Лёгкий крейсер Максим Горький

Лёгкий крейсер Максим Горький на службе
Максим Горький - советский лёгкий крейсер, головной корабль проекта 26-бис. Заложен 20 декабря 1936 года, спущен на воду 30 апреля 1938 года. Исключён из состава флота 18 апреля 1959 года.Главный строитель - Н. Ф. Мучкин, затем В. С. Боженко.

При строительстве обозначение крейсера - «заказ № 270».

С 22 по 24 сентября 1939 года крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдат­чиком от завода-строителя был М. М. Михайловский.
С 14 октября по 1 ноября 1939 года ко­рабль прошел заводские ходовые совмещенные с государственными испыта­ния. Весь цикл испытаний, совмещённый с установкой оружия и вспомогательных систем, был завершён 25 октября 1940 года.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 8177 т - стандартное, 8882 т - нормальное, 9792 т - полное.
Длина 191,4 м.
Ширина 17,7 м.
Высота 10,1 м, в носу - 13,38 м.
Осадка 6,3 м.
Бронирование Борт и траверсы 70 мм,
нижняя палуба 50 мм,
боевая рубка 150 мм,
башни ГК (лоб/крыша и борта) 70/50 мм.
Двигатели Два турбозубчатых агрегата, шесть водотрубных котлов.
Мощность 129 750 л. с. (95,4 МВт).
Скорость хода 36,1 узла (66,9 км/ч).
Дальность плавания 4880 миль на скорости 17,8 узла.
Автономность плавания 20 суток.
Экипаж при вступлении в строй - 56 офицеров, 159 старшин и 682 краснофлотца - всего 897 человек. В 1944 году - 963 человека.

 

Вооружение:

Навигационное вооружение 2 гирокомпаса «Курс-2», 4 5” магнитных компаса.
Радиолокационное вооружение Британские РЛС: тип 291, тип 284, тип 285, тип 282.
Артиллерия 3 × 3 — 180/57-мм орудий Б-1-П в башнях МК-3-180;
6 × 1 - 100/56-мм универсальных орудий.
Зенитная артиллерия 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК;
9 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К
к 1944 году вместо 21-К и дополнительно было установлено 15 × 37 зенитных автомата 70-К.
Противолодочное вооружение глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1.
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю; 164 мины.
Авиационная группа 2 КОР-2, 1 катапульта ЗК-1.

 

В ходе строительства имело место несколько несчастных случаев:

2 сентября 1939 года во время стоянки в доке после митинга обвалилась сходня. Погибло 37 человек;

9 декабря 1939 года военпред и пред­ставитель завода погибли от удушья в цистерне авиационного топлива, где проверяли противопожарную систему;

4 июня 1940 года в море на ходу вырвало проклад­ку фланца паропровода, ошпарило 5 человек.

 

 

Особенности конструкции

Строился по откорректированному проекту 26. Главным конструктором был назначен Анатолий Иоасафович Маслов. Отличался от прототипа, крейсера Киров, по следующим параметрам:

Толщина брони борта, траверсов и лобовых плит башен ГК была увеличена до 70 мм;

Несколько усилена малокалиберная зенитная артиллерия;

Четырехногая фок-мачта заменена башенноподобной (для уменьшения вибрации КДП), реконструированна передняя надстройка (высота КДП 20 м вместо 26 на прототипе);

Запас топлива увеличен до 1310 т;

Запас авиабензина уменьшен до 4,8 т;

Установлена отечественная катапульта ЗК-1 производства Ле­нинградского завода ПТО имени Кирова (главный конструктор Бухвостов);

Установлена система приборов управления стрель­бой (ПУС) «Молния-АЦ»

Установлены усовершенствованные МПУАЗО «Горизонт-2» с ЗАС «Горизонт-2»;

Пост УКВ связи перенесён на 4 ярус.

 

 

Служба

13-14 декабря перебазирован из Кронштадта в Таллин. 14 июня перешел в Усть-Двинск.

В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.

 

В Кронштадтском доке

Лёгкий крейсер Максим Горький в Кронштадтском доке

 

23 июня 1941 года, прикрывая минные постановки, крейсер подорвался на мине вблизи маяка Тахкуна, в точке с координатами 59°20′ с. ш. 22°00′ в. д. и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. Благодаря сохранившей герметичность траверзной переборке на 61-м шпангоуте смог своим ходом дойти до острова Вормси.
После установки пластыря, сооружения фальшноса из дерева и парусины, выгрузки боеприпаса 1 и 2 башен ГК и 6 боевых зарядных отделений торпед в составе каравана из трех эсминцев, спасательного судна, буксира и дивизиона БТЩ «Максим Горький» своим ходом пришел в Таллин. 27 июня перешёл, используя маршрут через пролив Хайлода, в Кронштадт, где вошел в док имени Велещинского.
После осмотра представителями завода № 189 было решено восстановить крейсер, построив на стапеле завода, а затем пристыковав в Кронштадтском доке новую носовую оконечность.
Работы, с использованием материалов от строящихся крейсеров проекта 68, удалось завершить всего за 43 дня. В ходе ремонта была снята катапульта, а 45-мм пушки 21-К были заменены на 10 автоматов 70-К.

 

У пирса ленинградского торгового порта

Лёгкий крейсер Максим Горький в ленинградском торговом порту

 

18 августа 1941 года корабль встал в Лесной гавани, 24 августа своим ходом по Морскому каналу перешел в Хлебную гавань. Участвовал в отражении многочисленных авианалётов и сентябрьского штурма Ленинграда, получил восемь попаданий тяжелых снарядов и был переведён к Же­лезной стенке торгового порта вблизи ус­тья Фонтанки, где на нём производился ремонт.
Затем корабль, меняя позиции, участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда в составе 2-й группы, базировавшейся в Торговом порту.

« 22 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцо­вое выполнение боевых заданий командо­вания на фронте борьбы с немецко-фаши­стскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и муже­ство» крейсер «Максим Горький» был на­гражден орденом Красного Знамени. »

В июне 1944 года «Максим Горький» в со­ставе 4-й артиллерийской группы поддержи­вал огнем своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма.

С 25 февраля 1946 года в составе эскадры Южно-балтийско­го флота (4-й ВМФ), базировался на Лиепаю, затем в Балтийск. В декабре 1950 года на корабле (командир - капитан 2 ранга П. М. Гончар) проводились испытания первого совет­ского корабельного вертолета Ка-10.

Летом 1953 года «Максим Горький» пе­решел в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости.
В декабре встал на капремонт и модернизацию на завод № 194. 17 февра­ля 1956 года корабль был выведен из бое­вого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исклю­чен из состава ВМФ и передан на слом.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...