Тяжёлый крейсер Како

Тяжёлый крейсер Како в море
«Како» (по названию реки в префектуре Хёго) - японский тяжёлый крейсер, второй представитель типа «Фурутака». Построен в Кобэ в 1922 - 1926 годах. Активно использовался в межвоенный период, в 1936 - 1937 годах прошёл в Сасэбо радикальную модернизацию.

В ходе боевых действий на Тихоокеанском театре Второй мировой войны в 1941 - 1942 годах в составе 6-й дивизии крейсеров участвовал в захвате Гуама, Уэйка, Рабаула и Лаэ, сражениях в Коралловом море и у острова Саво. Сразу после последнего 10 августа 1942 года был потоплен американской подводной лодкой S-44.

Заказ на строительство двух 7500-тонных крейсеров в рамках «Новой программы пополнения флота» стоимостью по 15 млн иен каждый был выдан 20 июня 1922 года.

9 октября первому кораблю было присвоено название «Како» (в честь реки в префектуре Хёго, а 17 ноября он был заложен на верфи компании «Кавасаки» в Кобэ под заводским номером 540.

На воду крейсер был спущен 10 апреля 1925 года. На ходовых испытаниях 1 мая 1926 года в проливе Кии при водоизмещении 8640 тонн и мощности машин 103 971 л.с. он развил 34,899 узла, превысив тем самым контрактные 34,5.

20 июля 1926 года «Како» был передан флоту, почти на 4 месяца отстав от заложенного вторым «Фурутака».

 

 

История службы

Вскоре после вступления в строй «Како» 1 августа 1926 года был назначен флагманом 5-й дивизии крейсеров, заменив на этой роли «Фурутаку» (помимо них в дивизии также были 5500-тонные «Юра» и «Сэндай»).

27 марта 1927 года 5-я дивизия вышла в поход из Саэки, прибыв в порт Мако на Пескадорских островах 5 апреля, а 26 апреля вернулась в Сасебо. Летом того же года «Како» участвовал в больших маневрах флота, 5 августа на показательных стрельбах расстреляв 200-мм снарядами списанный крейсер «Тиёда»[прим. 4]. 19-28 сентября на корабле были проведены работы по замене на более совершенные антенн радиостанций.

С 1 декабря состав 5-й дивизии был сведён только к тяжёлым крейсерам и включал теперь «Кинугасу» (флагман), «Аобу», «Како» и «Фурутаку».

 

Тяжёлый крейсер «Како» в ходе достройки на плаву, апрель 1926 года

Тяжёлый крейсер Како стоит на бочке

 

29 марта 1928 года 4 крейсера 5-й дивизии вышли из залива Ариакэ и 9 апреля прибыли в Рёдзюн, откуда 19-го перешли к Циндао, где прикрывали высадку войск (Вторая Шангунгская экспедиция, начатая под предлогом защиты прав японских граждан на Шаньдунском полуострове).
Осенью 1928-го «Како» вместе с подразделением участвовал в очередных маневрах, а 4 декабря - в торжественном смотре флота в Йокосуке, приуроченном к коронации императора Хирохито.

28 марта 1929 года 5-я дивизия вышла в район Циндао, 3 апреля прибыла в Рёдзюн и позже вернулась обратно.

С 24 июля по 10 мая 1930 «Како» прошёл ремонт в Йокосуке, в ходе которого были улучшены работа турбин и вентиляция танков с жидким топливом.

17 мая 1930 года «Како» вместе с «Аобой» и «Кинугасой» вышли из Нагои в южные моря, вернувшись в Йокосуку 19 июня. Осень они приняли участие в ежегодных маневрах и смотре флота 26 октября в Кобэ.

С 1 декабря 1930 «Како» был выведен в резерв, и с 15 мая по 19 сентября 1931 прошёл докование в Йокосуке, а с 10 ноября по 31 мая 1932 года на верфи в Курэ и первую серьёзную модернизацию.
При ней 76-мм зенитные орудия Тип 3 заменили на 120-мм Тип 10, удлинили первую дымовую трубу, добавили два спаренных 13,2-мм пулемёта Тип 93 (над мостиком) и катапульту Тип № 2 Модель 1 (перед четвёртой башней ГК).

1 декабря 1932 года «Како», «Аобу» (флагман) и «Кинугасу» включили в 5-ю дивизию. В апреле 1933 они участвовали в маневрах и стрельбах у острова Осима по кораблю-цели «Хайкан № 2» ( бывший крейсер «Тонэ», потоплен авиабомбами палубной авиации 30-го числа).
20 мая все три корабля были переданы из 5-й в 6-ю дивизию. С 11 мая по 10 июня 1933 года «Како» проходил докование в Курэ, в ходе чего была улучшена вентиляция центральных и кормовых торпедных отсеков.

29 июня все три крейсера вышли из Сасэбо к побережью Южного Китая, 5 июля прибыли в Мако, 13-го зашли в Такао и вернулись в Токийский залив 21-го августа. Там они участвовали в морском смотре 25-го числа.

11 декабря «Како» был снова выведен в резерв. Он прошёл докование в Курэ с 10 ноября 1934 по 22 февраля 1935 и с 20 мая по 30 июля того же года, при этом рулевое колесо с паровым приводом было заменено на электрогидравлическое. 4 июля 1936 года крейсер был поставлен в сухой док для проведения реконструкции, продлившейся вплоть до 27 декабря 1937 года.
При ней шесть 200-мм одиночных установок типа A заменялись на три спаренные 203-мм типа E2 (две в носу, одна в корме), шесть 610-мм спаренных торпедных аппаратов Тип 12 на два счетверённых Тип 92, добавили 4 спаренных 25-мм зенитных автомата Тип 96. Радикально изменились носовая надстройка и системы управления огнём (в частности, был установлен новейший директор Тип 94).
У турбозубчатых агрегатов заменили изношенные лопатки роторов (с доведением суммарной теоретической мощности до 110 000 л.с.), вместо 12 старых котлов разместили 10 новых и сузили заднюю дымовую трубу. На место старой катапульты установили новую Тип № 2 Модель 3 1-й модификации, позволяющую запускать гидросамолёты взлётной массой до 3000 кг.
Наконец, были добавлены були и скуловые кили, улучшившие противоторпедную защиту и остойчивость, но снизившие максимальную скорость. Экипаж крейсера после реконструкции возрос и составлял теперь 639 человек (50 офицеров и 589 нижних чинов).

26 марта 1940 года «Како» (флагман 6-й дивизии) и «Фурутака» вышли из бухты Ариакэ к побережью Южного Китая и прибыли в Такао 2 апреля. 11 октября они участвовали в морском смотре в Иокогаме, посвящённом 2600-летию основания японского государства легендарным императором Дзимму.

24 февраля 1941 года «Како», «Фурутака» и «Аоба» вышли из Сасэбо к побережью Южного Китая, зашли в Мако и 3 марта вернулись во Внутреннее море. В июне-августе крейсер совершал походы у побережья Японии. 5-14 сентября вместе с «Фурутака» он перешёл из Муродзуми в Курэ.

5 и 7 октября 6-я дивизия выходила в район Муродзуми для маневров, 19-20 прибыла в Саэки, где находилась до конца месяца. С 1 по 15 ноября она участвовала в учениях в проливе Бунго. 19-24 ноября «Како» последним в дивизии прошёл докование в Курэ, в ходе которого получил размагничивающую обмотку. 30 ноября-2 декабря дивизия перешла на остров Хахадзима в архипелаге Бонин.

В тот же день на крейсере приняли шифрованное сообщение «Ниитака-яма ноборэ хито фута мару хати», являющееся кодовым сигналом для начала Гавайской операции.
4-8 декабря соединение перешло к Гуаму и участвовало в его захвате, а 12-го прибыло на Трук. 13-го декабря 6-я дивизия вышла к атоллу Уэйк и 23-го поддерживала его второй штурм, закончившийся капитуляцией американского гарнизона.

 

«Како» в 1941 году. Видны счетверённые торпедные аппараты и катапульта

Тяжёлый крейсер Како в 1941 году

 

18 января 1942 года все 4 крейсера вышли из Трука и 23-го прикрывали высадку японских войск в Рабауле и Кавиенге в ходе операции «О», а 30-го бросили якоря в Рабаульской бухте.
1 февраля в связи с рейдом 8-й оперативной группы вице-адмирала Хэлси (авианосцы «Саратога» и «Энтерпрайз») на атоллы Кваджалейн и Вотье они направились на её перехват, но успеха не достигли и 10-го вернулись на базу.
20 февраля «Како», «Фурутака» и «Кинугаса» выходили для преследования обнаруженного у Рабаула «Лексингтона», также неудачного и 23-го пришли на Трук.

2-5 марта 6-я дивизия перешла в Рабаул, и 8-го в ходе операции «СР» вместе с 18-й («Тэнрю» и «Тацута») поддерживала высадку войск в Лаэ и Саламауа.
9-28 марта оба соединения совершали рейсы по маршруту Бука - Рабаул, а 30-31 участвовали в захвате острова Шортленд и порта Киета на Бугенвиле. 7 апреля они поддерживали высадку на Манус, вернувшись 10-го на Трук.

30 апреля 6-я дивизия и лёгкий авианосец «Сёхо» вышли из Трука, и пройдя 2 мая проливом Бугенвиль, 3-го прикрывали захват острова Тулаги. Эта высадка (изначально часть операции «МО», конечной целью которой был захват Порт-Морсби) привела к произошедшему 4-8 мая первому в истории бою авианосных соединений, известному как сражение в Коралловом море.
5 мая 6-я дивизия заправлялась от танкера «Иро», у острова Шортленд, 6-7 её неоднократно и безуспешно атаковали американские самолёты (в том числе дальние бомбардировщики Б-17).
8-го «Како» и «Аоба» эскортировали идущий в Порт-Морсби конвой. 14-22 мая оба крейсера перешли в Курэ и стали там на ремонт, продлившийся до 16-го июня.

16 июня «Како» и «Аоба» покинули Курэ, и проведя учения с крейсерами «Тэнрю» и «Тацута» в проливе Бунго, 23 июня прибыли на Трук. Оттуда 30 июня-5 июля они перешли в Киету, а 7-го - в бухту Реката на острове Санта-Исабель.
22-го крейсера прибыли в Рабаул, а 26-го—в Кавиенг. Там они пробыли до 7 августа.

В ходе сражения у острова Саво в ночь с 8 на 9 августа «Како» входил в состав соединения вице-адмирала Микава, выпустив по американским кораблям 192 203-мм снаряда и 8 кислородных торпед Тип 93, не получив при этом никаких повреждений.
При возвращении на базу 10 августа крейсер в 07:10 был поражён в правый борт тремя из четырёх выпущенных американской подводной лодкой S-44 с расстояния 650 м 533-мм торпед Mk 10.
Из-за большой площади пробоин и открытых иллюминаторов корабль быстро начал валиться на борт и затонул в течение 5 минут, при этом взорвались котлы. Это случилось у острова Симбари из архипелага Табар в точке с координатами 02°28′ ю. ш. 152°11′ в. д.
Погибло 70 и было ранено 14 человек, большая часть экипажа (в том числе и командир корабля капитан 1-го ранга Такахаси) была спасена остальными крейсерами 6-й дивизии.

15 сентября 1942 года «Како» был исключён из списков.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Изначально: 7500 т (стандартное), 8640 (на испытаниях)
После модернизации: 8561 т (стандартное), 11273 (полное)
Длина 183,46 м (по ватерлинии); 185,17 м (наибольшая)
Ширина 16,5 м (исходно), 16,93 м (после модернизации)
Осадка 5,61 м (после модернизации)
Бронирование Исходно: Броневой пояс - 76 мм; палуба - 32-35 мм;башни - 25-19 мм;
После модернизации: добавлены 35-мм броня мостика и 57-мм барбеты
Двигатели 4 ТЗА «Кавасаки-Кёртисса», 12 котлов «Кампон» (10 «Кампон Ро Го» после модернизации)
Мощность 103 971л. с. в 1926 году;
Движитель 4 гребных винта.
Скорость хода 34,9 узла в 1926 году;
Дальность плавания 7000 (проектная)/7900 (фактическая) морских миль на 14 узлах
Экипаж 604 человек по проекту; 616-631 фактически в 1926-1937 годах; 639 после модернизации.

 

Вооружение:

Артиллерия Исходно: 6 × 1 - 200-мм/50 Тип 3;
После модернизации: 3 × 2 - 203-мм/50 Тип 3 № 2
Зенитная артиллерия Исходно: 4 × 1 76-мм/40 Тип 3, 2 7,7-мм пулемёта Льюиса;
После модернизации: 4 × 1 120-мм/45 Тип 10, 4 × 2 - 25-мм/60 Тип 96, 2 × 2 13,2–мм пулемёта Тип 93
Минно-торпедное вооружение Исходно: 12 (6 × 2) - 610-мм ТА Тип 12 (12 торпед Тип 8);
После модернизации: 8 (2 × 4) - 610-мм ТА Тип 92 (16 торпед Тип 90, с 1940 Тип 93)
Авиационная группа Исходно: стартовая платформа для 2 гидросамолётов Тип 2 или Тип 14; 1 катапульта (с 1932 года), до 2 гидросамолётов Тип 90, Тип 94 или Тип 95.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...