Лёгкий крейсер Оёдо

Лёгкий крейсер Оёдо на якоре
Оёдо (яп. 大淀) - лёгкий крейсер Японского Императорского флота. Назван в честь реки Оёдо, протекающей в префектурах Кагосима и Миядзаки. Крейсер был построен в 1941 - 1943 годах в Курэ, малоактивно использовался во Второй мировой войне,

на завершающем её этапе был потоплен американской палубной авиацией, позже поднят и разобран на металл. К постройке же однотипного «Ниёдо» даже не приступали.

 

 

История создания

Крейсер планировалось использовать в качестве флагмана соединений разведывательных подводных лодок, поэтому к нему были следующие требования:

Максимальная дальность плавания в 10 000 миль на скорости 18 узлов

Способность нести шесть скоростных разведывательных гидросамолетов

Наличие катапульты для возможность быстро поднятия в воздух гидросамолетов

Высокая оснащённость средствами связи.

Крейсер был заложен 14 февраля 1941 года на военно-морской верфи в Куре. Спущен на воду 2 апреля 1942 года. Передан флоту 28 февраля 1943 года.

 

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 8534 т (стандартное), 10417 т (на ходовых испытаниях), 11433 т (полное).
Длина 180,0 м (по ватерлинии), 192,0 м (наибольшая).
Ширина 16,6 м м.
Осадка 6,1 м м (фактическая).
Бронирование Броневой пояс - 60 мм;
палуба - 30 мм;
башни - 40/30/20 мм (лоб/борта и корма/крыша).
Двигатели 4 ТЗА «Кампон», 6 котлов «Кампон Ро-Го».
Мощность 110 000 л. с.
Движитель 4 трёхлопастных гребных винта.
Скорость хода 35,31 узла (на испытаниях).
Дальность плавания 10315 морских миль на скорости 18 узлов.
Экипаж 776 человек (53 офицера и 723 нижних чинов).

 

Вооружение:

Радиоэлектронное вооружение Гидролокатор Тип 93 Модель 3.
Артиллерия 6 (2×3) - 155-мм/60 Тип 3.
Зенитная артиллерия 8 (4×2) - 100-мм/65 Тип 98, 18 (6×3) - 25-мм/60 Тип 96 (52 к 1945 году).
Авиационная группа Катапульта Тип 2 Модель 1, 6 гидросамолётов.

 

 

Конструкция

Крейсер имел гладкопалубный корпус. Носовая оконечность имела более полные обводы, чем на прежних крейсерах, с бульбом для уменьшения волнового сопротивления.
Крейсерская скорость в 18-узловой скорости была выбрана как примерно равная скорости подводных лодок в надводном положении. В корме был размещен авиационный ангар и катапульта. Главный калибр был представлен двумя трехорудийными башнями, расположенными перед настройкой в носовой оконечности корабля.

От сильной броневой защиты пришлось отказаться в пользу мореходности и дальности плавания. Крейсер оснащался 46-мм броневым поясом и 50-мм палубой из углеродистой стали. Конструкторами считалось, что этого достаточно для защиты крейсера от 155-мм снарядов и разрывов 250-кг бомб. Машинно-котельные отделения были прикрыты 30-мм и 60-мм броневыми плитами.

В качестве авиационного вооружения на крейсере должны были размещаться шесть разведывательных гидросамолетов «Тип 14». Созданные фирмой «Каваниси» трёхместные машины с центральным поплавком получили официальное обозначение «Е.151.КГ» («Сиун»). Новому самолету требовалась высокая взлетная скорость - около 150 км в час. Поскольку стандартная корабельная катапульта её не обеспечивала, была сконструирована новая 45-метровая катапульта «Тип 10». Она позволяла производить пуск самолётов с интервалом в 4 минуты.

 

 

Модификации

Ко второй половине 1943 года стало ясно, что как флагман флотилии подводных лодок «Оёдо» использоваться уже не будет. Поэтому наличие гидросамолётов «Сиун» стало излишним. Осенью 1943 на верфи в Йокосуке он был переоборудован в штабной корабль. Модернизация была закончена к началу 1944 года.
Было установлено дополнительное вооружение и оборудование, а вместо 45-метровой катапульты была установлена обычная 25-метровая катапульта типа «5». Вместо шести самолётов «Сиун» крейсер получил два более старых гидросамолёта «Дзуйун». В освободившемся ангаре разместились штабные помещения, многочисленное радиотехническое и иное оборудование. В кормовой части корабля были установлены два строенных 25-мм зенитных автомат.
Такие же автоматы были установлены на палубе позади ангара и на втором ярусе носовой надстройки. Все ранее установленные спаренные 25-мм автоматы были заменены на строенные.
По периметру палубы были установлены 12 дополнительных одинарных 25-мм зенитных автоматов. На носовой надстройке был установлен новый радар «Тип 21» и радары «Тип 22». На фок-мачте установили радар «Тип 13».

 

 

Служба

С 1 марта 1945 года «Оёдо» находился в военно-морской базе Куре. Вечером 18 марта база была атакована американской палубной авиацией 58-го оперативного авианосного соединения. Атаки следовали одна за другой в течение всей ночи, и отбой воздушной тревоги прозвучал только утром 19-го.
В результате авианалёта «Оёдо» получил три прямых попадания 227-кг авиабомбами. На крейсере возник пожар, а от многочисленных близких разрывов бомб была пробита обшивка правого борта и крейсер начал набирать воду. В результате он получил крен на правый борт. Машинная установка вышла из строя.
Аварийные партии сравнительно быстро остановили распространение огня, а вскоре с помощью подошедших портовых катеров пожар был полностью ликвидирован. После этого «Оёдо» был отбуксирован в док N.3, где проходил ремонт в течение недели. Силовую установка была восстановлена и крейсер получил возможность поддерживать 12-узловый ход. Капитальный ремонт произвести было невозможно из-за бедственного состояния промышленности Японии.
«Оёдо» вышел из дока и был уведён в восточную гавань Этоуин, где ошвартовался у причальной стенки. 24 июля 1945 года во время нового налёта американской авиации крейсер атаковало около 50 самолетов, которые добились пяти прямых попаданий. Кроме этого были множественные разрывы бомб в воде рядом с бортом.
Крейсер вновь получил крен на правый борт. 28 июля его атаковали четыре десятка самолётов. Получив попадания четырёх бомб, «Оёдо» опрокинулся на правый борт и лёг на грунт на мелководье, при этом левый борт возвышался над водой. В 1947 году он был поднят и разделан на металл.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...