Лёгкий крейсер Бонавенчер

HMS Bonaventure (31) (Корабль Его Величества «Бонавенчер», «Бонавентура») - британский лёгкий крейсер типа «Дидо». Заказан по программе 1937 года 21 марта того же года. Заложен на верфи Scotts в Гриноке 30 августа 1937 года.
Спущен на воду 19 апреля 1939 года, став десятым кораблем Королевского флота, получившим это название.
24 мая 1940 года крейсер введён в строй.
Основные характеристики:
Водоизмещение стандартное 5600 т, полное 6850 - 7170 т.
Длина 147,82/154,23 м.
Ширина 15,4 м.
Осадка 5,1 м.
Бронирование Пояс - 76 мм;
траверзы - 25 мм;
палуба - 51…25 мм;
башни - 13 мм.
Двигатели 4 ТЗА Parsons.
Мощность 62 000 л. с. (45,6 МВт).
Скорость хода 32,25 узла (59,7 км/ч).
Дальность плавания 5560 морских миль на 15 узлах.
Экипаж 487 - 530 человек.
Вооружение:
Артиллерия 4 × 2 - 133-мм/50.
Зенитная артиллерия 2 × 4 - 40-мм/40, 2 × 4 - 12,7-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
После вступления в строй до 19 июня 1940 года проходил испытания.
5 июля крейсер отправился в первый поход, совместно с линкором Revenge эскортируя в Галифакс (Канада) лайнеры Sobieski, Monarch of Bermuda и Batory перевозившие на борту золото.
18 июля крейсер отплыл из Галифакса, с заходом на Бермуды, в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Уже 25 июля он приступил к службе в составе 15-й эскадры крейсеров Home Fleet’а.
21 августа вместе с крейсером Coventry крейсер выходил для сопровождения атлантического конвоя. После этого в сентябре выходил в составе флота к северо-западным подходам и нёс службу по перехвату рейдеров и обеспечению торгового судоходства.
16 октября «Бонавенчер» совместно с однотипным крейсером Naiad и эсминцами Brilliant, Electra, Maori и Sikh выходили на сопровождение только вступившего в строй линейного корабля King George V, совершавшего переход из Тайна в Розайт.
В ноябре крейсер был определён для службы в составе Средиземноморского флота совместно с 15-й эскадрой крейсеров. Тем не менее, 6 ноября крейсер продолжил службу в северных патрулях, получив из-за погодных условий повреждения палубы.
4 декабря крейсер встал на ремонт в Розайте, по окончании которого был назначен в эскорт войскового конвоя WS5A, следовавшего из Великобритании на Средний Восток. Конвой состоял из четырёх судов, предназначенных для Мальты и Пирея, которые предполагалось провести в рамках операции Excess.
18 декабря конвой вышел из порта. Вмести с ним шли корветы Clematis, Cyclamen, Geranium и Jonquil, которые должны были сопровождать его до Фритауна. 25 декабря «Бонавенчер» совместно с тяжёлым крейсером Berwick, легким крейсером Dunedin и авианосцем Furious участвовали в бою у мыса Финистре с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер», отбив его атаку на конвой.
В течение 26 декабря крейсер собирал суда конвоя, разбежавшиеся во время атаки.
28 декабря «Бонавенчер» перехватил немецкое грузо-пассажирское судно Baden (8204 брт) примерно в 325 морских милях к северо-востоку от Понта Дельгадо, Азорские острова, в точке 43°00′ с. ш. 23°50′ з. д.
Немецкое судно следовало с Тенерифе во Францию.
Плохая погода помешала захватить судно и «Бонавенчер» потопил его торпедами. В тот же день крейсер оставил конвой и вместе с упомянутыми ранее четырьмя торговыми судами направился в Средиземное море.
На Средиземном море
6 января 1941 года «Бонвенчер» совместно с эсминцами Hasty, Hero, Hereward и Jaguar вошёл в состав Соединения F, которое предназначалось для прикрытия судов в проливе Skerki.
7 января к конвою присоединилось Соединение H, составившее дополнительное сопровождение (операция Excess).
9 января корабли подверглись воздушным атакам итальянских бомбардировщиков, три из которых были сбиты. После этого, утром 10 января, «Бонавенчер» совместно с эсминцем Hereward принял участие в бою с двумя итальянскими миноносцами, один из которых, Circe, был повреждён, а второй, Vega - потоплен.
Крейсер получил незначительные поверхностные повреждения и 2-х членов экипажа убитыми. После боя «Бонавенчер» прикрывал подорвавшийся на мине эсминец Gallant, шедший на буксире эсминца Mohawk. 11 января крейсер пришёл на Мальту и присоединился к 15-й эскадре крейсеров Средиземноморского флота.
14 января совместно с крейсерами Perth и Orion и эсминцем Jaguar он отплыл в Александрию.
В феврале крейсер был перебазирован в бухту Суда, на Крите, совместно с кораблями своей эскадры.
24 февраля «Бонавенчер» совместно с крейсером Gloucester, эсминцами Hereward и Decoy сопровождали вооруженное десантное судно Rosaura, используемое для переброски войск.
Корабли участвовали в операции Abstention - высадке подразделений коммандос на остров Кастелоризо в Эгейском море. Операция была отменена.
27 февраля «Бонавенчер» с крейсером Perth и эсминцами Hasty и Jaguar вновь сопроводил Rosaura в ходе повторной попытки высадки на Кастелоризо. 28 февраля крейсер патрулировал к северу от Кастелоризо, во время высадки, которая закончилась катастрофой.
1 марта «Бонавенчер» был переведён в 3-ю эскадру крейсеров.
6 марта «Бонавенчер» совместно с крейсерами Gloucester и York провёл конвой AG1 в Пирей. 9 марта корабль вернулся в Александрию.
21 марта из бухты Суда крейсер присоединился к сопровождению мальтийского конвоя MW-6. В тот же день, в 12:25 в районе острова Гавдос крейсер атаковали 2 Ju.88 из состава 4./LG1. Крейсер не только успешно уклонился от сброшенных бомб, но и сбил один из атаковавших самолетов, лейтенанта Фридриха-Вильгельма цур Нидена (Friedrich-Wilhelm zur Nieden).
23 марта, уже будучи на Мальте, крейсер получил осколочные повреждения во время воздушных атак на британские корабли на рейде Гранд-Харбора. Крейсер встал на кратковременный ремонт на Мальте, после которого он вернулся в Александрию в состав эскадры для сопровождения конвоев в Грецию (операция Lustre).
Гибель
Уже 30 марта «Бонавенчер» совместно с эсминцами Hereward, Griffin и австралийским Stuart шёл в охранении войскового конвоя GA-8, направлявшегося из Греции в Александрию. На переходе крейсер подвергся безуспешной атаке итальянской подводной лодки Dagabur. Однако ночью с 30 на 31 марта южнее Крита, недалеко от Соллума «Бонавенчер» был атакован другой итальянской подводной лодкой Ambra, которая из надводного положения выпустила по крейсеру две торпеды.
«Бонавенчер» получил торпеду в среднюю часть корабля с правого борта, после чего в крейсер попала или вторая торпеда или взорвались котлы. Он затонул в точке 33°20′ с. ш. 26°35′ в. д. в течение всего 6 минут. Вместе с кораблем погибли 137 человек, в том числе 17 офицеров. 310 человек были спасены эсминцами Hereward и Stuart.