Лёгкие крейсера типа Тэнрю

Лёгкий крейсер Тэнрю в Шанхае
Лёгкие крейсера типа «Тэнрю» (яп. 天龍型軽巡洋艦 ) - тип боевых кораблей японского императорского флота. Официально классифицировались как крейсера 2-го класса, позже как лёгкие крейсера, фактически по назначению и конструкции являясь

большими лидерами.

В 1917−1919 годах на верфях Сасэбо и Йокосуки было построено два корабля («Тэнрю» и «Тацута»), от запланированных по программе «8+4» ещё 6 единиц отказались в пользу более крупных и лучше вооружённых 5500−тонных крейсеров.
Оба они находились в составе флота всё межвоенное время, активно участвовали во Второй мировой войне, в ходе которой погибли от атак американских подводных лодок.

 

 

Проектирование и строительство

10 сентября 1915 года японский морской министр Томосабуро Като представил на заседании кабинета министров обновлённый вариант судостроительной программы «8+4». Её первый этап, утверждённый на заседании парламента 24 февраля 1916 года, включал в себя строительство 1 линкора («Нагато»), 2 крейсеров 2-го ранга, 1 эсминца («Таникадзэ»), 3 подводных лодок (№ 14, № 19 и № 20) и танкера («Суносаки»).
На строительство крейсеров в 1916-м финансовом году выделили 9,1 млн иен, а 13 мая 1916 года присвоили им названия «Тэнрю» (天龍) и «Тацута» (龍田), по именам рек Тэнрю и Тацута, протекающих в префектурах Нагано, Сидзуока и Нара соответственно. Ранее эти имена уже присваивались корвету «Тэнрю» и безбронному крейсеру «Тацута».

Корабли предполагалось использовать в качестве лидеров планирующихся 1-й и 2-й флотилий эсминцев. Основным ориентиром при проектировании служили британские лёгкие крейсера типов «Аретьюза» и «C».

Строительство обоих единиц велось на государственных верфях в Йокосуке и Сасэбо в 1917−1919 годах. Из-за аварии во время ходовых испытаний заложенный раньше «Тэнрю» вступил в строй на полгода позже, чем «Тацута».

От запланированных по программе «8+4» ещё 6 однотипных единиц и 3 7200-тонных эскадренных разведчиков летом 1917 года отказались в пользу 8 5500-тонных крейсеров.

 

 

Корпус и компоновка

Длинный и узкий корпус крейсеров размеров 142,65×13,35 метров делился 14 переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. Форштевень имел характерную скруглённую форму, ранее использованную на эсминцах типа «Исокадзэ» - её применение было обосновано необходимостью безопасного прохода через японские минные поля, состоящих из соединённых тросами двухкорпусных мин. Полубак для крейсера был необычно коротким, а надстройки и мачты - просты по конструкции.
Носовая надстройка имела лишь три яруса: на первом располагалась радиостанция и походные каюты, на втором боевая, оперативная и штурманская рубки, на третьем ходовой мостик и дальномер.
В надстройках вокруг дымовых труб на верхней палубе размещались воздухозаборники вентиляторов, камбузы, мастерские, санитарные помещения и кладовые.
В кормовой надстройке располагался резервный центр управления кораблём и вторая радиостанция. Шесть спасательных шлюпок (два сампана, два гребных катера и два моторных) располагались на верхней палубе в центральной части корпуса.

В целом архитектурно крейсера были очень похожи на увеличенные эсминцы типа «Кавакадзэ», внешне различаясь только иной конструкцией кормовой надстройки и более крупными щитами орудий.

 

 

Броневая защита

Крейсера проектировались, исходя из необходимости выдерживать попадания 102-мм снарядов американских эсминцев. Основной броневой пояс прикрывал силовую установку и состоял из двух полос: нижней длиной 56,5 м, шириной 2,82 м и толщиной 63 мм (38 и 25,4-мм плиты из стали высокого напряжения) и верхней длиной 58,6 м, шириной 1,45 м и толщиной 51 мм (две 25,4-мм плиты).
В верхней части он стыковался с 25,4-мм броневой палубой, в оконечностях утончающейся до 22 мм, а под надстройками - до 6,35 мм. Боевая рубка имела 51-мм круговое бронирование и броневую крышу толщиной 25,4 мм. Такие важные узлы, как рулевое отделение, погреба боеприпасов и подъёмники снарядов бронёй никак не прикрывались.

 

 

Силовая установка

На крейсерах устанавливались три турбозубчатых агрегата конструкции Брауна-Кёртисса мощностью 17000 лошадиных сил (12,5 МВт) каждый, изготавливавшиеся на тех же предприятиях, что и сами корабли (кроме ТЗА центрального вала «Тацуты», произведённого заводом «Кавасаки» в Кобэ).
Они размещались в двух машинных отделениях: два в носовом, приводящие в действие внешние валы с гребными винтами, и один в центральном, работающий на центральный вал.
Паром их обеспечивали десять водотрубных паровых котлов «Кампон Ро-Го», располагавшиеся в трёх котельных отделениях: в носовом два малых смешанного отопления, в среднем два малых смешанного и два больших нефтяного, в кормовом четыре больших нефтяного, дымоходы от них выводились в три дымовые трубы. Рабочее давление пара - 18,3 кг/см² при температуре 156°С.

Запас топлива (920 тонн мазута и 150 тонн угля) позволял пройти крейсерам 5000 морских миль 14-узловым экономичным ходом.

Для питания корабельной электросети (напряжение-110 В) использовались два дизель-генератора мощностью 66 и 44 КВт, расположенные в машинном отделении.

 

 

Вооружение

Главным калибром крейсеров типа «Тэнрю» были 4 одиночные щитовые установки 140-мм/50 Тип 3 Модель А, одна пара которых располагалась спереди и сзади носовой надстройки, а другая - на кормовой надстройки, спереди и сзади кормового мостика.
Это орудие было разработано перед Первой мировой войной для замены орудия 152-мм/50 Тип 41, принято на вооружение в 1914 году. Устанавливавшиеся на «Тэнрю» установки имели наибольший угол подъёма ствола в 20°, дающий максимальную дальность стрельбы в 15800 метров. Подача 38-кг снарядов (на момент вступления в строй использовались бронебойный и учебный) и 11-кг зарядов из погребов до верхней палубы осуществлялась двумя цепными подъёмниками, а оттуда до орудий вручную на рельсовых подъёмниках.

Для управления огнём главного калибра использовались директор Тип 13 на фок-мачте и два дальномера на носовом и кормовом мостиках, каждый с 2,5-метровой базой.

ПВО корабля обеспечивали расположенное за кормовой надстройкой зенитное орудие 76,2-мм/40 Тип 3 (максимальный угол возвышения-75°) и два 6,5-мм пулемёта Тип 3, находившиеся между второй и третьей дымовыми трубами. На мостике также размещались 47-мм сигнальные пушки конструкции Ямаути.

На верхней палубе располагались два строенных торпедных аппарата Тип 6. Запускаемые из него 533-мм парогазовые торпеды Тип 6 были приняты на вооружение в 1917 году. При длине в 6,84 м и стартовой массе в 1,43 тонн они несли 203 кг тринитрофенола и могли пройти 7 км 35-узловым ходом или 15,5 км 26-узловым.

Крейсера могли брать на борт до 48 мин, для их установки на корме имелись пара минных рельс. Экипаж и условия обитаемости

Штатно экипаж каждого из крейсеров состоял из 33 офицеров и 304 унтер-офицеров и матросов. Кроме того, де-факто всегда на них размещались штабные офицеры флотилии эсминцев.

Офицерские каюты площадью 239,39 м² и объёмом 440,9 м³ (6,69 м² и 12,3 м³ на человека) располагались в кормовой части корабля на нижней палубе. Явным минусом этого стандартного для того времени решения был высокий уровень шума от расположенных по соседству турбин и необходимость офицерам проходить большую часть длины корабля до своих боевых постов.

Кубрики нижних чинов площадью 420,7 м² и объёмом 930,7 м³ (1,38 м² и 3,06 м³ на человека) находились в носовой части корабля на нижней и верхней палубой под полубаком, перед угольными бункерами.

В обоих случаях освещение и вентиляция были естественными.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 3605 т (нормальное), 4621 т (полное).
Длина 139,27 м (по ватерлинии), 142,65 м (наибольшая).
Ширина 12,3 м.
Осадка 4 м.
Бронирование Броневой пояс - 51-63 мм;
палуба - 22,2-25,4 мм;
рубка - 51 мм.
Двигатели 3 ТЗА конструкции Брауна-Кёртисса, 10 котлов «Кампон Ро Го».
Мощность 51 000 л. с.
Движитель 3 гребных винта.
Скорость хода 33 узла.
Дальность плавания 5000 морских миль на скорости 14 узлов.
Экипаж 337 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 1 - 140-мм/50 Тип 3 Зенитная артиллерия Изначально: 1 × 76-мм/40 Тип 3, 2 × 6,5-мм пулемёта Тип 3.
С 1937 года: 1 × 76-мм/40 Тип 3, 2 × 13,2-мм пулемёта Тип 93, 2 × 6,5-мм пулемёта Тип 3.
С 1941 года: 2 × 2 - 25-мм/60 Тип 96 Минно-торпедное вооружение 2 × 3 533-мм торпедных аппарата (6 торпед Тип 6 48 мин.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...