Линейные крейсера типа G-3

Модель линейного крейсера типа G-3
Линейные крейсера типа «G-3» - проект линейных крейсеров Королевского военно-морского флота Великобритании начала 1920-х годов. Разрабатывались в противовес японским и американским линейным крейсерам в ходе возобновившейся

после Первой мировой войны гонки морских вооружений. Предполагась постройка 4 единиц. В связи с решениями Вашингтонской конференции не закладывались, но факт наличия этого проекта сыграл важную роль в ходе переговоров.

 

 

История создания

Несмотря на окончание Первой мировой войны, гонка военно-морских вооружений не только не прекратилась, а наоборот усилилась. Точком к ней послужил, принятый в 1916 году Конгрессом США закон о флоте, предусматривавший создание крупнейших в мире ВМС под лозунгом «Second to one». Эта программа предполагала создание флота, способного одновременно вести успешую морскую войну с Великобританией и Японией на двух океанах - Атлантическом и Тихом.
Намечалось, в частности, построить 6 линейных крейсеров типа «Лексингтон» - быстроходных, мощно вооружённых, но слабозащищённых кораблей. Программа вызвала крайнее беспокойство в Японии, которая, в свою очередь, приняла план «8-8», наметивший строительство нового мощного флота, включавшего и 8 линейных крейсеров - 4 типа «Амаги» и 4 типа «№ 13». По своим характеристикам они в целом превосходили американский проект.

Сразу после окончания Первой мировой войны, Великобритания с одной стороны обладала крупнейшим в мире военным флотом, с другой испытывала явные финансовые проблемы. К этому добавлялись ещё и пацифистские настроения, охватившие значительную часть британской общественности.
Тем не менее, не отреагировать на вызов, брошенный сначала США, а затем и Японией, англичане не могли. Утрата превосходства на море рассматривалась как прелюдия к утрате империи, и страна приготовилась включиться в новую гонку военно-морских вооружений.

В 1920 году конструкторы приступили к подготовке двух проектов. По первому собирались спроектировать линкор, по второму — быстроходный линкор.
Характерно, что термин «линейный крейсер» уже не употреблялся и различия между двумя проектами должны были заключаться, прежде всего, в скорости.

Первые проекты нового корабля лишь немногим отличались от «Худа» и проходили под шифром «К-2», где цифра означала количество орудий в каждой башне главного калибра.
Следующий проект именовался «К-3» и предусматривал уже трёхорудийные башни, размещённые по схеме, ставшей впоследствии классической - две башни в носу корабля одна в корме. Немедленно возник вопрос о размерности крейсера.
Адмиралы настаивали на 457-миллиметровых орудиях, но это привело к тому, что нормальное водоизмещение превысило 50 000 тонн, крейсер мог ремонтироваться лишь в двух адмиралтейских доках и не мог пройти Суэцким и Панамским каналами. В дальнейшем размеры выросли ещё более, и теперь крейсер мог принять лишь один британский док, причём коммерческий.

Далее решили существенно уменьшить водоизмещение, и был подготовлен проект «J-3». Он мог бы проходить и Суэцким и Панамским каналами, его могли принять многие британские доки, но калибр артиллерии пришлось уменьшить до 381 мм, а броневую защиту ослабить.
На фоне новых американских и особенно японских проектов «J-3» смотрелся очень скромно и был отвергнут в пользу «I-3». В нём впервые была предложена схема сосредоточения всех башен главного калибра в носовой части корабля, с целью сокращения длины броневой цитадели.

Однако Адмиралтейство не желало отказываться от 457-мм орудий и проект пришлось перерабатывать вновь. Теперь он фигурировал под шифром «H-3». Конструкторы подготовили три варианта «H-3», при этом во всех случаях количество 457-мм пушек сокращалось до 6 в трёхорудийных башнях и обе устанавливались в носовой части крейсера. Однако количество орудий в залпе признавалось совершенно недостаточным.

Развитием «H-3» стал проект «G-3», подготовленный к декабрю 1920 года и вооружённый перспективными 420-мм орудиями. Именно его и приняли для дальнейшей разработки.

 

 

Корпус и архитектура

Для достижения максимально возможной мореходности британские конструкторы отказались от полубачной формы корпуса и выполнили проект гладкопалубным. Вместе с тем, значительная длина крейсера вынудила использовать транцевую корму, чтобы он мог входить в большее число доков.

Архитектура «G-3» выглядела весьма необычно для своего времени. Две башни главного калибра размещались линейно-возвышенно в носовой части корпуса, а третья находилась в средней части крейсера, позади массивной надстройки.
Такое решение сокращало углы обстрела и не давало возможности вести огонь прямо по корме, но зато позволило теснее сгруппировать артиллерию, что позволило существенно улучшить её защиту. Сразу за погребом третьей башни начиналось машинно-котельное отделение с двумя дымоходами.

Противоминная артиллерия размещалась побортно, двумя группами по 4 башни, носовой и кормовой частях корпуса. В корме находились также все зенитные орудия. Это было сделано с целью уберечь открытые зенитные установки от воздействия дульных газов главного калибра.

 

 

Вооружение

Главный калибр линейных крейсеров «G-3» предполагался в виде 9-ти 406-мм орудий в трёх трёхорудийных башнях. Орудие было разработано известной оружейной компанией «Элсвик» (англ. Elswisk) на основе её же проекта 457-мм орудия. Проектирование было завершено в течение 1921 года и фирма получила заказ на изготовление орудий.

 

Трёхорудийная башня с орудиями Mk I на линкоре «Родней»

Орудия на линкоре Родней

 

Орудие Mk I было сконструировано по принципу «лёгкий снаряд - высокая начальная скорость». Снаряд весил 929 кг, масса полного заряда составляла 328 кг, что позволяло выстреливать снаряд с начальной скоростью 814 м/с.
Само орудие весило 109 733 кг. В проекте предполагалось достигнуть скорострельности 2 выстрела в минуту, фактически, на линкорах типа «Нельсон», техническая скорострельность не превышала 1,5 выстрелов в минуту.

 

Двухорудийная башня с орудиями Mk VIII* на линкоре «Родней»

Двухорудийная башня на линкоре Родней

 

Башни были совершенно новой конструкции, ранее не применявшиеся в Королевском флоте и были сконструированы с учётом опыта сражений Первой мировой войны. Обеспечивалась надёжная защита от всех существовавших на момент проектирования снарядов и бомб, особое внимание уделили вопросам безопасности хранения боеприпасов, а угол возвышения орудий достиг 40 , что позволяло иметь максимальную дальность стрельбы 235 кабельтов (38 450 м).
Башни рассчитывались на полный залп, в то время как ранее британские тяжёлые корабли стреляли лишь полузалпами. Погреба рассчитывались на боекомплект в 100 снарядов на ствол. Впоследствии такие орудия были установлены на линкорах типа «Нельсон».

 

622-мм торпеды Mk I

Торпеды на на линкоре Родней

 

Противоминная артиллерия состояла из 16-ти новейших 152-мм орудий Mk XXII*, размещённых в двухорудийных башнях. Боезапас колебался от 150 выстрелов на ствол в носовых башнях, до 100 выстрелов в кормовых. Орудие Mk XXII* весило 9157 кг, и могло посылать снаряд весом 45,36 кг на дистанцию до 23 590 м, при начальной скорости 902 м/с и угле возвышения 45°. Скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту.

 

120-мм зенитное орудие Mk VIII*

Зенитное орудие на линейном крейсере

 

Зенитную оборону должны были обеспечивать 6 одиночных орудий Mk VIII*, с боезапасом 175 фугасных снарядов на ствол, а также некоторое количество дымовых и осветительных снарядов.
Фугасный снаряд с дистанционным взрывателем весил 22,68 кг и имел начальную скорость 749 м/с. Досягаемость по дальности составляла 14 780 м (при угле возвышения 45°), по высоте - 9750 м (угол возвышения 90°). Техническая скорострельность орудия достигала 12 выстрелов в минуту, масса орудия 3137 кг.

В ближней зоне корабль защищали бы 4 десятиствольные установки 40-мм автоматов Виккерса (англ. Vickers) «Пом-пом». Боезапас предполагалось иметь в 1000 выстрелов на каждый ствол.

Торпедное вооружение предполагалось из 2 новейших 622-мм торпедных аппаратов, хотя многие эксперты возражали против установки такого оружия на тяжёлые артиллерийские корабли. Масса торпеды составляла 2585 кг, заряд ТНТ 337 кг. На скорости 35 узлов торпеда могла пройти 13 700 м, на 30-ти узлах - 18 300 м.

 

 

Энергетическая установка

Силовая установка включала 4 турбозубчатых паротурбинных агрегата суммарной мощностью 160 000 лошадиных сил. Питать их паром должны были 20 котлов с тонкими трубками.
Предполагалось развить скорость 31 - 32 узла. Запас топлива включал 5000 тонн нефти и в качестве вспомогательного 50 тонн угля. Расчётная дальность должна была достичь 7000 миль при скорости хода 16 узлов. Для её достижения требовалась мощность 20 000 л.с.

 

 

Оценка проекта

Несмотря на трудности объективной оценки нереализованного проекта, эксперты придерживаются достаточно высокого мнения о «G-3».

Формально он считался линейным крейсером, хотя имел мощное бронирование и фактически являлся быстроходным линкором, предопределившим развитие этого класса в 1930-е гг.
В случае, если бы проект был реализован, то он произвёл бы эффект, сопоставимый с появлением в 1906 г. линкора «Dreadnought»: все созданные к тому времени дредноуты мгновенно бы устарели.

Разумеется, проект «G-3» имел и определённые недостатки. Так, опыт боевого использования линейных крейсеров типа «Дюнкерк» показал, что иметь возможность неограниченного обстрела в кормовом секторе весьма желательно. Но британские адмиралы придерживались наступательной тактики и полагали данную проблему малозначимой.

Что касается скорости, меньшей чем у «Лексингтона», то превосходство американского корабля было не слишком значительным и трудно реализуемым в реальном бою, а в отношении броневой защиты «G-3» обладал явным преимуществом. Японские проекты, по мнению британского Адмиралтейства, не превосходили «G-3» в скорости и уступали в броневой защите.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...