Лёгкий крейсер Готланд

Лёгкий крейсер Готланд в порту
«Готланд» - лёгкий крейсер шведского флота. Построен в единственном экземпляре. Оригинальный корабль - носитель гидросамолётов.К идее создания специализирован­ного авианесущего корабля руководство шведского флота пришло после проведения морских маневров 1925 г.

Первым шагом в этом направлении - стала перестройка в авиатранспорт старого броненосца береговой обо­роны «Dristigheten».

Одновременно с этим началось проектирование авиа­несущего крейсера, согласно первым проработкам - 4500-т корабля с 27-уз. ходом, вооруженного шестью 152-мм одноорудийными установками и несущего 12 гидросамолетов, для хранения кото­рых предусматривался ангар. В январе 1927 г. требования Мор­ского совета несколько изменились в сторону «универсализации» нового корабля - теперь 152-мм орудия необходимо было раз­местить в двухорудийных башнях, усилить средства ПВО и найти место для 2x3 533-мм ТА.
В компенсацию новых требований до­пускалось отказаться от ангара и хранить самолеты открыто на палубе. В проект внесли изменения, после чего водоизмещение возросло до 4800 т.
Заказ на постройку «Gotland» выдали 7.6.1930.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Стандартное - 4750 т, полное - 5550 т.
Длина 130/134,8 м.
Ширина 15,4 м.
Осадка 4,5 м.
Бронирование борт - 15…24 мм;
палуба - 25 мм;
башни - 25 мм;
рубка - 19 мм.
Двигатели 2 ТЗА De Laval.
Мощность 33 000 л. с.
Скорость хода 27,5 узла.
Автономность плавания 4000 морских миль на 12 узлах.
Экипаж 480 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 2 × 2 и 2 × 1 - 152-мм/55.
Зенитная артиллерия 1 × 2 и 2 × 1 - 76-мм/60, 1 × 2 и 4 × 1 - 25-мм/64.
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 8 гидросамолётов.

 

 

Конструкция

Универсальное назначение корабля наложило отпечаток на его внешний вид: кормовая треть корпуса отводилась под авиацион­ное вооружение - платформу для хранения гидросамолетов, под­нятую над верхней палубой, поворотную катапульту (первоначаль­но предполагали установить две, но в конечном итоге ограничи­лись одной) и кран для подъема машин с воды. Кран помещался в самой корме, а катапульта - ближе к средней части корпуса, непосредственно за кормовой башней ГК.
Для транспортировки самолетов от крана к катапульте по платформе проложили спе­циальные рельсовые пути. Штатный состав авиагруппы по проек­ту насчитывал 12 единиц, но к моменту готовности крейсера его сократили до восьми, а фактически на борту никогда не находи­лось больше шести.

Под навесной авиационной платформой по верхней палубе про­ходили рельсы, на которых, в зависимости от типа, могло нахо­диться до 100 мин.

 

Авиация на борту «Готланда»

Авиация на борту крейсера Готланд

 

Артиллерийское и торпедное вооружение было сконцентриро­вано в средней части корпуса. Число двухорудийных 152-мм ба­шенных установок, по сравнению с первоначальным проектом, сократили с трех до двух - в основном по финансовым сообра­жениям, поскольку в этом случае возрастала длина корпуса и, как следствие, его цена. Чтобы сохранить общее число стволов ГК, на «Gotland» вернулись к архаичному казематному расположению артиллерии - 152-мм орудия из ликвидированной третьей баш­ни переместились в казематы, оборудованные по бокам носовой надстройки.
Эти орудия имели в два раза меньший угол возвы­шения, по сравнению с башенными (30° против 60°), и, естествен­но, меньшую дальность стрельбы.

В средней же части корпуса находились и трехтрубные ТА (в районе второй дымовой трубы).

ЭУ «Gotland» была по возможности унифицирована с принятой на ЭМ типа «Goteborg», главное отличие заключалось в увеличен­ном до четырёх числе ПК и, соответственно, большей паропроизводительности. МО и КО располагались эшелонно, при этом из-за сильно сдвинутой в нос кормовой 152-мм башни (на что при­шлось пойти для более удобного размещения авиационного оборудования) её погреба оказались зажаты между КО № 2 и МО № 2. Следствием стала чрезвычайно большая разница длины валопроводов правого и левого бортов.

Ограниченные размеры «Gotland» и обширная номенклатура вооружения не позволили обеспечить кораблю сколько-нибудь серьёзного бронирования; пришлось ограничиться противоосколочным - толщина брони нигде не превышала 25 мм.

 

 

Служба

В 1937 - 1938 гг. на крыше носовой башни ГК оборудовали плат­форму со спаренным 25-мм автоматом.

К 1943 г. гидросамолеты Хаукер «Оспрей», поставленные ещё в 1934 - 1935 гг., потеряли всякое боевое значение. Любая их за­мена потребовала бы существенной переделки катапульты и про­чего авиационного оборудования из-за возросшего веса новых гид­росамолетов.
С учетом этого, а также возросших возможностей береговой авиации с «Gotland» решено было демонтировать все авиационное вооружение, одновременно усилив его ПВО. Для этого в освободившейся кормовой части корпуса расположили четыре спаренных 40-мм «бофорса» и два спаренных 20-мм авто­мата. Модернизация закончилась в апреле 1944 г.

Наиболее заметным событием, связанным с «Gotland» в годы войны, стало обнаружение им в мае 1941 г. выходящего в Атлан­тику герм. ЛК «Bismarck». Это сообщение, переданное шведским крейсером, положило начало одной из самых драматичных опе­раций на море - охоте на «Bismarck». Исключен из списков флота 1 июля 1960 года и 1 мая 1963 года продан на слом.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...