Линейный крейсер Зейдлиц

Линейный крейсер Зейдлиц на службе
Зейдлиц (нем. SMS Seydlitz) - линейный крейсер ВМС Германской империи эпохи Первой мировой войны. В официальной немецкой классификации того времени линейных крейсеров не было, и этот тип кораблей совместно с броненосными крейсерами

относился к большим крейсерам (нем. Großer Kreuzer).

Был дальнейшим развитием линейных крейсеров типа «Мольтке». По сравнению с ними имел то же вооружение из десяти 280-мм орудий и проектную максимальную скорость хода в 26,5 узлов. За счет увеличения нормального водоизмещения на 2000 тонн получил более сильное бронирование (толщина главного бронепояса была увеличена до 300 мм).
По сравнению с британскими линейными крейсерами того времени типов «Индефатигебл» и «Лайон» имел более слабое вооружение, более сильное бронирование и хорошую противоминную защиту. Отличия были обусловлены в основном тем, что немецкие инженеры считали свои орудия более совершенными и поэтому их корабли по сравнению с британскими могли иметь меньший калибр главной артиллерии при той же ее эффективности.
Также, в отличие от британских крейсеров, создававшихся в основном для борьбы с крейсерами противниками, немецкие крейсера из-за меньшего размера германского флота, создавались в том числе для линейного боя главных сил британского и германского флотов и поэтому имели защиту сравнимую с британскими линкорами.

«Зейдлиц» вступил в строй 22 мая 1913 года и вместе с другими германскими линейными крейсерами служил в составе 1-й разведывательной группы.
Принимал участие практически во всех крупных операциях германского Флота открытого моря и почти всю войну был флагманским кораблем командующего группой контр-адмирала Хиппера. Крейсер получил известность благодаря исключительной живучести, проявленной во время Ютландского сражения 31 мая - 1 июня 1916 года.
Во время боя корабль получил одно торпедное попадание и 19 попаданий тяжёлыми снарядами. Принявший внутрь корпуса порядка 5300 тонн воды (21 % от водоизмещения) крейсер на третий день после боя (4 июня) сумел вернуться на базу благодаря беспримерной борьбе команды за живучесть корабля.

По результатам мирного соглашения в конце Первой мировой войны был интернирован в британской базе Скапа-Флоу на Оркнейских островах 24 ноября 1918 года. Затоплен собственным экипажем 21 июня 1919 года. Впоследствии был поднят и разделан на металл.

 

 

Конструкция

Корпус

«Зейдлиц» имел корпус с развитым полубаком, идущим до фок-мачты. Форштевень почти прямой, с крутым подъёмом днища в носовой части. Водоизмещение нормальное 24 988 т, полное 28 550 т. Длина между перпендикулярами 200,6 м (на 14 м длиннее «Мольтке»), по конструктивной ватерлинии (КВЛ) - 200 м. Ширина корпуса составила 28,5 м, максимальная ширина с учётом уложенной противоторпедной сети составляла 28,8 м. Высота надводного борта в районе носа - 8,9 м. Общая высота борта в районе миделя - 13,88 м. Осадка при полном водоизмещении - 9,29 м, при нормальном - 9,09 м. При увеличении осадки на 1 см водоизмещение увеличивалось на 37,71 т.

Корпус был разделён водонепроницаемыми переборками на 17 отсеков. Двойное дно простиралось на 76 % длины корабля. Способ силовых связей корпуса - смешанный.

Метацентрическая высота равнялась 3,12 м, что было наибольшим значением среди всех немецких линейных кораблей и линейных крейсеров Германии в Первую мировую войну. Максимальная остойчивость была при 33° крена и нулевая при 72°. На «Зейдлице» устанавливались успокоительные цистерны Фрама, но по назначению они не использовались. Крейсер оснащался двумя тандемными полубалансирными рулями с возможностью управления из различных отсеков и четырьмя трёхлопастными винтами диаметром 3,88 м.

Корабль обладал хорошими ходовыми качествами - легко и спокойно удерживал курс, но был несколько увальчив в корму. Как и все немецкие крейсера, поворачивал тяжело, со значительной (до 60 % при максимальной перекладке руля) потерей скорости, при этом возникал крен до 9°.

Оснащался 1 большим паровым катером, 3 моторными катерами, 2 баркасами, 2 вельботами, 2 ялами и 1 разборной шлюпкой. Имел 2 основных и 1 запасной 7-тонных носовых якоря и один 3,5-тонный кормовой.

Имел две полые трубчатые мачты. До 1916 года оснащался противоторпедными сетями. Экипаж по штату мирного времени составлял 1068 человек, из них 43 офицера. При размещении флагмана со штабом он увеличивался на 75 человек, из них 13 офицеров. В военное время экипаж пополнялся резервистами и в Ютландском бою составлял 1425 человек.

 

 

Бронирование

По сравнению с «Мольтке» бронирование было усилено. Броня цементированная, крупповская. Главный броневой пояс устанавливался на тиковой подкладке толщиной 50 мм и имел постоянную толщину 300 мм, высоту 2 м и начинался в 1,4 м выше ватерлинии(КВЛ) и опускался под воду на 0,4 м, простираясь между внешними краями барбетов носовой и кормовой башен.
В носовой части он заканчивался переборкой толщиной 200 мм, в кормовой - 100 мм. В нижней части пояс постепенно сужался до 150 мм, заканчиваясь в 1,75 м ниже главной ватерлинии.
Сверху броневой пояс также постепенно утоньшался, доходя до 230 мм на уровне верхней палубы и до 200 мм у нижних кромок орудийных портов среднего калибра. Броневой пояс в носовой и кормовой частях продолжался бронёй толщиной 100 мм.

Каземат артиллерии среднего калибра выше нижнего края орудийных портов прикрывался бронёй толщиной 150 мм. В оконечностях переборки каземата также имели толщину 150 мм. Внутри батареи среднего калибра вдоль борта и между орудиями шли противоосколочные экраны толщиной 20 мм.

Лобовая часть башен главного калибра имела толщину 250 мм, боковые стенки - 200 мм, задняя стенка - 210 мм, настил в кормовой части - 50 - 100 мм, наклонная передняя часть крыши - 100 мм, крыша 70 мм. Барбеты имели толщину 230 мм. У носовой и кормовых башен в диаметральной плоскости, в районе, прикрываемом соответственно боевыми рубками и барбетами кормовой возвышенной башни, толщина барбета уменьшалась до 200 мм.
Толщина барбетов бортовых башен между верхней и главной палубой, которые прикрывались бронёй каземата, уменьшалась до 100 мм, а ниже, позади главного броневого пояса, до 30 мм. У барбетов носовой и кормовых башен толщина 230 мм доходила до уровня броневой палубы, но стенки за главным броневым поясом имели толщину 30 мм.

Толщина стенок носовой боевой рубки была 350 - 250 мм, крыши - 80 мм, у кормовой боевой рубки толщина стенок составляла 200 мм, крыши - 50 мм.

Бронированная палуба в середине корабля была расположена в 1,4 м выше КВЛ и имела толщину 30 мм, в носовой части она располагалась на 0,9 м ниже КВЛ и имела толщину 50 мм, в кормовой части она располагалась на 1,8 м ниже ватерлинии и имела толщину 80 мм. Скосы имели толщину 50 мм. Верхняя палуба над батарей среднего калибра имела толщину 35 мм, за пределами батареи, ближе к диаметральной плоскости - 25 мм.

Подводная защита обеспечивалась вертикальной противоторпедной переборкой, отстоящей от борта на 4 м на миделе. Переборка имела толщину 30 мм, увеличиваясь до 50 мм в районе погребов боезапаса, и заканчивалась 20-мм поперечными переборками. Между бронированной и верхней палубами она продолжалась как противоосколочная и имела толщину 30 мм.
Дополнительную конструктивную защиту обеспечивали угольные бункеры, расположенные между бортом и противоторпедной переборкой.

 

 

Вооружение

Артиллерия главного калибра, как и на «Мольтке», состояла из 10 280-мм орудий 28 cm SK L/50 с длиной ствола 50 калибров, размещённых в пяти двухорудийных башнях Drh.L C/1910. Орудие оснащалось клиновым затвором и имело вес 41,5 т. Использовались только бронебойные снаряды, весом 302 кг. Заряд состоял из двух частей. Основной заряд размещался в латунной гильзе для улучшенной обтюрации и состоял из 79 кг пороха марки RPC/12.
Передний заряд в шёлковом картузе содержал заряд такого же пороха массой 26 кг. При температуре заряда 15 °C снаряду сообщалась начальная скорость 880 м/с. Первоначально орудия имели максимальный угол возвышения 13,5° и угол склонения −8°.
При максимальном угле возвышения это обеспечивало дальность стрельбы 18 100 м. В 1916 году, после Ютландского боя, углы были изменены на +16°/−5,5° соответственно, что позволило получить максимальную дальность стрельбы 19 100 м.

 

Правая бортовая башня 280-мм калибра и одно из 150-мм орудий

Правая бортовая башня линейного крейсера Зейдлиц

 

Носовая башня имела сектор обстрела 300° с высотой осей орудий 10,4 м над КВЛ. Две размещённые диагонально бортовые башни имели сектор обстрела 180° на ближний борт, 125° на дальний и высоту осей орудий 8,2 м над КВЛ.
Две кормовые башни устанавливались по линейно-возвышенной схеме и имели сектора обстрела по 290°. Высота осей орудий для возвышенной башни составляла 8,4 м, а для нижней 6 м над КВЛ.

Боезапас составлял по 87 снарядов на каждое орудие, в сумме - 870 снарядов. Во всех башнях снарядные погреба находились ниже зарядных. Перегрузочная камера вместе с элеватором боеприпасов подвешивалась к погону башни и вращалась вместе с ним. Элеватор боеприпасов из перегрузочного отделения поднимался в башню и выходил между орудиями в районе их казённика.
Бронированное подъёмно-транспортное устройство также подвешивалось к погону башни и вращалось вместе с башней и перегрузочным отделением. Для подачи боезапаса из погреба в подъёмник в погрузочном отделении погреба устанавливалась узкая вращающаяся платформа - так называемый круговой вагон.
Такая конструкция обеспечивала достаточно высокую скорострельность - техническая скорострельность позволяла делать три выстрела за 51 секунду, на практике была достигнута скорострельность 3 выстрела в минуту.

В 1915 году «Зейдлиц» получил приборы централизованного управления стрельбой артиллерии главного и среднего калибра. Артиллерия среднего калибра состояла из 12 150-мм орудий 15 cm SK L/45 с длиной ствола 45 калибров. Они были расположены в батарее на верхней палубе в установках MPL C/06 образца 1906 года весом 15 700 кг каждое.
Масса фугасного снаряда составляла 45,3 кг, скорострельность орудий составляла 5 - 7 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы составляла 13 500 м, впоследствии её довели до 16 800 м. Общий боезапас составлял 1920 снарядов - по 160 на орудие.

При постройке на «Зейдлице» устанавливались 12 неуниверсальных 88-мм орудий 8,8 cm SK L/45 с длиной ствола 45 калибров. Орудия располагались в установках MPL C/01-06. Четыре были расположены в носовой части под верхней палубой, два в носовой надстройке, четыре позади батареи 150-мм орудий и ещё два орудия по бокам кормовой надстройки в установках, прикрытых щитом. Их общий боезапас составлял 3400 снарядов.
В начале Первой мировой войны вместо двух орудий, установленных на кормовой надстройке, были установлены зенитные 88-мм орудия 8,8 cm Flak L/45 с длиной ствола 45 калибров в установках MPL C/13 (образца 1913 года), с максимальным углом подъёма ствола 70°. К Ютландскому сражению в 1916 году все остальные 88-мм орудия, кроме зенитных, были демонтированы.

На крейсере устанавливались четыре подводных торпедных аппарата (ТА) калибра 500 мм. По одному ТА стояло в носовой и кормовой частях, ещё два были расположены по бортам, впереди барбета носовой башни. Общий боезапас составлял 11 торпед.

 

 

Силовая установка

На «Зейдлице» были установлены 27 низконапорных котлов Шульце - Торникрофта с угольным отоплением. В 1916 году, перед Ютландским сражением, на них были установлены форсунки для впрыска нефти при форсаже. Котлы имели общую поверхность нагрева 12 500 м² и обеспечивали давление пара 16 кгс/см².
Они размещались в пяти отсеках, разделённых продольными переборками на 15 котельных отделений. В первых трёх отделениях стояло по одному котлу. В последующих котельных отделениях стояло по два котла. Общая площадь, занимаемая котельными отделениями, составляла 925 м² (у британской «Принцесс Ройал» - 1170 м²).

Четырёхвальная силовая установка включала два комплекта прямодействующих турбин Парсонса. Все четыре винта были трёхлопастными и имели диаметр 3,88 м. Турбины размещались в двух машинных отделениях. Каждое машинное отделение было разделено продольными переборками на три отсека.
Турбины высокого давления, вращавшие наружные валы, располагались в двух носовых отделениях. Внутренние валы приводились во вращение турбинами низкого давления, расположенными в кормовом машинном отделении. Турбины занимали внешние отсеки машинных отделений, а в отсеках по диаметральной плоскости располагались вспомогательные механизмы.
Турбинные отделения занимали 404 м² (у британской «Принцесс Ройал» 645 м²). По британским меркам машинные и котельные отделения «Зейдлица» были слишком тесными.

Расчётная максимальная скорость составила 26,5 узлов при номинальной проектной мощности на валах 63 000 л. с. При испытаниях на Нейкругской мерной миле «Зейдлиц» развил скорость 28,13 узла при частоте вращения гребных валов 329 об/мин и форсированной мощности 89 738 л. с. (увеличение на 42 %).
Нормальный запас топлива 1000 т, максимальный - 3600 т. Дальность плавания составляла 4200 миль при скорости 14 узлов и 2280 миль на скорости 23,7 узла. После 1916 года было добавлено 200 т нефти.

Электроэнергией напряжением 220 В крейсер обеспечивали шесть турбогенераторов суммарной мощностью 1800 кВт.

 

 

Строительство и испытания

«Зейдлиц» строился по программе 1910 года. 21 марта 1910 года был заключён контракт с верфью «Блом унд Фосс» в Гамбурге на строительство корабля и изготовление машинной установки для него. Под строительным номером 209 крейсер был заложен 4 февраля 1911 года. Так как он шёл как дополнение к флоту, при закладке крейсер получил имя «J».

30 марта 1912 года прошёл обряд крещения, и крейсер был спущен на воду. Крещение производилось генерал-инспектором кавалерии фон Клейстом, нарекшим новый корабль «Зейдлицем». Крейсер получил имя в честь генерала Фридриха Вильгельма фон Зейдлица-Курцбаха (1721—1773). Этот кавалерийский генерал, служивший в армии прусского короля Фридриха Великого, отличился в битве при Росбахе 5 ноября 1757 года.

Всего постройка корабля заняла около 28 месяцев - почти 14 месяцев стапельный период и 14 месяцев достройка на плаву. Стоимость постройки составила 44 685 тыс. марок или 22 343 тыс. рублей золотом по курсу того времени.

В апреле 1913 года заводская команда перевела «Зейдлиц» в Киль, где он 22 мая предварительно вошёл в состав флота. Во время проведения трёхмесячных приёмо-сдаточных испытаний 29 июня и 3 августа 1913 года корабль с осмотром посещался кайзером Вильгельмом II и королём Италии Виктором Эммануилом III.
17 августа 1913 были закончены ходовые испытания, и корабль окончательно вошёл в состав флота и 31 августа присоединился у Гельголанда к манёврам Флота открытого моря.

 

 

Оценка проекта

«Зейдлиц» являлся дальнейшим развитием крейсеров типа «Мольтке» и имел ту же скорость и лучшее бронирование за счёт увеличения нормального водоизмещения на 2000 т.
Его защита оценивалась очень высоко, и несмотря на то, что один из инженеров верфи продал чертежи англичанам, и им стали известны все подробности проекта, они не придали значения этому. Во многом благодаря высокой непотопляемости «Зейдлиц» после тяжёлых повреждений, полученных в Ютландском сражении, смог возвратиться на базу.

Вместе с тем негативно оценивалась артиллерия «Зейдлица». Установленные на предыдущем типе «Мольтке» 280-мм орудия за счёт большей начальной скорости и лучшего качества снарядов можно было приравнять к 305-мм орудиями британских «Инвинсибла» и «Индомитебла». «Зейдлиц» сохранил тот же калибр - 280-мм, но следующий тип британских линейных крейсеров - «Лайон» - был вооружён значительно более мощными 343-мм орудиями. К тому же на «Лайонах» толщина броневого пояса была доведена до 229 мм, и 280-мм калибра орудий «Зейдлица» уже было недостаточно для её уверенного пробития.

Благодаря тому, что линейные крейсера типа «Лайон» имели большую скорость хода, в сражениях Первой мировой войны они могли догнать немецкие линейные крейсера, выбрать дистанцию боя, а при неблагоприятных обстоятельствах оторваться от своего противника.

 

 

Память о корабле

Судовой колокол крейсера «Зейдлиц» демонстрируется в экспозиции военно-морского мемориала в Лабё - коммуне, расположенной недалеко от Киля, в Германии, в земле Шлезвиг-Гольштейн.

 

280-мм орудие «Зейдлица» в военно-морском музее Вильгельмсхафена

Орудие линейного крейсера Зейдлиц в музее Вильгельмсхафена

 

Ствол демонтированного повреждённого в Ютландском сражении 280-мм правого орудия левой бортовой башни демонстрируется в военно-морском музее (нем. Deutsches Marinemuseum) в Вильгельмсхафене.

В немецком флоте имя «Зейдлиц» носил недостроенный тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер». Он был заложен 29 декабря 1936 года на верфи DeSchiMAG в Бремене и 19 января 1939 года спущен на воду.
В 1942 году было принято решение достроить его как авианосец. Переоборудование завершено не было. В конце войны переведён в Кенигсберг. Затоплен при отступлении немецких войск 29 января 1945 года.
Поднят аварийно-спасательной службой Юго-Балтийского флота в 1946 году, отбуксирован в Ленинград и впоследствии разделан на металл.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...