Линейный крейсер Гавайи

Буксировка линейного крейсера Гавайи
USS Hawaii (CB-3) («Гавайи») - американский линейный крейсер типа «Аляска». Первый корабль ВМС США, названный в честь территории Гавайи. По планам должен был стать третьим кораблём серии. Заложен 20 декабря 1943 года, спущен на воду 3 ноября 1945 года,

после чего на корабле начались достроечные работы.
Тем не менее, линейный крейсер так и не был достроен несмотря на то, что существовал план достройки его в качестве первого американского ракетного крейсера, и позднее - план достройки в качестве корабля управления. 20 июня 1959 года недостроенный корабль был отбуксирован для разделки на металл.

 

 

Конструкция

По проекту линейный крейсер «Гавайи» имел следующие главные размерения: общая длина - 246,43 м, осадка - 9,7 м. Проектное водоизмещение крейсера составляло 30 257 т, полное - 34 803 т. Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов «Дженерал Электрик», каждый из которых работал на один гребной вал, и восьми паровых котлов «Бабкок-Уилкокс». Мощность энергетической установки составляла 150 000 л. с. (110 МВт), позволявшая развить максимальную скорость, равную 33 узлам (61 км/ч). Дальность плавания «Гавайев» должна была составить 12 000 морских миль (22 000 км) на скорости 15 узлов (28 км/ч).

Проект предусматривал размещение на корабле четырёх гидросамолётов и двух ангаров для них. Запуск гидросамолётов должны были осуществлять две катапульты.

Артиллерийское вооружение крейсера должно было состоять из девяти 305-мм орудий главного калибра, размещённых в трёх трёхорудийных башнях (две в носу и одна - на корме).

Универсальная артиллерия крейсера должна была состоять из двенадцати 127-мм орудий в шести двухорудийных башнях. Лёгкая зенитная артиллерия: 56 40-мм «бофорсов» в счетверённых установках и 34 одноствольных 20-мм «эрликона».

Бронирование корабля состояло из главного броневого пояса толщиной 229 мм (9 дюймов), бронирования башен главного калибра, равного 325 мм (12,8 дюймов). Главная броневая палуба имела толщину 102 мм (4 дюйма).

 

 

Строительство, планы достройки и окончательная судьба

В 1942 году заказ на постройку «Гавайев», сделанный ещё в 1940 году, приостановили ещё до начала работ на верфи. Остановка постройки коснулась и трёх других однотипных ему крейсеров, равно как и пяти линкоров типа «Монтана». Высвободившиеся судостроительные мощности и материалы были направлены на постройку кораблей, которые уже сейчас требовались флоту и могли быть построены быстрее: например, противолодочные корабли и т. п.
В июле 1942 года свыше 4100 тонн стального проката, предназначавшегося для постройки «Гавайев», были перенаправлены на строительство других кораблей. 25 мая 1943 года «Гавайи» вернули в программу строительства. 24 июня строительство трёх других крейсеров было отменено.

Закладка киля «Гавайев» состоялась 20 декабря 1943 года, а 3 ноября 1945 года крейсер спустили на воду - через два года после однотипного «Гуама».
После спуска на корабле, вероятно, успели начать достроечные работы, однако строительство было остановлено в феврале или апреле 1946 года в связи с сокращением военного бюджета после окончания Второй мировой войны; готовность корабля составляла 82,4 %.
На тот момент на корабль были установлены башни главного калибра, а работа по формированию надстройки была почти завершена. Впрочем, последнюю демонтировали перед тем, как вывести корабль в резерв на территорию военно-морской верфи Филадельфии.

 

 

Планы превращения в ракетный крейсер

В сентябре 1946 года «Гавайи» вместе с недостроенным линкором «Кентукки» рассматривался в качестве платформы для испытаний управляемых ракет. Согласно этим планам крейсер получал обозначение CB(SW), а его артиллерийское вооружение должно было состоять из шестнадцати 76-мм/70 орудий в спаренных установках.
Бо́льшую часть ракет предполагалось разместить перед форштевнем, в то время как на корме должны были размещаться две пусковых установки. Подобная переделка не требовала наличия на крейсере брони и потому уже установленное бронирование могло быть снято за ненадобностью. Проект так и не был осуществлён и «Гавайи» остались в составе Резервного флота.

Два года спустя, в 1948 году, появился ещё один план переделки «Гавайев» в ракетный крейсер. Согласно этому плану, имевшему обозначение Project SCB 26A, «Гавайи» предлагалось достроить в качестве корабля, несущего управляемые баллистические ракеты (англ. Ballistic Guided Missile Ship).
План предусматривал достройку крейсера с размещением на нём двенадцати пусковых установок для изготовленных в США баллистических ракет Фау-2 немецкой конструкции. Кроме них на крейсер должны были установить шесть пусковых установок для крылатых ракет SSM-N-2 Triton класса «земля-земля».
Проект Triton был попыткой дать ВМС надёжные крылатые ракеты, которые можно запускать с кораблей. Проектирование началось в сентябре 1946 года после того, как проект получил поддержку ВМС.
В 1950 году, после того как были сформулированы требования военных, проектанты приступили к созданию крылатой ракеты массой 16 тонн с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и твердотопливными ракетными ускорителями, способными доставить боевую часть на расстояние 2000 морских миль (3700 км) при числе Маха, равном 1,6 - 2,5.
В 1955 году требования были снижены до более реалистичных, работоспособный образец ожидался в 1965 году. В 1957 году проект был закрыт в пользу более перспективных проектов SSM-N-9/RGM-15 Regulus II и UGM-27 Polaris.

Ещё один план предусматривал запуск с передней гидравлической катапульты «Гавайев» крылатых ракет JB-2 Loon - американской модификации немецкой крылатой ракеты Фау-1. Кроме того, в кормовой части крейсера должны были быть установлены кран для подъёма летательных аппаратов и две катапульты. План был одобрен в 1948 году, а работы по нему должны были быть завершены в 1950 году. С учётом запланированных изменений крейсер был переклассифицирован из CB-3 в CBG-3.
Тем не менее, в 1949 году переделку отменили наряду с другими проектами по установке баллистических ракет на надводные корабли, что было вызвано как нестабильностью жидкого ракетного топлива, так и несовершенством имевшихся в то время систем управления ракетным оружием.

 

 

Большой корабль управления

Ещё одной попыткой достроить корабль в новом качестве был план по превращению его в «большой корабль управления» (англ. large command ship), озвученный в августе 1951 года. В этой роли «Гавайи» должен был быть увеличенным аналогом корабля управления «Нортгемптон», построенного на базе тяжёлого крейсера типа «Орегон».
План предусматривал создание обширных штабных помещений, установку мощного радиолокационного комплекса и систем связи и управления, способных решать задачи управления авианосными соединениями, при этом корабль не оборудовался для решения задач управления амфибийными операциями.
Артиллерийское вооружение корабля должно было состоять из шестнадцати 127-мм/54 орудий в одноорудийных установках. Увеличение калибра орудий с 76 до 127 мм было вызвано тем, что 76-мм орудия казались недостаточно мощными для такого корабля. Изменениям подвергся состав радиолокационного оборудования и системы управления артиллерийским огнём.

Планы перестройки корабля были одобрены, а 26 февраля 1952 обозначение корабля изменили на CBC-1. Деньги на проведение работ были включены в бюджет 1952 года, однако единственным осуществлённым изменением стал демонтаж 305-мм башен главного калибра.
Вcкоре стало ясно, что корабль с требуемыми характеристиками можно получить за меньшие деньги, переоборудовав меньшие по размерам и более дешёвые корабли, подобные лёгкому авианосцу «Райт», на основании чего в 1953 проект переоборудования «Гавайев» был отменён. 9 сентября 1954 года кораблю вернули его оригинальное обозначение CB-3.

В феврале 1957 года был опубликован проект, названный «Polaris Study-CB-3», авторы которого предлагали снять с «Гавайев» всю артиллерию и заменить её ракетным оружием: на месте третьей башни вертикально установить 12 пусковых установок ракетного коплекса Polaris, две пусковых установки зенитных ракет Talos (по одной в носу и корме), две пусковых установки зенитного комплекса Tartar (побортно в районе надстройки) и одиночную пусковую установку противолодочного ракетного комплекса ASROC на месте первой и второй башен главного калибра. Проект не был реализован.

9 июня 1958 года «Гавайи» был вычеркнут из списочного состава ВМС США. 15 апреля 1959 года корабль продали на слом компании «Бостон Металс» из Балтимора.
Недостроенный корабль был отбуксирован в Балтимор, куда прибыл 6 января 1960 года, после чего началась его разборка.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Стандартное - 30 257 т, полное - 34 803 т.
Длина 241,2 / 246,4 м.
Ширина 27,7 м.
Осадка 9,7 м.
Бронирование пояс - 127…229 мм;
траверзы - 260 мм;
палубы - 36+96-102+16 мм;
башни ГК - 325 мм;
барбеты - 280…330 мм;
боевая рубка - 269 мм.
Двигатели 4 ТЗА General Electric.
Мощность 150 000 л. с. (110,3 МВт).
Движитель 4 гребных винта.
Скорость хода 31,4 узла (58,2 км/ч).
Дальность плавания 12 000 миль на 15 узлах.
Экипаж 1517 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 3 × 3 - 305-мм/50, 6 × 2 - 127-мм/38.
Зенитная артиллерия 14 × 4 - 40-мм/56, 34 × 1 - 20-мм.
Авиационная группа 2 катапульты, 2 ангара, 4 гидросамолёта.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...