Лёгкий крейсер Лейпциг

Лёгкий крейсер Лейпциг в море
«Лейпциг» - лёгкий крейсер Кригсмарине времён Второй мировой войны. Вместе с однотипным «Нюрнбергом» представлял собой развитие крейсеров типа «К».В боевой состав германских ВМС в течение 1920-х годов вошли четыре лёгких крейсера.

Три последних, представлявших собой тип «К», являлись серьёзным успехом как в области собственных ТТХ, ставивших их на лидирующие позиции в своем классе, так и в области технологичности их постройки.
В 1928 году немецкий конструктор Блешчмидт получил задание на проектирование очередного лег­кого крейсера для германского флота. Новый проект крейсеров получил условное обозначение «тип Е».

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Стандартное - 6515 т, полное - 8250 т.
Длина 165,8/177,1 м.
Ширина 16,3 м.
Осадка 5,7 м.
Бронирование главный пояс - 20…50…35 мм,
палуба - 20…25 мм,
траверзы - 70 мм,
башни - 30…20 мм,
рубка - 100…30 мм.
Двигатели 6 паровых котлов, 2 турбины системы Парсонса производства «Germania» (Киль), 4 дизеля MAN.
Мощность Турбины - 60 000 л. с., дизели - 12 600 л. с.
Скорость хода 32 узла (59,3 км/ч).
Дальность плавания 3780 морских миль на скорости 15 узлов.
Экипаж 534 человека.

 

Вооружение:

Артиллерия 3 × 3 — 150-мм/60.
Зенитная артиллерия 3 × 2 — 88-мм/76,
4 × 2 — 37-мм/83,
4 × 1 — 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта.

 

За основу проекта были взяты предшественники - крейсера типа «К». К числу наиболее существенных отличий относилось: сведение дымоходов котлов в одну тру­бу, расположение кормовых башен ГК в диаметральной плоскости (в отличие от расположение уступом на типе «К»).
Конструкцию корпуса усилили, применили були, охватывавшие броневой пояс, и бульбообразную носовую оконеч­ность. Пояс с наклоном 18° наружу имел толщину 50 мм в средней части, 20 мм в носу и 35 мм в корме. Толщину броневой палубы в месте стыка с нижней кромкой пояса увеличили с 20 до 25 мм, к бортам палуба закруглялась в виде дуги.

 

 

Предвоенные годы

Корабль под обозначением Kreuzer «E» («Ersatz Amasone» - замена крейсера «Амазоне») был заложен на Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене 16 апреля (по другим данным, 14 апреля) 1928 года. 18 октября 1929 года (в очередную годов­щину «Битвы Народов» с Наполеоном в 1815 году у Лейпцига), крейсер спустили на воду и назвали «Лейпцигом».

8 октября1931 года начались испытания корабля, а 18 августа этого же года крейсер зачислили в состав Разведыватель­ных сил флота. Первые годы службы корабль провёл в многочисленных походах, в том числе с посещением зарубежных портов, в учениях флота, проводил боевую подготовку.
В июле 1934 года «Лейпциг» совместно с крейсером «Кёнигсберг» совершает визит в Портсмут - первый визит кораблей ВМС Германии в Великобританию с 1914 года. Время от времени «Лейпциг» являлся флагманским кораблём Разведывательных Сил.

В 1935 году, после окончания действия Версальских ограничений, на корабле монтируется авиационное оборудование. С августа по октябрь 1936 года, после ремонта в Вильгельмсхафене с марта по май и в июне 1937 года крейсер совершал походы в испанские воды, где шла Гражданская война, в которой Германия поддерживала сторонников Франко. 15 и 18 июня крейсер был атакован неизвестными подводными лодками.

С декабря 1938 по март 1939 года года корабль находился в ремонте на верфи «Дойче Верке» в Киле. 23 марта в составе эскадры принимает уча­стие в присоединении к Германии Мемеля (Клайпеды). 23 августа (по другим данным, 24 августа) 1939 года «Лейп­циг» приступил к блокаде польского побережья.

 

 

Вторая Мировая война

В начальный период войны крейсер занимался разного рода минными постановками, поиском вражеских и нейтральных су­дов с контрабандой в составе различных соединений надводных кораблей.
Во время одной из заградительных операций 13 декабря 1939 года крейсер был торпедирован британской подводной лодкой «Salmon» и получил серьёзные повреждения.

27 февраля 1940 года «Лейпциг» исключили из списков флота, но было принято решение восстанавливать его в качестве учебного крейсера.
С него сняли 4 котла, вместо них оборудовали кубрики для курсантов. Скорость хода в результате упала до 14 узлов. 1 декабря 1940 года «Лейпциг» вновь вошёл в состав флота, его приписы­вают к артиллерийской и торпедной школам.

В июне - июле 1941 года крейсер находился, вместе с другими боевыми кораблями Кригсмарине, в норвежских водах, а в сентябре 1941 года вошёл в состав южной группы соединения, получившего название «Балтийский флот», базирующейся в Лиепае. Целью его стало недопущение ухо­да советских кораблей в Швецию в случае их прорыва из Ленинграда.
После расформирования соединения, в конце сентября участвовал в обстреле советских позиций на Моонзундских островах. Во время этого задания подвергся торпедной атаке, вероятнее всего, со стороны советской подводной лодки «Щ-319» капитан-лейтенанта Н. С. Агашина. В октябре корабль возвращается к выполнению обязанностей учебного крейсера.

4 марта 1943 года «Лейпциг» исключили из списков флота со спуском военно-морского флага. 1 августа этого же года вновь вошёл в строй как учебный корабль для рулевых и штурманов. 15 октября 1944 года тяжело повреждён в результате столкновения с тяжёлым крейсером «Принц Ойген», после чего исключён из списков флота и превращён в несамоходный учебный корабль.

В марте 1945 года крейсер обстреливал на­ступавшие советские войска, 25 марта «Лейпциг» ушёл с рейда Хела на за­пад, увозя с собой около 500 беженцев и раненых. Пе­реход проходил на дизелях с небольшой скоростью. Несмотря на угрозу со стороны советской авиации и подводных лодок, «Лейпциг» благополучно добрался до района севернее Фленсбурга.

После капитуляции Германии некоторое время служил в качестве плавучей казармы в Вильгельмсхафене. 11 июля 1946 года «Лейпциг» был затоплен в точке с координатами 57°53’N/06°13’E. На борту корабля находилась часть запасов газового оружия Вер­махта (по другим данным, «Лейпциг» был затоплен 20 июля и без химического оружия).


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...