Лёгкий крейсер Фиджи

Лёгкий крейсер Фиджи на службе
HMS Fiji (58) (Корабль Его Величества «Фиджи») - британский лёгкий крейсер, головной корабль первой серии крейсеров типа «Краун Колони». Заказан 20 декабря 1937 года на верфи John Brown & Company в Клайдбэнке и заложен 30 марта 1938 года.

Крейсер был спущен на воду 31 мая 1939 года. Первый корабль Королевского флота с таким названием. 17 мая 1940 года строительство было завершено и корабль вошел в строй.
Девиз корабля звучал: «Rere raka na haloa ka doka na tui» - «Бойся Бога и чти короля».

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Стандартное - 8530 т, полное - 10 450 т.
Длина 163,98/169,32 м.
Ширина 18,9 м.
Осадка 6,1 м.
Бронирование пояс - 83 мм;
траверзы - 51 мм;
палуба - 51 мм;
погреба - 83 мм;
башни - 51 мм;
барбеты - 25 мм.
Двигатели 4 ТЗА Parsons.
Мощность 80 000 л. с. (58,8 МВт).
Скорость хода 32,25 узла (59,7 км/ч).
Дальность плавания 6520 морских миль на скорости 13 узлов.
Экипаж 780 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50, 4 × 2 - 102-мм/45.
Зенитная артиллерия 2 × 4 - 40-мм/40, 2 × 4 - 12,7-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта.

 

4 июня 1940 года крейсер отправился в Вест-Индию для завершения испытаний, сделав заход на Мартинику. По завершении испытаний крейсер вернулся в Великобританию, где 1 августа 1940 года был зачислен в состав 18-й эскадры крейсеров. Корабль предназначался для патрульных операций у северо-западных подходов и был включен в состав группы, которая должна была осуществить высадку британских войск в Вишистском Дакаре (Operation Menace).

 

 

Повреждение торпедой U-32

30 августа вышел в рамках этой операции в составе Соединения «M»: линкоры Barham и Resolution, авианосец Ark Royal и тяжелый крейсер Devonshire в сопровождении эсминцев Inglefield, Eclipse, Echo и Escapade. 31 августа Соединение у северо-западных подходов встретилось с транспортами на борту которых находились десантные войска.
А 1 сентября Фиджи в 18-00 на позиции 58°10′ с. ш. 12°55′ з. д. был атакован и поврежден немецкой подводной лодкой U-32. крейсер был отправлен в Клайд под эскортом эсминца Antelope, встав 4 сентября на ремонт в Гриноке, который продлился до 31 января 1941 года, когда крейсер вернулся в состав Home Fleet’а.

Февраль и март крейсер провел в патрулировании северо-западных подходов. 26 марта вместе с крейсером Nigeria Фиджи выходил в Датский пролив для перехвата немецких торговых рейдеров.

28 марта он вышел вместе с линкором King George V и 2-мя крейсерами на поиск немецкого карманного линкора Admiral Scheer, который по сообщениям прорвался в Атлантику. Поиск оказался безуспешным.

30 марта вместе с Nigeria вышел на соединение с линейным крейсером Hood, для прикрытия конвойных маршрутов Великобритания — Гибралтар от атак немецкий кораблей.

5 апреля крейсер присоединился в Бискайском заливе к Соединению «H»: авианосец Ark Royal, линейный крейсер Renown, чуть позже крейсер Sheffield и эсминцам 8-й флотилии для поисков немецких линкоров Шарнхорст и Гнейзенау.

24 апреля Фиджи был в составе эскорта авианосца Ark Royal, доставляющего самолеты на Мальту (Operation Dunlop).

6 мая крейсер вошел в состав сил (Соединение «F»), предназначающихся для усиления Средиземноморского флота: линкор Queen Elizabeth, крейсера Gloucester и Naiad и вышел из Гибралтара (Operation Tiger). 8 мая Соединение прошло Сицилийские узости, сопровождаемое 6-ю эсминцами типа F из состава Соединения «H».
9 мая корабли этого соединения встретились с частью кораблей Средиземноморского флота и стали частью эскортных сил конвоя Tiger. 10 мая корабли подвергались воздушным атакам, а 12 мая прибыли в Александрию сразу войдя в состав сил, осуществляющих поддержку защитникам Крита.

13 мая он отправился, а 15 мая высадил в Ираклионе подразделения Лейстерского полка, после чего, совместно с крейсером Gloucester, и эсминцами Havock и Hotspur образовал Соединение «B».
С 16 мая Соединение «B», совместно с линкором Queen Elizabeth составляло прикрытие эсминцев, которые выполняли перехват судов вторжения Оси.

21 мая вместе с крейсером Gloucester входит в состав Соединения «A1», в котором помимо них находятся линкоры Warspite и Valiant. Это соединение выполняло роль поддержки Соединения «C»: крейсера Naiad, Perth, Calcutta и Carlisle, эсминцы Kandahar, Kingston и Nubian, которое предназначалось для атак судов вторжения в проливе Китера.

 

 

Гибель

22 мая оба крейсера Соединения A1 совместно с эсминцами Greyhound и Griffin задержались с выходом из пролива Китеры и попали под массированные воздушные атаки. После одной из них в 13.51, Greyhound был потоплен и командующий соединением контр-адмирал Кинг приказал эсминцам Kandahar и Kingston спасти экипаж, а обоим крейсерам не зная, что на крейсерах практически закончился запас зенитных снарядов, прикрыть операцию спасения.
Корабли-спасатели подвергались мощным воздушным атакам, а в 14.56 Кинг наконец узнал о кончающемся боезапасе, и приказал им уходить, оставив на месте свои шлюпки и пло­тики и как можно скорее соединиться с эс­кадрой. Пока попаданий не было, но Kingston был поврежден близкими разрывами.

В 15.30 Gloucester и Фиджи уже были видны за кор­мой эскадры, догоняя её на большой скорости. Однако через 20 минут Gloucester получил несколько попада­ний (три или четыре).
Крейсер остановился, охваченный бушующими по­жарами, верхняя палуба была искорежена. Конец его был не за горами. Фиджи сбросил свои спасательные пло­тики, но, учитывая интенсивность воздушных атак, кон­чающиеся боеприпасы и топливо, его капитан был вы­нужден вместе с эсминцами отходить на юг.
Во время отхода одиночный немецкий самолет попал бомбой в Фиджи, вызвав снижение скорости и крен. Последующие атаки принесли ещё три попадания и в 20.15 крейсер перевернулся и затонул в точке 34°35′ с. ш. 23°10′ в. д. Немедленное спасение экипажа эсминцами Kandahar и Kingston было невозможно из-за продолжающихся атак и они ушли, сбросив спасательные средства. После наступления темноты 523 человека из 780 членов экипажа крейсера были подобраны из воды.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...