Лёгкий крейсер Глазго

Лёгкий крейсер Глазго обстреливает крейсер Шербур
HMS Glasgow (Корабль Его Величества «Глазго») - британский лёгкий крейсер первой серии крейсеров типа «Таун». Заложен 17 декабря 1934 года, спущен на воду 16 апреля 1935 года. Его крестной матерью была жена премьер-министра Великобритании миссис Стэнли Болдуин.

8 сентября 1937 года строительство было завершено и корабль ввели в строй без некоторых компонентов основной системы управления огнём. Седьмой корабль Королевского флота, носивший это имя.

В мае 1939 года крейсер сопровождал лайнер Empress of Australia с королем Георгом VI на борту, совершавшим плавание в Канаду. Крейсер также участвовал во Второй мировой войне.
Девиз корабля звучал: «Memor es tuorum» - «Будем помнить о ваших предках».

 

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное 9 100 тонн, полное 11 350 тонн.
Длина 170,1/180,3 м.
Ширина 18,8 м.
Осадка 6,55 м.
Бронирование пояс - 114 мм;
траверзы - 63 мм;
палуба - 32 (51 над погребами) мм;
погреба - 114 - 32 мм;
башни - 102 - 51 мм;
барбеты - 25 мм.
Двигатели 4 ТЗА Parsons.
Мощность 75 000 л. с. (~55 МВт).
Движитель 4 трёхлопастных винта.
Скорость хода 32 узла (~59 км/ч).
Дальность плавания 7 320 миль на 13 узлах.
Экипаж 748 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50.
Зенитная артиллерия 4 × 2 - 102-мм/45.
Минно-торпедное вооружение 2 × 3 533-мм ТА.
Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта Supermarine Walrus.

 

 

Вторая мировая война

С началом войны, в сентябре 1939 года крейсер был введен в состав 2-й крейсерской эскадры Home Fleet’а. 2 сентября вместе с крейсером Southampton и 8-ю эсминцами вышел в Северное море к берегам Норвегии для взаимодействия с силами Хамбера по перехвату коммерческих судов завершающих рейсы в Атлантике и прорывающихся к берегам Германии.
3 сентября было получено сообщение о начале войны с Германией и корабли начали военные действия. 4 сентября находясь в патруле вместе с эсминцем Jersey перехватывает немецкий пароход «Johannes Molken Buhr», который был затоплен своим экипажем.
До 8 сентября крейсер продолжает патрулирование в Северном море совместно с крейсером Southampton, когда густой туман вынуждает оба корабля вернуться на базу в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах.

22 сентября совместно с крейсерами эскадры Southampton, Sheffield и Aurora вышел для патруля в пролив Скагеррак, однако операция была отменена после столкновения эсминцев Jersey и Javelin.

26 сентября с кораблями Home Fleet’а участвовал в сопровождении в базу поврежденной в Северном море подводной лодки Spearfish. На переходе соединение подвергалось воздушным атакам.

8 октября вышел вместе с линейными крейсерами Hood and Repulse и эсминцами в море на поиск прорвавшихся в Северное море немецких линкора Gneisenau и крейсера Koln.
С 08:00 9 октября соединение подверглось воздушным атакам самолетов Ju-88 и He-111. Глазго атаковал 31 вражеский самолет. В ходе отражения атак он израсходовал 668 102-мм снарядов. Несмотря на столь массивные атаки ни один из кораблей не пострадал, а командование сделало для себя ценные выводы, позволившие в дальнейшем успешно отражать подобные атаки.

12 октября крейсер вышел совместно с крейсером Newcastle для обеспечения защиты конвоев к юго от Исландии и западнее Бискайского залива. Хотя корабли патрулировали самостоятельно, они ежедневно встречались, сохраняя при этом радиомолчание. 14 октября крейсера получили сообщение, что немецкий рейдер Deutschland потопил 2 судна и захватил третье.
Эта новость заставила активизироваться Британское адмиралтейство в поисках рейдера. Большая группа крейсеров и эсминцев была выделена, чтобы предотвратить прорыв немецкого рейдера в домашние воды.
В то время, как Глазго патрулировал северо-западнее Шетландских островов, другие корабли стояли в полной боевой готовности в Клайде и Розайте. Однако предпринятые усилия были безуспешны и Deutschland благополучно пришел в Киль.

В это время Глазго перенаправили на выполнение другой задачи. Он был послан на высокой скорости на встречу ценного конвоя KJ3 в составе 19 танкеров, направлявшегося из Вест-Индии. При встрече конвоя возникли некоторые трудности при его поиске, однако в итоге конвой был взят под охрану. Малое количество топлива на борту крейсера вынудило его передать охрану конвоя другим кораблям, а сам крейсер ушел на заправку в Портсмут, куда и прибыл 25 октября. После дозаправки и пополнения запасов крейсер отправился в Розайт, куда прибыл 7 ноября.

11 ноября крейсер пришел в базу флота в Immingham’е, откуда 15 ноября ушел в Скапа-Флоу, где формировалось ударное соединение из крейсеров Belfast, Southampton и Aurora предполагавшегося базированием на Розайт, однако после подрыва 21 ноября Belfastа на магнитной мине, планы скорректировали и сбор соединения отменили.

23 ноября Глазго в компании эсминцев Maori и Zulu направился к берегам Норвегии с целью перехвата немецкого лайнера Bremen, предположительно возвращавшегося в Германию из Мурманска. Тяжелые погодные условия не сопутствовали успеху, и корабли были вынуждены вернутся на дозаправку в Розайт.

28 ноября крейсер выходил на поиски пропавшего парохода City of Flint, который, как оказалось был захвачен немецкими рейдерами, и экипаж которого был направлен в Германию.

В январе следующего года, крейсер был переведен в 18-ю крейсерскую эскадру Home Fleet’а. С 7 января он эскортировал конвой к северо-западным подходам совместно с крейсером Newcatle.

12 февраля крейсер в Тромсё захватил немецкий траулер Herrlichkeit (268 брт). После возвращения из этого похода крейсер встал на текущий ремонт в Белфасте, в ходе которого на крейсере модернизировали противоминную систему размагничивания. Ремонт продолжался до 20 марта.

 

 

Норвежская операция

Ещё до начала немецкого вторжения в Норвегию, английский флот разработал план своего вторжения. 6 апреля на борт крейсера в Скапа-Флоу был погружен 8-й батальон Шервудских стрелков (8th Battalion Sherwood Foresters).
Крейсер совместно с крейсерами Berwick, York и Devonshire в рамках операции Рупперт/R4 (Operation Rupert/R4) должен был высадить войска в Норвегии, однако 8 апреля операция была отменена, поскольку в море были обнаружены немецкие силы. Корабль вышел в море с несколькими крейсерами для поиска этих сил.

9 апреля крейсер совместно с крейсерами Manchester, Sheffield, Southampton, Aurora и эсминцами отделился для атаки немецких кораблей у Бергена. Однако позже и эта операция была отменена адмиралтейством. На отходе соединение подверглось мощной воздушной атаке, в ходе которой был потоплен эсминец Gurkha.
Рядом же с Глазго взорвалась одна бомба, от воздействия которой на борту оказалось двое убитых. Устраняя полученные повреждения вместе с крейсером Sheffield корабль направился на дозаправку в Скапа-Флоу, куда и прибыл 10 апреля. После дозаправки, 11 апреля крейсера совместно с 6-ю эсминцами типа Трайбл: Somali, Sikh, Mashona, Afridi, Matabele и Mohawk снова вышли для поиска немецких десантных судов.

13 апреля оба крейсера с теми же эсминцами отвлечены для выполнения операции Генри (Operation Henry): высадки в Намсусе морских пехотинцев. Корабли начали посадку войск. 14 апреля высадка передовых войск, которая прошла в Бангсунде (Bangsund), около Намсуса прошла успешно.
После высадки крейсера вместе с систершипами Manchester и Birmingham провели патрулирование на север (Operation Harry). Крейсер также прикрывал высадку десанта с эсминцев, после чего 17 апреля пришел в Скапа-Флоу для дозаправки и в Розайт для приема партии следующих войск.

22 апреля совместно с крейсерами Galatea и Sheffield и эсминцами Vansittart, Campbell, Icarus, Ivanhoe, Impulsive и Witch вышел из Розайта для проведения высадки в Andalsnes (Operation Sickle). 23 апреля крейсера встали на якорь у берега и с помощью эсминцев и малых судов успешно произвели высадку первой части 15-й пехотной бригады (15th Infantry Brigade). После этого корабли присоединились к главным силам флота к востоку от Шетландских островов.

28 апреля крейсер вместе с эсминцами Jackal and Javelin пошел к городу Молде, в котором к этому моменту укрылось норвежское правительство, которое посчитало город безопасным убежищем.
Однако уже 27 апреля город подвергся воздушным налетам, которые продолжались весь день. Бомбежки заставили членов правительства укрыться в убежище недалеко от гавани. Наследующий день бомбардировки продолжились. Немецкий летчики в идеальных погодных условиях совершали налеты почти безнаказанно. В связи с этим, использование Молде в качестве столицы стало нецелесообразным и королю Норвегии Хокону VII, наследному принцу Улафу и членам норвежского правительства было предложено эвакуироваться в любой другой норвежский порт или Англию на борту британского крейсера, коим и стал Глазго.
29 апреля крейсер вошел во фьорд и встал у набережной города, восточная которого пылала. Помимо членов королевской семьи и норвежского правительства на борт короля поднялись члены английской, польской, датской и французской дипломатических миссий. Помимо этого, на борт крейсера доставили 65 % золотого запаса Норвегии для последующей его транспортировки в Великобританию, во избежания захвата золота противником.
При отдаче швартовых Глазго подвергся безрезультатному нападению с воздуха. Крейсер доставил короля в Тромсё, где тот продолжал выполнять моральную поддержку своему народу, пока не был окончательно эвакуирован в Англию крейсером Devonshire 7 июня. Сам крейсер в сопровождении тех же эсминцев 30 апреля ушел в Скапа-Флоу.

 

 

Рейд в Исландию

По прибытии крейсер встал на короткий незапланированный ремонт, после чего, 7 мая направился в Гринок принять на борт морских пехотинцев. Крейсеру совместно с крейсером Berwick и эсминцами Fearless и Fortune предстояло участвовать в операции Форк (Operation Fork).
С целью предотвращения немецкой высадки в Исландии и строительство там немецких военно-морской базы или базы гидросамолетов, в непосредственной близости от Шотландии, британское правительство решило провести диверсионный рейд. 8 мая корабли с морскими пехотинцами на борту вышли из Гринока.
В ночь на 10 мая первая партия войск без проблем была высажена на берегу Хваль-фьорда в Рейкьявике. Войска захватили немецкое консульство, где были предприняты попытки уничтожения кодовых книг и секретных документов. Благодаря оперативным действиям британских подразделений часть документов удалось захватить.
Полковник Sturges, командир Королевской морской пехоты позже сообщал, что операция была бескровной, без единого, даже случайного выстрела. 11 мая, после посадки на борт плененных сотрудников немецкого консульства, корабли покинули столицу Исландии и направились в Ливерпуль, где на следующий день высадили своих пассажиров, в том числе и вынужденных.

После этого крейсер в Ливерпуле встал на ремонт, который продолжался весь июнь. Ремонт включал в себя установку поискового радара поверхность-воздух (Radar Type 286M).

 

 

Захват Gabbiano

Находясь в ремонте, 6 июня крейсер сменил капитана. Вместо Frank Henderson «Rammer» Pegram им стал Harold Hickling. 10 июня Италия вступила в войну на стороне стран Оси. И этим самым, она поставила под удар все свои суда, находящиеся в иностранных портах. В соседнем от Ливерпуля доке, в порту Мерсисайд стояло итальянское судно Gabbiano.
Капитан Хиклинг послал абордажную партию под командованием Lieutenant Commander Hugonin. Захват судна стал полной неожиданностью для итальянской команды. Она не оказала никакого сопротивления и была высажена на берег с личными вещами.

 

 

Столкновение с Imogen

1 июля, после окончания ремонта, крейсер вновь присоединился к флоту, но уже 16 июля, выходя вместе с крейсерами Southampton, Sussex и Shropshire в Северное море на поиск немецких кораблей, крейсер, в условиях густого тумана у en:Duncansby Head был протаранен на большой скорости эсминцем Imogen. От этого столкновения на эсминце произошел сильный пожар и спустя некоторое время он затонул. Крейсер также с тяжелыми повреждениями вернулся 22 июля в Ливерпуль и встал на ремонт, продолжавшийся вплоть до октября.

 

 

На Средиземном море

В октябре крейсер наконец вернулся на службу и новым её местом был выбран Средиземноморский театр. 30 сентября крейсер в компании авианосца Ark Royal, линкора Barham и 4-х эсминцев отправился в Гибралтар, куда прибыл 6 ноября. Уже 7 ноября крейсер в составе соединения X: линкор Barham, крейсер Berwick, эсминцы Gallant, Griffin, Greyhound и Encounter вышел на Мальту в рамках операции (Operation COAT).
10 ноября крейсер прибыл на Мальту, выгрузив войска, принятые в Гибралтаре и уже 11 ноября покинул остров, войдя в состав 7-й эскадры крейсеров Средиземноморского флота. Крейсер совместно с крейсерами Berwick, Gloucester и York исполнял роль прикрытия авианосца Illustrious, предпринявшего атаку на итальянскую военно морскую базу Таранто (Operation Judgement).

14 ноября совместно с крейсерами Berwick, York и австралийского Sydney приняв на борт 3400 солдат направился из Александрии в Пирей, где и высадил последние 16 ноября, позже вернувшись в Египет.

23 ноября вместе с крейсерами Gloucester, York и 4-мя эсминцами образовал Соединение E, которое должно было прикрывать конвой MW4, двигающийся на Мальту. 26 ноября корабли Соединения и конвой благополучно прибыли на остров, а 27 ноября Соединение E вышло с Мальты, прикрывая в течение 28 ноября на переходе Соединение F из крейсеров Manchester и Southampton, перевозивших на своем борту войска из Гибралтара на Мальту, вплоть до его присоединения Средиземноморскому флоту. 29 ноября вместе с Соединениями D, E и F стал частью эскорта конвоя ME4 шедшего с Мальты в Александрию.

 

 

Торпедные повреждения

1 декабря крейсер прибыл в Александрию, но уже 2 декабря был вынужден снова выйти в море - он направился в бухту Суда, на Крите. 3 декабря, находясь на якоре в бухте, он подвергся атаке итальянских торпедоносцев SM.79 из состава 278-й эскадрильи, которые сбросили свой смертоносный груз с расстояния в 2700 метров.
В 15:40 1-я 450-мм торпеда WA-130 поразила крейсер в носовую часть правого борта, образовав пробоину размером 22 х 22 фута (6,7 х 6,7 метра). Через минуту вторая торпеда поразила крейсер с правого борта в корму, выведя из строя башню «X» и оба винта. На его борту погибло 2 человека и ещё 7 было ранено.
Благодаря самоотверженным действиям экипажа пробоину удалось заделать и обеспечить крейсеру 16-и узловый ход. Несмотря на тяжелые повреждения, крейсер в 23 часа того же дня смог самостоятельно, под прикрытием систершипа Gloucester, направиться в Александрию 17-18-и узловым ходом. Оба крейсера благополучно прибыли туда 5 декабря. Тем не менее, итальянская пропаганда заявила, что крейсер был потоплен.

10 декабря крейсер встал на временный ремонт, продолжавшийся весь январь и половину февраля. В это время, его должен был заменить систершип Southampton, отправленный чуть ранее в Индийский океан, а теперь отозванный назад. Через месяц он погибнет под бомбами немецких пикировщиков.

 

 

Модернизация

30 июня крейсер был отозван из Состава Западного соединения в Белфаст на ремонт. 3 июля он прибыл на Тайн и встал на ремонт на верфи Palmer’s Yard в en:Hebburn для устранения полученных повреждений.

В ходе ремонта, который проходил без малого год, на Глазго была снята кормовая башня «X». Были установлены новые радиолокационные установки вместе с системой наведения самолетов (Outfit YE). Радар воздушного обнаружения Type 281, который использовался только с применением мачты был заменен новым Type 281B. Радар надводного обнаружения Type 273 был заменен на Type 293. Радар управления огнем Type 284 заменили на Type 274.

Только 29 июня 1945 года крейсер вернулся в состав флота. Поскольку войнв в Европе к тому моменту уже закончилась, крейсер был направлен служить в Ост-Индию, перед этим, весь июль проведя в Средиземном море. 22 августа совместно с крейсером Jamaica, крейсер вошел в состав Восточного флота.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...