Лёгкие крейсера типа Капитани Романи

Лёгкий крейсер Капитани Романи
Лёгкие крейсера типа «Капитани Романи» - тип лёгких крейсеров итальянского флота времён Второй мировой войны. Проектировались как океанские скауты (итал. esploratori oceanici), ввиду упразднения класса скаутов в итальянских ВМС 5 мая 1938 года,

классифицировались как лёгкие крейсера. Фактически являлись пограничными кораблями между крейсерами и большими лидерами.

Все корабли серии получили названия в честь полководцев Древнего Рима. Всего было заложено 12 крейсеров этого типа, в годы Второй мировой войны вошли в строй три корабля: «Аттилио Реголо» (итал. Attilio Regolo), «Сципионе Африкано» (итал. Scipione Africano), «Помпео Маньо» (итал. Pompeo Magno).
Ещё четыре недостроенных крейсера, находившихся в высокой степени готовности, были потоплены в ходе войны уже после капитуляции Италии. Все три вступивших в строй крейсера уцелели в ходе военных действий.

После окончания Второй мировой войны войны «Аттилио Реголо» и «Сципионе Африкано» были переданы ВМС Франции, где их переименовали в «Шаторено» (фр. Chateauerenault) и «Гишен» (фр. Guichen), радикально модернизировали и переклассифицировали в эсминцы.
«Помпео Маньо» и поднятый после затопления «Джулио Джерманико» (итал. Guulio Germanico) оставили в составе нового итальянского флота. Их также переименовали в «Сан Джорджио» (итал. San Giorgio) и «Сан Марко» (итал. San Marco), перестроили и перевели в класс эсминцев. Все корабли активно использовались до начала 1960-х годов.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Стандартное - 3686 т, полное - 5334 т.
Длина 138,7 м /142,9 м.
Ширина 14,4 м.
Осадка 4,95 м.
Бронирование Башни - 20 мм;
рубка - 15 мм.
Двигатели 2 ТЗА Belluzzo (Parsons на «Помпео Магно»).
Мощность 110 000 л. с.
Скорость хода 40 узлов.
Дальность плавания 3000 морских миль на 25 узлах.
Экипаж 418 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 - 135-мм/45.
Зенитная артиллерия 8 × 1 - 37-мм/54, 4 × 2 - 20-мм/70.
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 - 533 мм (1-я и 2-я группы).

 

 

История создания

Проектирование лёгких крейсеров типа «Капитани Романи» началось как ответ итальянцев на развитие торпедно-артиллерийских сил Франции, которая рассматривалась фашистским режимом Б. Муссолини как основной противник в борьбе за господство на Средиземном море.
В начале 1930-х годов французский флот пополнился тремя сериями контр-миноносцев типов «Бизон», «Эгль», «Вокелен», в постройке находились ещё более мощные корабли типов «Ле Фантаск» и «Могадор».
Эти боевые единицы, традиционно именуемые в отечественной литературе лидерами эсминцев, фактически представляли собой особый подкласс, предназначенный для действий в однородных соединениях, но не для лидирования эсминцев, но скорее для их истребления.
По планам французского военно-морского командования они должны были частично заменить лёгкие крейсера.
Отличительными чертами французских контр-миноносцев стали высокая скорость и мощное вооружение из 138-мм орудий. На их фоне итальянские скауты типа «Навигатори» смотрелись слишком слабо, а крейсера типов «Альберико да Барбиано» и «Луиджи Кадорна», на которые возлагались большие надежды, оказались явно неудачными кораблями.

 

Лёгкий крейсер «Сципионе Африкано»

Лёгкий крейсер Сципионе Африкано на якоре

 

В 1935 году на основе чертежей новейших эсминцев типа «Маэстрале» был подготовлен проект скаута водоизмещением в 2800 тонн. Однако в 1935 году Италия напала на Эфиопию и вскоре захватила эту страну.
Возникший международный кризис ухудшил отношения Италии с Великобританией и в число потенциальных противников попал Британский королевский флот.
В тоже время зона действия итальянского флота расширилась и теперь включала Красное море и Индийский океан. Было принято решение возложить на новые скауты ведение разведки в океане, но для этой задачи проект 2800-тонного корабля был слишком мал. Поэтому разработка была закрыта, а созданный задел был использован компанией OTO при проектировании лидера «Ташкент», построенного компанией для ВМФ СССР.

Новый проект скаута в 3400 тонн разрабатывался на основе крейсеров типа «Альберико ди Барбиано». Работы велись в «Комитете по проектам кораблей» (итал. Comitato Progetti Navi) под руководством полковника И. Альфано и генерала Д. Пульезе.
Изначально предполагалось вести строительство с широким применением сварки и лёгких сплавов для снижения веса. Новые скауты предполагалось вооружить восемью новейшими 135-мм орудиями в спаренных башенноподобных установках, размещенных в оконечностях по линейно-возвышенной схеме.
ПВО кораблей должны были обеспечивать шесть разрабатываемых 65-мм автоматических зенитных пушек в одинарных установках и четыре спаренных 20-мм установки. Торпедное вооружение включало два четырехтрубных торпедных аппарата.
Скауты должны были нести гидросамолёт, но ангара и катапульты не предусматривалось, предполагалось взлетать с воды. Намечалось защитить лёгкой бронёй энергетическую установку и боевую рубку, а скорость требовалось на уровне 41 узла.

В процессе дальнейшего проектирования были внесены некоторые изменения. Для экономии веса было решено отказаться от гидросамолёта, что не вызвало большого протеста заказчика, так как эксплуатация самолёта без катапульты представлялась проблематичной.
Разработка 65-мм автоматов затягивалась, и было решено установить вместо них восемь одиночных 37-мм автоматов. Вместе с тем, сохранялась возможность установить 65-мм орудия по мере их готовности. Также пришлось отказаться от бронирования отсеков энергетической установки. Несмотря на эти меры, стандартное водоизмещение проекта выросло на 10 %.

Постройка крейсеров типа «Капитани Романи» была включена в кораблестроительную программу 1935 - 1936 годов, а окончательное решение об их строительстве было принято в 1937 году.
Однако финансовые проблемы привели к тому, что закладка всех 12 кораблей состоялась лишь в 1939 году на стапелях шести итальянских компаний. Количество потребных единиц объяснялось желанием обеспечить постоянное присутствие в Красном море соединения из четырёх кораблей, заменяемых по ротации.
Поскольку в 1938 году класс скаутов в итальянском флоте был упразднен, «капитани романи» теперь именовались лёгкими крейсерами. Следует отметить, что представляя новую кораблестроительную программу, итальянское военно-морское руководство заявило проектную скорость новых крейсеров в 44 узла и даже утверждало, что планируется достигнуть на испытаниях скорость 48 узлов.
По мнению современных военно-морских историков, заявленные показатели были совершенно нереальны и их объявление преследовало чисто пропагандистские цели. Названия кораблям были даны в честь полководцев Древнего Рима, что соответствовало внешнеполитическим амбициям фашистской Италии.

 

 

Корпус и архитектура

Корпус лёгких крейсеров типа «Капитани Романи» проектировался исходя из задач достижения высокой скорости при приемлемой мореходности. Конструкторы выбрали для проекта гладкопалубный корпус с заметным подъемом к форштевню. Форштевень был почти прямым на большей части, но в верхней трети имел заметный наклон вперед по клиперному типу. Внизу форштевень снабжался небольшим бульбом. Корма крейсеров была широкой и закругленной.
Для достижения высокой скорости форма подводной части корпуса была тщательно отработана. Её обводы были хорошо обтекаемы и отличались значительной профилированностью в носовой части.
Надводной части в носу был придан большой развал бортов. Набор корпуса имел смешанную конструкцию. В средней части он он собирался по продольной схеме, в оконечностях по поперечной. Всего имелось 216 шпангоутов со шпацией 0,65 м, но в оконечностях шпация уменьшалась до 0,57 м. Почти по всей длине корпуса проходило двойное дно, переходившее в двойной борт.

 

 

Энергетическая установка

Будучи новейшими кораблями итальянского флота крейсера типа «Капитани Романи» получили надёжную и эффективную энергетическую установку. Она была двухвальной и состояла из двух групп, расположенных по эшелонной схеме. Каждая группа включала турбозубчатый агрегат (ТЗА) и два котла, причем имелась возможность подключить котлы одной группы к ТЗА другой.
Носовая группа вращала правый вал, кормовая левый. Каждый турбозубчатый агрегат состоял из одной турбины высокого давления и двух турбин низкого давления. На полной мощности турбина высокого давления обеспечивала 3140 оборотов в минуту, турбины низкого давления - 2140 оборотов в минуту. На крейсерах «Помпео Маньо» и «Оттавиано Аугусто» устанавливались турбины системы Parsons, на остальных турбины системы Belluzzo.

Турбины питались паром от водотрубных котлов Торникрофта. Четыре таких котла размещались в изолированных отсеках, группами по два. Каждая группа котлов работала на свой турбинный агрегат и имела свою дымовую трубу. Котлы работали при давлении 29 кг/см² и имели рабочую температуру 320°C.
Кроме основных имелось два вспомогательных котла, использовавшихся на стоянках. Время приведения котлов в рабочее состояния из холодного составляло 6 часов при обычной процедуре, 4 часа для срочного выхода в море и 3 часа при чрезвычайных обстоятельствах. Если же котлы находились под парами, в нормальных условиях можно было дать ход через 3 часа, через 2 часа для срочного выхода и через 1 час для исключительных случаев.

Винты были бронзовыми, трехлопастными, диаметром 4,2 м. Общая масса каждого винта составляла 12 т. Они вращались со скоростью 320 оборотов в минуту при полной мощности, причем правый винт вращался по часовой стрелке, а левый против часовой стрелки. Руль полубалансирный, площадью 15,72 м².

 

 

Вооружение

Главный калибр

135-мм пушки были разработаны в ответ на появление на вооружение французских контрминоносцев 138-мм пушек, по сравнению с которыми 120-мм орудия итальянских эсминцев и скаутов выглядели слишком слабыми.
При разработке этой артиллерийской системы итальянские конструкторы отказались от ряда сомнительных решений, присущих более ранним артиллерийским орудиям итальянского флота. В частности, они не стали стремиться к достижению предельно возможных баллистических характеристик, что положительно сказалось на живучести новых орудий.
Кроме того, они отказались и от практики размещения пушек в одной орудийной люльке, что способствовало повышению кучности стрельбы.

135-мм пушки имели весьма умеренную начальную скорость снаряда, позволившую существенно снизить рассеивание при стрельбе и разгар стволов.
Каждое орудие размещалось в собственной люльке и могло наводиться на цель в вертикальной плоскости по отдельности. Расстояние между осями стволов составило 140 см. Для сравнения, 152-мм пушки в башенных установках на ранних итальянских легких крейсерах имели расстояние между осями стволов всего 75 см, что крайне отрицательно влияло на кучность стрельбы.
Среднее рассеивание снарядов 135-мм пушки не превышало 101 м на дистанции 17,5 км, что являлось очень хорошим результатом. Высокие характеристики новой артсистемы привели к тому, что первыми её получили модернизированные линкоры типа «Андреа Дориа».

Главный калибр крейсеров типа «Капитани Романи» размещался в четырёх двухорудийных башнях. Каждая башня весила по 42 т и имела бронирование до 20 мм, что обеспечивало защиту от пулемётного обстрела и, в некоторой степени, от осколков снарядов. Для каждой башни был устроен отдельный погреб боеприпасов, оборудованный системами быстрого затопления.
С помощью двух вертикальных электрических подъемников снаряды и заряды поступали из погребов в перегрузочные отделения под башнями, а уже оттуда передавались в башни по наклонным подъемникам.
Система позволяла поднимать по 36 снарядов и зарядов в минуту для каждой башни, в случае применения ручного привода скорость подачи боеприпаса снижалась вдвое.

 

 

Минно-торпедное вооружение

Крейсера типа «Капитани Романи» получили мощное торпедное вооружение. Оно включало два четырехтрубных торпедных аппарата оригинальной конструкции. Торпедные трубы размещались в аппаратах по двухярусной схеме, причем у нижних труб расстояние между осями было больше, чем у верхних. Между ними находился пост наводчика. В итальянском флоте эту конструкцию называли «четырехлистным клевером».
Торпедная стрельба была возможна только при фиксированных углах наводки - 60°, 90° и 120° на каждый борт. Более точного наведения собирались достигнуть с помощью установки гироскопов торпед. Как показал боевой опыт других итальянских кораблей, это решение трудно было признать эффективным. Неудачными оказались и сами торпедные аппараты, чья надежность была весьма низкой.

 

 

Служба в послевоенном итальянском флоте

Модернизация

В начале 1950-х годов итальянцы приступили к восстановлению своего военно-морского флота. 1 марта 1951 года указом президента Италии блокшивы FV-1 и FV-2, бывшие «Помпео Маньо» и «Джулио Джерманико» были зачислены в состав возрожденных ВМС Италии под новыми именами: «Сан Джорджо» и «Сан Марко». Оба корабля были в 1953 году направлены на ремонт и модернизацию.
«Сан Джорджо» прошел их на верфи в Генуе, «Сан Марко» в Кастелламаре-де-Стабиа. Модернизация обоих кораблей завершилась в 1955 году – на «Сан Джорджо» в июне, на «Сан Марко» в декабре.
В ходе проведенных работ были капитально отремонтированы механизмы, перестроены погреба, внутренние помещения и надстройки, установлены новые мачты, сняты торпедные аппарата, полностью заменено артиллерийское вооружение и радиоэлектронное оборудование.

Главным калибром перестроенных кораблей стали американские 127-мм универсальные орудия Mk.12 в башенных установках Mk.38, широко применявшихся ВМС США в годы Второй мировой войны.
Одна такая двухорудийная башня была установлена в носовой части кораблей, еще две в кормовой, по линейно-возвышенной схеме. Лёгкую зенитную артиллерию также заменили на американскую. Теперь «Сан Джорджо» и «Сан Марко» несли по 20 стволов 40-мм автоматических пушек Bofors L60 в четырёх счетверённых установках Mk.4 и двух спаренных установках Mk.1.
Управление огнем универсальной артиллерии осуществлялось американским директором Mk.37, сопряженным с радаром Mk.12/22. «Бофорсы» получили пять итальянских директоров OG-1, в дальнейшем замененных на более совершенные OG-2 с радаром MLT-4. Кроме того, на кораблях установили американские радиолокаторы SPS-6 для обнаружения воздушных целей и SG-6B, работавший по надводным целям.

Было заметно усилено противолодочное вооружение. Вместо прежней носовой возвышенной башни главного калибра установили трехствольный реактивный противолодочный бомбомёт «Менон» K-113.
Это оружие было разработано итальянской промышленностью на базе британского бомбомета «Лимбо». Бомбомет перезаряжался автоматически и мог стрелять 305-мм глубинными бомбами массой 160 кг на дальность от 400 до 900 метров.
Бомбомет «Менон» дополняли четыре бомбомета по бортам и кормовой бомбосбрасыватель. Применение противолодочного оружия обеспечивалось гидроакустической станцией SQS-11 американского производства.

После возвращения в строй корабли были классифицированы как эсминцы (итал. Cacciatorpedeniere), но 10 апреля 1957 года их переклассифицировали в лидеры эсминцев (итал. Cacciatorpedeniere Conduttori), неофициально же эти корабли называли «суперэсминцами» (итал. Supercaccia). Несмотря на проведенную модернизацию, итальянское командование рассматривало тип «Сан Джорджио» как переходный.
Фактически они примерно соответствовали по вооружению типичному американскому эсминцу постройки времен Второй мировой войны и в эпоху реактивной авиации их противовоздушные возможности рассматривались как совершенно недостаточные. Считалось, что эти корабли смогут эффективно применить свою артиллерию лишь против небольших морских целей, а также для обстрела побережья.

 

 

Служба в послевоенном французском флоте

Модернизация

В августе 1948 года французский флот получил в счет репараций по Парижскому договору 1947 года бывшие итальянские крейсера «Аттилио Реголо» и «Сципионе Африкано». Осенью 1948 года они были включены в состав ВМС Франции как лёгкие крейсера, причем «Аттилио Реголо» стал именоваться «Шаторено», а «Сципионе Африкано» - «Гишен».
В первые годы своего пребывания в составе французского флота эти корабли крайне редко выходили в море. Французские ВМС в первые послевоенные годы были укомплектованы крайне разнородным набором кораблей, как французской постройки, так и переданных из состава флотов США, Великобритании, Германии и Италии. Командование флота поставило задачу приведения всех вновь полученных кораблей к единому стандарту.

В соответствие с этими планами «Шаторено» и «Гишен» были исключены из состава действующего флота и в январе 1953 года были поставлены на ремонт и модернизацию на верфи Forges et Chantiers de la Mediterranee в Ла Сейне.
Ставилась задача привести характеристики бывших итальянских кораблей в один ряд с новейшими французскими эсминцами типа «Сюркуф». Намечалось полностью заменить итальянское вооружение, радиоэлектронное оборудование, перестройку верхних помещений и надстроек. Также планировался капитальный ремонт механизмов.

Главным калибром типа «Шаторено» стали немецкие 105-мм универсальные орудия SK C/33 времен Второй мировой войны. Три спаренные установки LC/37 были установлены вместо башен №1, 3 и 4. Вместо башни №2 появилась спаренная установка ACAD с 57-мм зенитными автоматами образца 1951 года, разработанными шведским концерном «Бофорс» и производившимися во Франции по лицензии.
Еще четыре таких установки размещались побортно на верхней надстройке позади второй дымовой трубы. Таким образом итальянские крейсера продолжили службу под чужим флагом в качестве эсминцев, хотя по оригинальной французской классификации они сначала числились «быстроходными эскортными кораблями» (фр. Escorteurs Rapides), а затем «эскадренными эскортными кораблями» (фр. Escorteurs d’Escadre).
На данный класс возлагались задачи ПВО и ПЛО соединений линкоров и авианосцев. По мнению французских военно-морских специалистов, модернизация бывших итальянских кораблей была малоудачной. Новое вооружение разместили слишком высоко, и это отрицательно сказалось на остойчивости эсминцев.
В штормовую погоду они испытывали большие проблемы и не могли использовать свою артиллерию. Реальная скорость упала до 34 узлов. Условия обитаемости на типе «Шаторено» оказались неудовлетворительными. Численность экипажа выросла, но все вновь созданные объемы заняло новое оборудование.

 

 

Оценка проекта

С технической точки зрения проект был выполнен на высоком уровне. Удачные обводы подводной части в сочетании с мощной и надежной силовой установкой позволяли крейсерам типа «Капитани Романи» и в боевой обстановке развивать скорость более 40 узлов. Высокий борт гладкопалубного корпуса обеспечивал хорошую мореходность.
В отличие от многих итальянских кораблей «капитани» обладали и вполне приличной дальностью плавания. Главный калибр отличался надежностью и эффективностью, орудийные башни были удачно размещены, обеспечивая большие сектора обстрела. Система управления огнем была достаточно совершенной для кораблей такого водоизмещения. Лёгкая зенитная артиллерия была многочисленной по меркам итальянского флота, хотя имела лишь местное управление.

Среди зарубежных аналогов можно выделить только французские контр-миноносцы типа «Могадор», традиционно именуемые в отечественной литературе лидерами. При примерно равных характеристиках главного калибра и практически одинаковой скорости хода французские корабли имели заметно меньшее водоизмещение.
Однако итальянские корабли явно превосходили своих оппонентов по характеристикам систем управления огнем, дальности и мореходности, несли гораздо больше зенитных автоматов и могли принимать солидное количество мин без ущерба для боеспособности.

Несмотря на столь высокие боевые качества короткие военные карьеры немногих построенных крейсеров типа «Капитани Романи» трудно назвать удачными. По мнению современных западных специалистов, командование Реджиа Марина использовало эти крейсера совершенно неправильно.
Свои боевые свойства они могли бы эффективно проявить в составе быстроходных соединений, действующих при поддержке эсминцев и под соответствующим прикрытием тяжёлых кораблей.
Атакуя вражеские конвои они могли бы повлиять на ход морской войны. Вероятно эффективным было бы и их применение для активных минных постановок.
Вместо этого итальянские адмиралы использовали «капитани» в составе эскортных соединений и для оборонительных минных постановок, что не позволяло использовать их потенциал. Впрочем, почти тоже можно сказать и о других классах боевых единиц итальянского флота.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...