Ракетные крейсера типа Бостон

Ракетный крейсер Канберра в открытом море
Ракетные крейсера типа «Бостон» (англ. Boston class cruisers) - два переоборудованных ЗРК «Терьер» тяжёлых крейсера типа «Балтимор». Корабли этого типа стали первыми в мире ракетными крейсерами.C появлением после окончания Второй мировой войны

новых средств поражения кораблей (скоростные реактивные самолёты, крылатые ракеты) возникла насущная необходимость в разработке корабельного зенитного ракетного оружия. Ствольная зенитная артиллерия не могла более уверенно справляться с скоростными реактивными машинами, чья скорость приближалась к скорости звука.

После отказа от морально устаревшего ЗРК Lark, разрабатываемого с 1944 года, ВМФ США в рамках программы "Bumblebee" разработал ряд новых видов управляемого зенитного оружия, первым из которых стал ЗРК среднего радиуса действия RIM-2 Terrier.

Хотя инженеры считали, что для базирования ракет нужны будут специализированные корабли, ВМФ США решил первоначально ограничиться перестройкой уже имеющихся единиц.
Причина была в основном экономической, флот США после войны был крупнейшим и сильнейшим в мире, и Конгресс отказывался финансировать постройку новых крупных единиц в то время, когда большинство наличных было спущено со стапеля лишь недавно.
В результате, было решено воспользоваться для переделки находившимися в хорошем техническом состоянии многочисленными тяжелыми крейсерами типа «Балтимор», многие из которых были поставлены в резерв сразу после войны.

 

 

Модернизация

Первыми кораблями, на которые были установлены ЗРК «Терьер», стали тяжёлые крейсера типа «Балтимор» - CA-69 «Бостон» и CA-70 «Канберра». После переоборудования они получили номера CAG-1 и CAG-2 и стали первыми в мире ракетными крейсерами.

Оба корабля были выведены из резерва и поставлены на модернизацию в 1952 году. Первоначальный проект предусматривал полную перестройку кораблей с демонтажем всей артиллерии ГК, но с целью снижения технического риска решено было ограничиться заменой только кормового вооружения.

В ходе модернизации, кормовая башня 203-мм орудий, включая бронированные барбеты, а также спаренная кормовая 127-мм/38 артустановка были демонтированы. На их месте инженеры ВМФ США смонтировали две двухбалочные пусковые установки Mk-4 ЗРК «Терьер».

Перед пусковыми установками, на надстройке корабля, были смонтированы на конических трубчатых опорах располагались два радара наведения ракет. На CAG-1 это были Mark 25 Mod 7, на CAG-2 вместо них стояли более новые SPQ-5.
Наведение ракет основывалось на принципе "осёдланный луч", то есть ракета двигалась в расчетную точку перехвата по линии, описываемой вращающимся узким лучом радара.
В результате, крейсер мог одновременно обстреливать не более двух целей. Монтаж двух пусковых установок был обусловлен главным образом желанием повысить скорострельность (каждая установка перезаряжалась 30 секунд, установка двух позволяла уменьшить промежуток между залпами до 15 секунд), и обеспечить возможность стрелять двухракетными залпами.

На решётчатой фок-мачте разместили поисковый радар AN/SPS-8, а на новой шестовой грот-мачте - радар целеуказания CXRX в полусферическом колпаке. За время карьеры, радарное оснащение обоих кораблей неоднократно перестраивалось.

Носовая часть кораблей с ее 203-миллиметровыми и 127-мм/38 артустановками осталась практически неизменной. Были проведены лишь те переделки, которые были необходимы для расположения электронного оборудования зенитно-ракетного комплекса.

В качестве дополнительного вооружения на кораблях смонтировали дополнительно 6 спаренных 76-мм/50 зенитных автоматических орудий.

 

 

Карьера

Оба корабля вступили в строй в 1955-1956 году. Первоначально, они в основном рассматривались как экспериментальные единицы. "Бостон" провел большую часть своей карьеры в составе Средиземноморского Флота.
"Канберра" совершила в 1960 кругосветное плавание с целью демонстрации технических возможностей ВМФ США широкой публике в союзных странах.

Оба корабля участвовали во Вьетнамской Войне. Ввиду того, что их зенитные комплексы уже рассматривались как устаревшие, корабли в основном привлекались к задаче артиллерийской поддержки войск своими 203-миллиметровыми и 127/38-мм артустановками.
В мае 1968 года оба корабля были переименованы из CAG обратно в CA, т.е. тяжелые крейсера (хотя их зенитное вооружение не демонтировалось). Оба они в итоге были выведены в резерв в 1970 году, и списаны на слом к 1978.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 13 600 т (стандартное), 17 500 т (полное).
Длина 205,4 м.
Ширина 21,6 м.
Осадка 8,8 м.
Двигатели 4 бойлера/4 турбины Westinghouse.
Мощность 120 000 л. с. (88,3 МВт).
Движитель 4.
Скорость хода 33 узла (61,1 км/ч).
Экипаж 1700 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия CA-69:
9 × 203 мм/55.
12 × 127 мм/38 CAG-1:
6 × 203 мм/55,
10 × 127 мм/38,
12 × 76 мм/50.
Ракетное вооружение 2 × 2 ПУ ЗРК «Терьер».


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...