Лёгкий крейсер Юбари

Лёгкий крейсер Юбари на рейде
Юбари (яп. 艦歴) - экспериментальный лёгкий крейсер японского императорского флота. Назван в честь реки Юбари, протекающей на острове Хоккайдо. Построен в 1922-1923 годах в Сасэбо, имея основным назначением отработку технических решений,

планируемых к использованию в проектировавшихся тяжёлых крейсерах.

Официально классифицировался как крейсер 2-го класса, позже как лёгкий крейсер, при этом де-факто используясь как лидер эскадренных миноносцев.
«Юбари» прослужил всё межвоенное время, неоднократно модернизировался и погиб в конце Второй Мировой от атаки американской подлодки.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Стандартное - 3560 т (нормальное), 4447,8 т (полное).
Длина 137,16 м (по ватерлинии), 139,45 м (наибольшая).
Ширина 12,04 м.
Осадка 3,86 м.
Бронирование Броневой пояс - 38+19 мм;
палуба - 22-25,4 мм.
Двигатели 3 ТЗА Мицубиси, 8 котлов «Кампон Ро Го».
Мощность 57 900 л. с.
Движитель 3 гребных винта.
Скорость хода 35,5 узла (проектная), 34,79 узла (на испытаниях).
Дальность плавания 5000 морских миль на скорости 14 узлов (проектная), 3310 морских миль на скорости 14 узлов (фактическая).
Экипаж 328 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 6 (2×1, 2×2) 140-мм/50 Тип 3.
Зенитная артиллерия 1 × 76-мм/40 Тип 3, 2 × 7,7-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 2×2 610-мм торпедных аппарата (8 торпед Тип 8), 48 мин.

 

 

Разработка проекта и строительство

В утверждённой в 1918 году в Японии судостроительной программе «8+6» под нажимом главного разработчика боевых кораблей Юдзуру Хирага был включён малый крейсер, предназначенный для отработки новых технологий. 20 сентября 1919 года ему было присвоено название «Аясэ» (яп. 綾瀬), в честь реки Аясэ, протекающей в префектуре Сайтама.

Разработка технического проекта крейсера велась в 1920−1921 годах капитаном 3-го ранга Кикуо Фудзимото под общим руководством капитана 1-го ранга Хирага, прорабатывающего в то время 7500-тонный крейсер-разведчик.
Он должен был обладать вооружением, броневой защитой, условиями обитаемости, мореходностью, скоростью и дальностью плавания, не уступающими таковым у 5500-тонных лёгких крейсеров, при водоизмещении лишь в 3150 тонн, т.е. на 43% меньше.

 

Основными средствами достижения этого стали:

Очень низкий корпус одновременно с полубаком, поднимающимся к носу;

Использование бортовой и палубной брони в качестве силовых элементов корпуса;

Объединение дымоходов от всех котельных отделений в единую дымовую трубу;

Перевод всех котлов на жидкое топливо;

Линейно-возвышенное расположение орудий главного калибра;

Размещение офицерских кают в носовой части корпуса.

 

Финансирование постройки корабля в размере 6,3 млн иен было выделено в 1921-м финансовом году, а закладка его на стапеле Морского арсенала в Сасэбо состоялась 5 июня 1922 года, но уже под названием «Юбари». Строительство шло рекордными темпами, и спуск его на воду состоялся уже 5 марта 1923 года.
На ходовых испытаниях 5 июля 1923 у Косикидзимы крейсер развил скорость в 34,786 узла при водоизмещении 3463 тонны и мощности машин в 61336 лошадиных сил. В состав ВМФ он был передан 31 июля того же года.

 

 

Корпус и компоновка

Корпус крейсера размерами 139,45×3,86 метров делился 18 переборками на 19 водонепроницаемых отсеков. Форштевень имел характерную изогнутую форму, ставшую стандартной для японских военных кораблей межвоенной постройки.
Полубак был относительно коротким и поднимался ближе к носу в целях улучшения мореходности, на нём же располагалась носовая надстройка. Первый её ярус имел внушительную длину, в нём размещались офицерские каюты и перегрузочные отделения подачи боеприпасов для первых двух 140-мм орудий, на более коротком втором−оперативная рубка и кладовые.
Ещё выше находились ходовой мостик, штурманская рубка, радиорубка и два дальномера с 3-метровой базой. Надстройки вокруг дымовой трубы имели сравнительно небольшие размеры и в них находились только воздухозаборники вентиляторов. В кормовой надстройке располагались гониометр и резервная радиорубка. Пять спасательных средств (сампан, 2 гребных катера и 2 моторных) находились в центральной части корпуса, по бокам и сзади дымовой трубы.

 

 

Броневая защита

Основной броневой пояс из нецементированной хромистой стали при длине 57,91 м, ширине 4,15 м и толщине 38 мм защищал силовую установку. Он находился внутри корпуса, крепясь непосредственно к шпангоутам с наклоном примерно в 10°. Поверх него находилась обшивка из стали высокого напряжения толщиной 19 мм, что суммарно давало даже большую толщину, чем на 3500-тонных и 5500-тонных крейсерах.

В верхней части броневой пояс стыковался с 25,4-мм броневой палубой из нецементированной хромистой стали. Промежутки между ней и внешней обшивкой закрывались 22-мм плитами из стали высокого напряжения.

Нижняя часть дымовой трубы и воздухозаборники вентиляторов 32-мм бронёй, а палуба вокруг них дополнительно укреплялась 16-мм плитами.

Также тонкой бронёй из стали высокого напряжения прикрывались орудийные установки, элеваторы и переговорные трубы.

 

 

Силовая установка

На крейсере было установлено три турбозубчатых агрегата конструкции Парсонса мощностью 19300 лошадиных сил (14,2 МВт) каждый, разработанные компанией «Мицубиси» и изготовленные той же верфью, на которой он и строился. Они размещались в двух машинных отделениях: два в носовом, приводящие в действие внешние валы с гребными винтами, и один в кормовом, работающий на центральный вал.
Паром их обеспечивали восемь водотрубных паровых котлов с нефтяным отоплением «Кампон Ро-Го», располагавшиеся в трёх котельных отделениях: в носовом два малых, в среднем четыре больших, в кормовом два больших, дымоходы от них выводились в общую дымовую трубу. Рабочее давление пара - 18,3 кг/см² при температуре 156°С.

Запас топлива (916 тонн мазута) по проекту должен был позволить пройти 5000 морских миль 14-узловым экономичным ходом, однако фактическая дальность плавания 14-узловым ходом составляла 3300 морских миль.

Для питания корабельной электросети (напряжение-110 В) использовались два дизель-генератора мощностью по 66 КВт, расположенные в машинном отделении.

 

 

Вооружение

Главным калибром крейсера были 6 140-мм орудий Тип 3: два в одиночных щитовых установках (на полубаке и верхней палубе) и четыре в спаренных башнеподобных (на носовой и кормовой надстройках).
Это орудие было разработано перед Первой мировой войной и к тому времени уже использовалось на всех 3500-тонных и 5500-тонных крейсерах. Оба типа устанавливавшихся на «Юбари» установок имели наибольший угол возвышения в 30°, дающий максимальную дальность стрельбы в 19100 метров.
Подача 38-кг снарядов и 11-кг зарядов до уровня палубы производилась 4 ковшовыми подъёмниками, а далее до орудий вручную (до башнеподобных установок - по податочным трубам.

Для управления огнём главного калибра использовались директор Тип 13 на фок-мачте и два дальномера на носовом мостике, каждый с 3-метровой базой.

ПВО корабля обеспечивали расположенное на надстройке за дымовой трубой зенитное орудие 76,2-мм/40 Тип 3 (максимальный угол возвышения-75°) и два 7,7-мм пулемёта по бокам от неё. У носовой надстройки также размещались 47-мм сигнальные пушки конструкции Ямаути.

На верхней палубе за дымовой трубой располагались два спаренных торпедных аппарата Тип 8. Запускаемые из него 610-мм парогазовые торпеды Тип 8 были приняты на вооружение в 1920 году. При длине в 8,42 м и стартовой массе в 2,362 тонн они несли 346 кг тринитрофенола и могли пройти 10 км 38-узловым ходом или 15 км 32-узловым или 20 км 27-узловым.

Крейсера могли брать на борт до 48 мин, устанавливаемых с коротких кормовых рельсов. Для защиты от дульных газов кормового 140-мм орудия их укладывали в специальные боксы.

 

 

Экипаж и условия обитаемости

Штатно экипаж «Юбари» состоял из 328 человек.

Офицерские каюты располагались в нижнем ярусе носовой надстройки, кубрики нижних чинов−шесть в носовой части и три в корме. Это было прогрессивным решением относительно предыдущих крейсеров, однако из-за строительной перегрузки в три расположенных у самой ватерлинии кубрика через иллюминаторы регулярно попадала вода.

Площадь и объём жизненного пространства были аналогичны более ранним 5500-тонным крейсерам.

 

 

Служба

Крейсер Юбари был потоплен 28 апреля 1944 года в районе Палау американской подводной лодкой Bluegill.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...