Лёгкий крейсер Киров

Лёгкий крейсер Киров на службе
Киров - легкий артиллерийский крейсер проекта 26. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключен из состава флота в 1974 год.Первоначальный проект основывался на проекте крейсеров «Раймондо Монтекукколи»,

но окончательный проект создавался на основе теоретического чертежа «Эудженио ди Савойя» - дальнейшего развития «Раймондо Монтекукколи».

Полный пакет технических документов на крейсер был приобретен советской стороной у итальянской фирмы «Ансальдо», главным конструктором проекта 26 был назначен Анатолий Иоасафович Маслов.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 7880 т стандартное, 8590 т нормальное, 9436 т полное.
Длина 191,3 м.
Ширина 17,7 м.
Высота 10,1 м.
Осадка 5,27 м.
Бронирование Борт, нижняя палуба и траверсы - 50 мм,
боевая рубка - 100 - 150 мм,
башни ГК - 50 мм.
Двигатели 2 турбозубчатых агрегата, 6 водотрубных котлов.
Мощность 113 500 л.с. (83,5 МВт).
Скорость хода 35,9 узла (66,5 км/ч).
Дальность плавания 3750 миль.
Автономность плавания 20 суток.
Экипаж при вступлении в строй 692 человека; 734 человека.

 

Вооружение:

Навигационное вооружение 2 гирокомпаса системы «Аншютц».
Артиллерия 3 × 3 - 180/57-мм орудий в башнях МК-3-180;
6 × 1 × 100/56-мм универсальных орудий в башенных щитах.
Зенитная артиллерия 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК;
6 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К.
Минно-торпедное вооружение 2 × 3-трубных 533-мм ТА 39-Ю;
164 мины;
глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1.
Авиационная группа 2 КОР-1, 1 катапульта К-12 («Хейнкель»).

 

Строительство было начато по Постановлению Совета Труда и Обороны от 11 июля 1934 года № 58сс.

Корпус крейсера был заложен на Ленинградском заводе имени С. Орджоникидзе (с опозданием на 4 месяца). Присутствовали - Калинин и наморси В. М. Орлов. Главный строитель - военинженер 2 ранга Н. В. Григорьев. При строительстве обозначение крейсера - «заказ № 269».

7 августа 1937 года под заводским флагом совершил первый выход в море (из Кронштадта по «Маркизовой луже»).

В ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки. Григорьева арестовали и вскоре расстреляли. Главным строителем назначили В. Л. Бродского (в этом же году был арестован).
В 1938 году, во время торпедных стрельб, одна из учебных торпед, сделав циркуляцию, ударила крейсер в борт, в результате чего был отстранен, а затем арестован председатель комиссии по приемке корабля А. К. Векман.

25 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д. Д. Долина, был подписан акт о приемке.

Корпус был изготовлен клепаным методом из стали двух марок - марганцовистой (наружная обшивка, второе дно, главные переборки, верхняя палуба и её набор и другие несущие конструкции), и обыкновенной углеро­дистой (сталь 3) - для оконечностей и второсте­пенных конструкций.
Сис­тема набора - смешанная: в средней части (61 - 219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750 мм; в оконечностях - поперечная, со шпацией 500 мм. Корпус разделен на 19 главных водонепроницаемых отсеков с таким расчетом, чтобы корабль остался на плаву при затоплении любых трех.

 

 

Боевое использование

15 октября 1939 г. прибыл в Таллин. 22 октября прибыл в Лиепаю, которая стала для него базой до конца советско-финской войны. В этой войне крейсер провел одну боевую операцию - 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ, не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей. Чудом корабль избежал попадания на минное поле. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала).
В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным добились попаданий в крейсер (советскими историками попадания в корабль не подтверждаются).

 

Крейсер «Киров» на Неве в день ВМФ. Фото 1965 года

Лёгкий крейсер Киров на Неве

 

Осенью 1940 года ушел в Кронштадт на ремонт и замену лейнеров.

В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.

22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. На рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения.
В обороне Таллина участие крейсера Киров с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войсками и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград.

 

Башни главного калибра «Кирова», установленные в Санкт-Петербурге (ул. Кораблестроителей)

Башни главного калибра крейсера Киров

 

В таллинском переходе шёл как флагман отряда главных сил (командуюший - вице-адмирал В. Ф. Трибуц). Силами прикрытия командовал контр-адмирал Ю. А. Пантелеев, арьергардом - контр-адмирал Ю. Ф. Ралль. Их задачей было прикрывать крейсер.
На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены правительства Эстонии, ценности эстонского государственного банка и Краснознаменное знамя Балтийского флота.
Все транспорты, вспомогательные суда и другие боевые корабли были сведены в 4 конвоя. Опасаясь обвинений в паникёрстве, командование флота не провело предварительного протраления маршрута перехода и не определило границы минного поля. Во время перехода не делалось попыток обвеховать протраленный фарватер.

В начале перехода транспорты шли 7-ми узловым ходом, а боевые корабли −12 узловым, но и на этой скорости параваны не действовали. Наутро крейсер оторвался от конвоя и пошёл 27-узловым ходом, благополучно прибыв в Кронштадт 29 августа.
При переходе корабль подвергся атакам 32-х самолётов, на него сброшено 80 бомб, попаданий не было. Зенитчики корабля сбили и повредили несколько самолётов врага.

30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда.
Затем крейсер вёл артиллерийской огонь из Кронштадта по наступавшему противнику, выпущено свыше 500 снарядов. Почти ежедневно корабль подвергался атакам авиации врага, получил несколько попаданий авиабомб (небольшого калибра), на корабле погибло 3 и ранено 12 моряков. Зенитчики сбили 3 самолёта врага. Затем, с 4 сентября находился в Ленинграде, откуда с позиции на Неве продолжал вести огонь по врагу.

В результате проводимых немцами операций «Айсштосс» и «Гёц фон Берлихинген» в апреле - мае 1942 года крейсер получил 4 прямых бомбовых и одно артиллерийское попадание (не считая близких разрывов). Возник сильный пожар, в том числе в артиллерийских погребах, часть из которых пришлось затопить во избежание взрыва. Были повреждены многие надстройки, запасной командный пункт корабля, часть помещений и трубопроводов. На крейсере погибло 86 человек, 46 было ранено.

27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужесто и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награжден орденом Красного Знамени.

Артиллерия крейсера участвовала в Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 года. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по «линии Маннергейма» в ходе Выборгско-Петрозаводской операции.

 

 

Послевоенная служба

17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта, подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине, получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.

С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе № 194.

100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение,. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11.
Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ - около 200 млн руб (в ценах того времени). С 1949 по 1958 годы порт приписки - Лиепая.

29 апреля 1958 года выведен из боевого состава и поставлен на отстой в Кронштадте.

6 сентября 1960 года расконсервирован и передан в состав ЛенВМБ, 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль.

 

Артиллерийский крейсер «Киров» на почтовой марке

Лёгкий крейсер Киров на почтовой марке

 

До 1974 года крейсер-ветеран регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты Польши и ГДР. После исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города. Одно из универсальных орудий установлено как памятник в Парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате.

 

1937 - капитан 1-го ранга Н. Э. Фельдман.

1941 - декабрь 1942 - капитан 1-го ранга М. Г. Сухоруков.

Декабрь 1942 - январь 1945 - капитан 1-го ранга С. Д. Солоухин.

14.02.1945 - капитан 2-го ранга М. Д. Осадчий.

С сентября 1945 - 1947 М. Г. Иванов.

1956 - капитан 1-го ранга П. И. Сидоренко.

1971 - капитан 1-го ранга В. П. Макаров.

1974 - капитан 2-го ранга К. И. Гильманов.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...