Лёгкий крейсер Магдебург

Магдебург (нем. SMS Magdeburg (1911)) - лёгкий крейсер ВМС Германии периода Первой мировой войны. Головной корабль одноимённого типа. Крейсер «Магдебург» был заложен компанией «Везер» на верфях в городе Бремен в 1910 году.
Спуск на воду состоялся 13 мая 1911 года, введён в состав флота 20 августа 1912 года.
Длина крейсера составляла 138,7 м (136 м по ватерлинии), ширина - 13,5 м, осадка - 5,1 м, водоизмещение - 4550 т. На «Магдебурге» были установлены 12 скорострельных орудий калибром 105 мм и длиной в 45 калибров, два расположенных ниже ватерлинии 500 мм торпедных аппарата, а также зенитные орудия. Крейсер нёс 120 морских мин заграждения и устройства для их сброса. Численность команды составляла 373 человека.
Три турбины «Германия» общей мощностью 33500 л. с. и три винта позволяли развить скорость в 27,6 узлов. При полной загрузке в 1200 тонн угля и крейсерской скорости в 12 узлов «Магдебург» мог пройти 5820 морских миль.
Основные характеристики:
Водоизмещение 4550 т.
Длина 138,7 м.
Ширина 13,4 м.
Высота 8,2 м.
Осадка 4,4 - 5,16 м.
Бронирование Броневой пояс - 60 мм;
палуба - горизонтальная поверхность 20…40 мм,
скосы 40…60 мм;
рубка - горизонтальные поверхности 20 мм,
вертикальные - 100 мм;
орудийные щиты - 50 мм.
Двигатели 3 паровые турбины производства Bergmann Elektricitats-Werke.
Мощность 33 500 л. с.
Движитель 3 трёхлопастных винта диаметром 2,75 м.
Скорость хода 27,6 узлов.
Дальность плавания 5820 морских миль на 12 узлах.
Экипаж 373.
Вооружение:
Артиллерия 12 × 105 мм/45 орудий.
Минно-торпедное вооружение 2 × 500 мм торпедных аппарата, 120 мин.
Первая мировая война
После начала Первой мировой войны «Магдебург» действовал в Балтийском море. В течение первых недель войны крейсер осуществлял бомбардировки и постановку мин возле Либавы.
В дальнейшем был послан в Финский залив, где 26 августа 1914 в тумане сел на камни у острова Оденхольм у северного побережья современной Эстонии.
На выручку были посланы миноносец V-26 и крейсер «Амазон», но попытки спасти корабль закончились неудачей, и вскоре он был захвачен русскими с подошедших крейсеров «Богатырь» и «Паллада».
Немецкие суда успели снять часть экипажа, но затем были отогнаны огнем русских судов. При этом был поврежден и сам «Магдебург». В суматохе боя эвакуация была прервана, и документы не удалось забрать с севшего на мель судна.
По уставу немецкого флота требовалось сжечь сигнальные книги в топке, но она оказалась затоплена забортной водой. Поэтому их пришлось выбросить за борт.
Русское командование послало водолазов разыскать их, и после недолгих поисков их работа увенчалось успехом: книги лежали рядом с бортом корабля, судя по всему их бросили в воду с крыла ходового мостика.
В кратком бою погибли 15 матросов «Магдебурга», а 56 человек во главе с корветтен-капитаном Хабенихтом сдались в плен русским морякам. Командир корабля Хабенихт, увидев водолазов, понял, что сигнальные книги уже в руках русских.
Впоследствии он содержался под усиленной стражей - необходимо было исключить для него возможность передать весть о захвате книг на родину.
Одна из трех захваченных сигнальных книг была вскоре передана британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского шифра Германии. Раскрытие шифра оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.
Также с крейсера были сняты орудия, установленные потом на ряд малых кораблей Балтийского флота: канонерская лодка «Храбрый» получила шесть 105-мм пушек, сторожевой корабль «Ястреб» - две, а сторожевые корабли «Копчик» и «Коршун» - по одной.
Второй «Магдебург»
B 1916 году в Киле на верфи Howaldtswerke был заложен новый крейсер типа «Кёльн II» под номером 602, призванный заменить в строю погибший «Магдебург». 17 ноября 1917 года ему было присвоено то же имя, но строительство к концу войны не было закончено, и недостроенный корабль пошел на слом: во-первых, Версальский договор ставил немецкий флот в очень жёсткие рамки, а во-вторых, разоренной войной стране требовался металл, а средств на достройку крейсера не было.
17 ноября 1919 года недостроенный корабль был исключен из состава флота, 28 октября 1921 года продан и в 1922 году разобран на металл.