Крейсера проекта Кронштадт

Крейсер Кронштадт
Крейсера проекта 69 (тип «Кронштадт») - тип тяжёлых крейсеров советского ВМФ.Разработка проекта началась в середине 1930-х гг. Согласно требованиям командования Морских Сил РККА корабль предназначался для борьбы с крейсерами противника,

поддержки лёгких сил и действий на коммуникациях.

Эскизный проект был закончен в июне 1938 г. Предусматривалось водоизмещение 24450 тонн, скорость 33,3 узла, бронирование: 140 мм - пояс, 210 - башни главного калибра, 80 мм - палуба.
Вооружение включало в себя 9 - 305 мм орудий, 8 - 152 мм, 8 - 100 мм, 24 - 37 мм, а также 2 трёхтрубных торпедных аппарата (533 мм).

 

 

Окончательный вариант

После получение данных об основных тактико-технических элементах германских линейных крейсеров типа «Шарнхорст» было принято решение переработать проект. В окончательном варианте были приняты следующие характеристики:

Водоизмещение - 35250/41540 тонн

Мощность силовой установки - 201000 л.с.

Скорость - 33 узла

Дальность плавания - 8300 миль

Бронирование: пояс - 230 мм, башни главного калибра - 330 мм, палуба - 90 + 30 мм

Вооружение: 9- 305-мм, 8- 152-мм, 8 - 100-мм, 28 - 37-мм орудий 46-К.

 

 

Главный калибр

В качестве главного калибра планировались 305-мм пушки Б-50, разрабатывавшиеся заводом «Большевик». Длина ствола должна была составить 55 калибров, масса снаряда 470 кг, начальная скорость снаряда - 900 м/с, максимальная дальность стрельбы - 47,58 км. Орудия предполагалось разместить в трёхорудийных башнях МК-15. Строительство

Проект был утверждён 13 июня 1939 г. Первые два крейсера были заложены в декабре 1939 г. - «Кронштадт» в Ленинграде, «Севастополь» в Николаеве. Предполагалось сдать корабли флоту в 1943 г., а всего планировалось построить 15 крейсеров данного типа. Однако строительство шло с большими затруднениями ввиду неготовности многих планируемых к установке на крейсера систем, прежде всего артиллерии главного калибра.

Строительство «Кронштадта» прекратили 10 августа 1941 г. при готовности 7 %. «Севастополь» был захвачен немецкими войсками 15 июля 1941 г. при готовности 12 %. В послевоенный период достройку крейсеров признали нецелесообразной.

 

 

Проект 69И

Строительство крейсеров проекта 69, начатое без достаточного технического задела вскоре столкнулось с большими проблемами. Двухорудийные башни для артиллерии калибра 152-мм и 100-мм не существовали даже в виде опытных образцов, 37-мм счетверённые автоматы поступили на испытания лишь в июне 1941 г. Особое беспокойство вызывало отставание в разработке артиллерии главного калибра.

После заключения советско-германского пакта о ненападении 1939 г. появилась возможность закупить артиллерию в Германии. В частности, немецкая фирма «Крупп» предложила СССР шесть двухорудийных башен оснащённых 380-мм орудиями SKC/34, ставшими ненужными после прекращения строительства линейных крейсеров типа «O».
Предлагавшиеся орудия стреляли 800-кг снарядом на дальность 35,6 км, с начальной скоростью 820 м/с. Также предлагались и соответствующие приборы управления огнём.

По личному указанию И. В. Сталина проект был переработан под германскую артиллерию и получил название 69И (иностранный). В результате проект пришлось значительно переделать, стандартное водоизмещение возросло до 36240 т., скорость снизилась до 31 узла.
Сокращение числа орудий главного калибра с 9 до 6 имевших также меньшую скорострельность, компенсировалось существенно большим поражающим действием 380-мм снаряда и увеличением зоны выгодных боевых дистанций.

Единственное орудие SKC/34 было поставлено в СССР осенью 1940 г. для испытаний. Поставки серийных орудий и башен планировались с октября 1941 г.

Одновременно советская сторона запрашивала Германию о возможности поставок 150-мм и 105-мм орудий в башенном и щитовом вариантах, но до закупок не дошло в связи с началом Великой Отечественной Войны.

 

 

Оценка проекта

К несомненному достоинству проекта следует отнести артиллерию главного калибра. Предлагаемая для крейсеров пушка Б-50 отличалась высокими баллистическими характеристиками.
К сожалению, к 22 июня 1941 г. это орудие существовало только на бумаге, а башня МК-15 была представлена лишь деревянным макетом, что привело к появлению проекта 69И.
Добавим также, что система управления огнём фактически не позволяла реализовать большую дальнобойность Б-50 при стрельбе по морским целям.

 

К числу недостатков проекта следует отнести:

Наличие двух калибров вспомогательной артиллерии - противоминного и зенитного вместо одного универсального;

Общую слабость средств ПВО;

Скромное бронирование, не позволявшее вступать в бой даже с линейными крейсерами, не говоря уже о линкорах;

Недостаточную скорость хода, не позволявшую гарантированно догнать тяжёлые крейсера, борьба с которыми считалась одной из главных задач крейсеров проекта 69.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...