Лёгкий крейсер Кёльн

Лёгкий крейсер Кёльн в море
«Кёльн» (нем. Köln) - немецкий лёгкий крейсер времён Второй мировой войны.Разработка проекта новых крейсеров в рамках Версальских ограничений началась в 1924 году под руководством главного конструктора инженера Эренберга.

В рамках проекта (тип «К») было построено три крейсера: «Кёнигсберг», «Карлсруэ» и «Кёльн».

Крейсер «Кёльн» заложен 7 августа 1926 года на Военно-морской верфи (Reichsmarinewerft) в Вильгельмсхафене в как крейсер «D» («Ersatz Arcona» - замена крейсера «Аркона»), спущен на воду 23 мая 1928 года и введен в состав флота 15 января 1930 года.
Торжественную речь при спуске корабля на воду произнес обер-бургомистр Кёльна доктор Конрад Аденауэр - будущий канцлер ФРГ.

Название корабль получил в честь города Кёльн, его предшественниками с этим же именем стали лёгкий крейсер SMS Cöln (1909) типа «Кольберг», погибший в ходе Гельголандского сражения 1914 года и лёгкий крейсер SMS Cöln (1916), затопленный экипажем в Скапа-Флоу в 1919 году.
Разница в написании слова «Кёльн» в названиях крейсеров периода Германской империи и Третьего рейха объясняется тем, что в период с 1900 по 1919 годы официально было принято написание Cöln, в то время, как после 1919 года - Köln.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное 6650 т, полное - 8100 т.
Длина 169 /174 м.
Ширина 15,2 м.
Осадка 5,6 - 6,2 м.
Бронирование Главный пояс - 50+15-10 мм,
палуба - 20…40 мм,
траверсы - 70 мм,
башни - 30…20 мм,
рубка - 100…30 мм.
Двигатели 2 ТЗА, 2 дизеля MAN, 6 ПК.
Мощность Турбины - 68 200 л. с., дизели - 1800 л. с.
Скорость хода 32 узла (59,3 км/ч).
Дальность плавания 3100 морских миль на 13 узлах.
Экипаж 610 - 615 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 3 × 3 - 150-мм/60.
Зенитная артиллерия 3 × 2 - 88-мм/76, 4 × 2 - 37-мм/83, 4 × 1 - 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 4 × 3 - 533-мм ТА, 120 мин.
Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта.

 

 

Предвоенные годы

После ввода в состав флота новый крейсер был укомплектован моряками списанного крейсера «Амазоне». После окончания испытаний и первого похода крейсер был зачислен в Разведывательные силы флота. Корабль участвовал в различных манёврах, учениях, походах в зарубежные воды (посетил порты Копенгаген, Лас-Пальмас, Сент-Винсент, Санта Крус де Тенерифе, Виго, норвежские воды).
В марте 1932 года "Кёльн" переходит в распоряжение учебного отряда, совершает дальнее плавание с посещением портов Сицилии, Египта, Индии, Голландской Ост-Индии, Австралии, Океании, Японии, Китая, Сингапура, Цейлона, Крита, Испании. За время похода крейсер прошёл 37 000 миль.

С началом 1934 года крейсер возвращается в состав Разведывательных сил, занимается боевой подготовкой, охраной рыболовства, совершён ряд походов в Атлантику. В течение 1936 - 1937 годов трижды совершает походы в воды охваченной гражданской войной Испании.
21 - 23 марта 1939 года, в составе соединения кораблей Кригсмарине, участвует в аннексии литовского города Клайпеда (Мемель). На борту входившего в состав соединения тяжёлого крейсера "Дойчланд" находился Адольф Гитлер.

 

 

Вторая мировая война

В начале войны «Кёльн» находился на Балтийском море, но был вскоре вместе с лёгкими крейсерами «Нюрнберг» и «Лейпциг» передислоцирован в Северное море, где принимал участие в постановке системы оборо­нительных минных заграждений «Вествалль».
До мая 1940 года корабль был флагманом Разведывательных сил под командованием контр-адмирала Гюнтера Лютьенса, прикрывал минные постановки, выходил в море в составе соединений тяжелых кораблей с целью поиска судов с нейтральной контрабандой, нападения на корабли британского северного патруля, а также для выманивания британских кораблей под удары Люфтваффе и подводных лодок Кригсмарине.

 

Лёгкий крейсер «Кёльн» и гидросамолёт He 60

Лёгкий крейсер Кёльн и гидросамолёт He 60

 

Во время проведения операции «Weserübung» по захвату Дании и Норвегии «Кёльн» стал флагманом «Группы 3» под командованием контр-адмирала Хуберта Шмундта.
Во время этой операции погибли оба систершипа «Кёльна» - «Карлсруэ» сильно повредила торпедой британская подводная лодка на обратном пути в Германию, а «Кёнигсберг» стал жертвой налёта британской морской авиации. «Кёльн» не погиб во время этого налёта только потому, что адмирал Шмундт решил увести неповреждённые корабли в соседний фьорд.

До февраля 1941 года «Кёльн» занимался минными постановками, а после был переклассифицирован в учебный корабль, как и все уцелевшие лёгкие крейсера Германии. Основными их задачами стали:

Первоначальное обучение азам кора­бельной службы новобранцев строевых и техни­ческих специальностей;

Корабельная практика выпускников школ унтер-офицеров;

Корабельная практика курсантов воен­но-морских училищ;

Использование крейсеров в качестве ко­раблей мишеней и проведения различных экспе­риментов и испытаний.

 

Большая часть экипажа крейсера комплектовалась курсантами-стажёрами.

В сентябре 1941 года наряду с крейсером «Нюрнберг» вошёл в состав так называемого «Балтийского флота», в задачу которого входило недопущение прорыва советских кораблей из Финского залива в случае падения Ленинграда. Предполагавшееся сражение не состоялось.

В октябре того же года крейсер обстреливал позиции советских войск на острове Даго.

После ремонта в июле 1942 года «Кёльн» вновь прибывает в Норвегию. В непосредственных боевых действиях не участвует, после Новогоднего боя 31 декабря 1942 года, как и некоторые другие тяжёлые корабли Кригсмарине, готовится к списанию. 17 февраля выведен из состава флота и поставлен на консервацию.

В январе 1944 года корабль отбуксировали в Кёнигсберг. 1 июля 1944 года его расконсервировали в качестве учебно­го корабля для курсантов военно-морского и инженерного училищ. В октябре участвовал в минных постановках в балтийских проливах, у входа в Скагеррак.

В течение конца 1944 - начала 1945 года неоднократно подвергался бомбардировкам союзной авиации в Осло, Киле и Вильгельмсхафене. 30 марта во время налета 8 американских самолетов полу­чил серьёзные повреждения и сел на грунт. 5 апреля 1945 года лёгкий крейсер «Кёльн» вывели из состава флота, а 2 мая 1945 года обломки корабля взорвали. Корпус был разобран в 1946 году.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...