Лёгкие крейсера типа Светлана

Легкий крейсер Червона Украина в открытом море
Лёгкие крейсера типа «Светлана» - первые, в своём подклассе, паротурбинные корабли русского флота. Эскизный проект разработан Путиловским заводом в 1907 - 1913 годах, с учётом опыта применения бронепалубных крейсеров в русско-японской войне

и мировых тенденций развития кораблей класса крейсер. Рабочие проекты кораблей для северных и южных судостроительных заводов России, разрабатывались на основе единого эскизного проекта, но с учётом местного опыта проектирования, особенностей производства и условий снбжения комплектующими изделиями.

В 1913 - 1914 годах, всего было заложено 8 однотипных лёгких крейсеров: на северных верфях - 4 единицы, типа «Светлана» - для Балтийского моря, а на южных верфях - 4 единицы типа «Адмирал Нахимов» - для Чёрного моря. Корабли типа «Адмирал Нахимов» отличались несколько большими размерениями и водоизмещением, обводами корпуса, количеством котлов и их компоновкой, типом паротурбинных двигателей, однако, при обсуждении рабочего проекта лёгкого крейсера для Чёрного моря, Морской технический комитет (МТК), единогласно признал его идентичным рабочему проекту крейсера типа «Светлана».

 

Основные характеристики:

Водоизмещение балтийские: 6 800 т стандартное, 7 400 т полное.
черноморские: 7 600 т стандартное, 8 200 т полное.
Длина балтийские: 158,4 м,
черноморские: 166,7 м.
Ширина балтийские: 15,35 м,
черноморские: 15,7 м.
Осадка балтийские: 5,7 м,
черноморские: 6,1 м.
Бронирование пояс: 75 мм,
палуба: 20+25 мм,
казематы орудий ГК: 25 мм,
щиты орудий ГК: 25 мм,
боевая рубка: 75 мм.
Двигатели 13 котлов системы Ярроу, 4 турбины системы «Браун - Кёртисс».
Мощность 50 000 л.с.
Движитель 4.
Скорость хода 29,5 узла максимальная, 16 узлов крейсерская.
Дальность плавания 4 000 миль.
Экипаж 630 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 15×1 130-мм/55, 4×1 63,5-мм, 4 пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 2 подводных 450-мм ТА, на черноморских также: до 100 мин.
Авиационная группа 1 гидроплан.

 

Новые лёгкие крейсера предназначались для решения тех же задач, что и их предшественники - бронепалубные крейсера: ведение разведки при эскадре, огневая поддержка соединений эсминцев, но они были более приспособлены для эскадренного боя с участием линейных кораблей дредноутного типа, отличались от бронепалубных крейсеров, наличием бортового бронирования, увеличенной до 30 узлов скоростью хода, лучшей мореходностью, более современным артиллерийским вооружением с броневой защитой.
Однако, реализованная казематная схема размещения артиллерии главного калибра уже не соответствовала современным требованиям. Завершение постройки крейсеров планировалось в 1915 - 1916 годах, но в связи с началом Первой мировой войны корабли в установленные сроки достроить не успели, хотя степень готовности некоторых единиц была весьма высокой…

Вызванная войной нехватка материалов, вкупе со срывом поставок механизмов, заказанных на германских заводах, сорвали сроки завершения постройки кораблей. Вследствие Октябрьской революции и последовавшей Гражданской войны постройка кораблей была приостановлена.
В 1920-х годах Советского правительства приняло решение достроить шесть из восьми заложенных крейсеров. Однако, фактически только один из балтийских и два из черноморских кораблей были завершены постройкой, в качестве крейсеров. Два корабля были достроены в качестве танкеров под названиями «Азнефть» (быв. «Адмирал Грейг») и «Грознефть» (быв. «Адмирал Спиридов») - их бронированные корпуса оказались весьма кстати для плавания в ледовых условиях. При этом в ходе достройки котлы и турбины обоих судов были заменены на двигатели внутреннего сгорания Коломенского завода.

Крейсер «Ворошилов» (быв. «Адмирал Бутаков») так и не был введён в строй, хотя решение о его достройки в качестве учебного корабля принималось и отменялось дважды. В конце 1920-х - начале 1930-х годов, три крейсера, под новыми названиями: «„Профинтерн“» (быв. «Светлана»), «Червона Украина» (быв. («Адмирал Нахимов») и «Красный Кавказ» (быв. «Адмирал Лазарев») были введены в состав ВМС РККА.
В 1930 году крейсер «Профинтерн» перешёл в Чёрное море и был включён в состав бригады крейсеров Черноморской эскадры. Крейсер «Красный Кавказ» - единственный из крейсеров данного типа, был достроен по модернизированному проекту, что позволило приблизить его тактико-технические характеристики к лёгким крейсерам нового поколения, постройки 1930-х годов. С первых часов Великой Отечественной войны, бригада крейсеров приняла участие в боевых действиях на Черноморском театре.
В 1941 году, при отражении ноябрьского штурма Севастополя, героически погиб крейсер «Червона Украина», в ходе войны крейсера «Красный Кавказ» и «Красный Крым» стали гвардейскими кораблями.
После войны оба крейсера были переведены в ранг учебных кораблей, и во второй половине 1950-х годов исключены из списков корабельного состава ВМФ СССР.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...