли серии

«Сталинград» (заводской № 400). Зачислен в списки ВМФ СССР 31 августа 1951 года. Заложен 31 декабря 1951 года на заводе № 444 (г. Николаев). Приказом № 00112 министра транспорта и тяжёлого машиностроения И. И. Носенко от 18 апреля 1953 года строительство прекращено.
В июне 1953 года принято решение использовать часть корпуса, включая цитадель, в качестве натурного опытового отсека для проверки стойкости конструктивной защиты корабля к воздействию новых образцов морского оружия.
В 1954 году переоборудованный отсек был спущен на воду и в 1956 - 1957 годах использовался в качестве мишени для испытаний крылатых ракет, артиллерийских снарядов, авиабомб и торпед. В результате всех испытаний отсек не потерял плавучести при полном отсутствии сил и средств борьбы за живучесть.

«Москва» (заводской № 406). Зачислен в списки ВМФ СССР 31 апреля1951 года. Заложен в сентябре 1952 года на стапеле «А» завода № 189 («Балтийский завод имени С. Орджоникидзе», г. Ленинград).
18 апреля 1953 года снят со строительства и передан «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

Корпус № 3 (название не присвоено, заводской № 401). Заложен в октябре 1952 года на заводе № 402 (г. Молотовск).

 

 

Особенности национальной классификации

По западной классификации артиллерийских кораблей «Сталинград» относится к классу линейных крейсеров, куда обычно включались корабли водоизмещением более 20 000 т и калибром орудий от 280 мм, которые по слабости бронирования и высокой скорости не попадали в класс линкоров.
К концу 1940-х годов, когда «Сталинград» планировался к постройке, класс линейных крейсеров уже сошёл с исторической арены. Реликтом этого класса были также американские крейсера типа «Аляска», названные «большими крейсерами» (large cruiser) ввиду отсутствия в американской классификации класса «линейный крейсер» (battlecruiser).

Тяжёлым крейсером по западной классификации является корабль с калибром орудий 203 мм (водоизмещение таких кораблей составляло от 10 000 до 20 000 тонн).
В СССР не было построено ни одного корабля, попадающего в эту категорию, хотя в исходном проекте Крейсера проекта 68-бис должен был быть вооружен 8 203-миллиметровыми орудиями.

 

 

Оценка проекта

Крейсера проекта 82 не встретили особой поддержки со стороны командования флота. Новый военно-морской министр Н. Г. Кузнецов, предполагая в близкой перспективе появление у СССР управляемых противокорабельных ракет, так высказывал свое мнение о этом корабле.

Тяжёлый, неясный корабль. Не видно, чтобы цель оправдывала средства. Очень дорогой корабль…

— Васильев А., Морин А. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград».

По ходу разработки, проект подвергался многочисленным переделкам, тоже не шедшим ему на пользу. Так, по требованию Сталина, ради увеличения скорости был уменьшен радиус действия и зенитная артиллерия, что превращало проект 82 в своего рода, «линейный крейсер береговой обороны»

Сама по себе тактическая ниша тяжелого (фактически - линейного) крейсера проекта «Сталинград» тоже определялась весьма туманно. Сталин имел иной взгляд на назначение кораблей данного класса, предполагая их использование для борьбы с легкими крейсерами.

Нам нечего ввязываться в бой с тяжёлыми крейсерами противника. Основная задача тяжёлого крейсера должна быть иной - борьба с лёгкими крейсерами противника. Надо увеличить его скорость до 35 узлов, чтобы он наводил панику на лёгкие крейсера противника, разгонял их и громил. Этот крейсер должен летать как ласточка, быть пиратом, настоящим бандитом. Он должен уйти из под удара тяжёлых кораблей противника.

— Васильев А., Морин А. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград».

Появление ПКР воздушного, а затем и корабельного базирования серии КС-1 Комета сделало бессмысленным продолжение строительства тяжелых артиллерийских кораблей вообще.

 

 

Интересные факты

Готовые опорно-поворотные устройства орудийных башен главного калибра были использованы при строительстве антенных систем АДУ-1000 комплекса дальней космической связи «Плутон».

Уникальная 305-мм пушка СМ-33 для трехорудийных башенных установок СМ-31 тяжелых крейсеров типа "Сталинград" пр.82 имела дальнобойность – обычным фугасным снарядом весом 467 кг - 53 км. - специальным дальнобойным снарядом (разработка НИИ-24 1954г черт.5219) Весом 230,5 кг – 127,3 км

Н.С.Хрущевым перед поездкой в США все работы по сверхдальней, как и вообще по тяжелой артиллерии были прекращены.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 36 500 тонн (стандартное), 43 000 тонн (полное).
Длина 250,5 м.
Ширина 31,6 м.
Осадка 9,7 м.
Бронирование 200 мм - борт, до 323 мм - башни,
90…110 мм - палуба.
Двигатели 12 паровых котлов, 4 паровых турбины, 4 × ГТЗА ТВ-4.
Мощность 280 000 л. с. (206 МВт).
Движитель 4.
Скорость хода 15 узлов (экономическая), 34 узла (максимальная).
Дальность плавания 5000 морских миль на скорости 15 узлов.
Экипаж 1481 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 3 × 3 - 305-мм/61 АУ (СМ-31),
6 × 2 - 130-мм/60 АУ (БЛ-109А).
Зенитная артиллерия 6 × 4 - 45-мм/78 (СМ-20-ЗИФ)
10 × 4 - 25-мм/79 (БЛ-120).


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...