Линейный крейсер Гинденбург

Линейный крейсер Гинденбург в Скапа-Флоу
«Гинденбург» (нем. SMS Hindenburg) - линейный крейсер ВМФ Германской империи эпохи Первой мировой войны. В немецкой литературе считается третьим кораблём в серии линейных крейсеров типа «Дерфлингер».

В официальной немецкой классификации того времени линейных крейсеров не было, и «Гинденбург» с броненосными крейсерами относился к большим крейсерам (нем. Großer Kreuzer).

Имел в конструкции ряд отличий, поэтому в англоязычной литературе выделяется в отдельный тип. По сравнению с «Дерфлингером» имел незначительно усиленное бронирование.
Был длиннее на 2 метра и больше по водоизмещению на 300 тонн. Внешне «Гинденбург» отличался от «Дерфлингера» дополнительной парой 150-мм орудий в каземате и треногой мачтой с меньшим разлётом боковых стоек.

Достраивался в течение Первой мировой войны; стал последним крупным боевым кораблём Кайзерлихемарине. Вошёл в строй слишком поздно для того, чтобы принять участие в боях вместе с другими германскими линейными крейсерами.
По окончанию войны был интернирован, вместе с другими кораблями Флота открытого моря в 1918 году переведён в Скапа-Флоу на Оркнейских островах и впоследствии в 1919 году затоплен экипажем. Поднят со дна в 1930 году компанией Эрнеста Кокса и продан на слом.

 

 

История разработки и строительства

Большой крейсер по программе 1913 года планировался на замену бронепалубного крейсера «Герта», поэтому до момента спуска на воду и получения собственного имени проходил по документам как «Ersatz Hertha». Он должен был стать третьим кораблём типа «Дерфлингер», но в конструкцию решили внести ряд изменений. Поэтому в некоторых работах по истории флота он выделяется в отдельный тип.
Работы по проектированию нового крейсера шли с мая по октябрь 1912 года. Ассигнования на постройку были утверждены Рейхстагом в 1913 году.

 

 

Корпус

По сравнению с «Дерфлингером» водоизмещение возросло на 300 т - нормальное водоизмещение достигло 26 947 т, а полное - 31 500 т. Крейсер имел более длинную корму, за счёт чего длина между перпендикулярами возросла до 212,8 м, а по КВЛ - до 212,5 м. Корпус, так же, как и на «Лютцове», был разделён на 17 водонепроницаемых отсеков. Двойное дно простиралось на 65 % длины корабля.

По сравнению с британскими линейными крейсерами «Гинденбург» получил более мощное бронирование. Основные отличия заключались в том, что германские крейсера изначально планировались для линейного боя, поэтому мореходность и удобство обитания экипажа приносились в жертву.
Так, при сравнении с британским «Тайгером» видно, что бронирование было усилено за счёт меньшего веса корпуса и силовой установки. Для увеличения мореходности «Тайгер» имел более высокий борт. В дополнение к этому на «Гинденбурге» применялась смешанная схема силового набора корпуса, поэтому он получился легче.
Несмотря на меньший вес силовой установки, за счёт использования котлов с трубками малого диаметра скорость обоих кораблей была сопоставимой. Германские 305-мм орудия были чуть легче и слабее британских 343-мм, но «Гинденбург» в итоге получился гораздо более сбалансированным по критерию «защита/нападение».

Был учтён опыт боевых действий, поэтому противоторпедные сети не были установлены. Но «ахиллесова пята» осталась на своём месте - не прикрытый противоторпедной переборкой большой отсек бортовых торпедных аппаратов, ставший причиной гибели «Лютцова».
Внешними отличиями от «Дерфлингера» были треногая мачта с менее широко расставленными стойками, на четверть не прикрытые кожухом дымовые трубы с удлинениями на концах. Прожектора были перенесены на боковые площадки треногой мачты.

В разное время экипаж насчитывал от 1112 до 1182 человек.

 

 

Бронирование

Бронирование не перетерпело существенных изменений. Оно выполнялось из крупповской цементированной брони. Главный броневой пояс толщиной 300 мм постепенно сужался до 220 мм у верхней палубы (на «Дерфлингере» до 230 мм).
За башней «А» в нос пояс был увеличен до толщины 120 мм, заканчиваясь в 16 м от форштевня переборкой толщиной 120 мм. Дальше до форштевня шёл пояс толщиной 30 мм. В кормовой оконечности пояс имел толщину 100 мм, заканчиваясь в 7 м от ахтерштевня.

Бронирование башен было несколько усилено. Лобовая плита и задняя стенка остались 270-мм толщины. Боковые стенки имели толщину 270 мм вместо 220 мм.
Передняя наклонная плита крыши башни имела наклон 30° и толщину 150 мм. Барбеты башен имели толщину 260 мм. Толщина крыши броневой рубки была увеличена до 150 мм.

 

 

Силовая установка

18 паровых котлов военно-морского типа с давлением пара 16 - 18 атмосфер были расположены в двенадцати кочегарках. Шесть котельных отделений были разделены водонепроницаемой переборкой в диаметральной плоскости на 12 отсеков. Расположение котлов отличалось от «Дерфлингера».
В первых двух кочегарках стояло по одному котлу с нефтяным отоплением. Дальше шли четыре кочегарки по два котла с угольным отоплением в каждой.
За ними следовали две кочегарки, имевшие по два нефтяных котла. Затем шли ещё две кочегарки по два котла на угле. В последних двух кочегарках находилось по одному котлу с угольным отоплением. Все котлы с угольным отоплением имели форсунки для впрыска нефти.

Турбинная установка имела номинальную мощность в 72 000 л. с., с приводом на четыре трёхлопастных винта диаметром 4 метра. По проекту максимальная скорость должна была составить 27 узлов. На испытаниях, при осадке меньше проектной на 0,75 м, машинная установка крейсера выдала 95 777 л. с. при частоте вращения винтов 290 об/мин. Испытания проводились на мелководной Бельтской мерной миле.
Волновое сопротивление корабля на мелководье резко возрастало (осадка 9 метров при глубине моря 35 метров). Поэтому была достигнута скорость лишь в 26,6 узла.
По расчётам на глубокой воде крейсер должен был развить скорость в 28,5 узла. Запас топлива был увеличен до 3700 т угля и 1200 т нефти. Это должно было обеспечить максимальную дальность в 6100 миль на 14 узлах.

По сравнению с британским «Тайгером» на «Гинденбурге» объём корпуса, занимаемый силовой установкой, был использован более рационально.
Это произошло как за счёт использования котлов с трубками малого диаметра, так и благодаря более плотной компоновке. Правда, при эксплуатации это вылилось в определённые неудобства экипажа, работавшего в стеснённых помещениях. Это обстоятельство, а также использование угольных котлов с тонкими трубками приводили к зашлакованию котлов и падению скорости при длительном поддержании максимального хода.

 

 

Вооружение

«Гинденбург» получил те же восемь 305-мм орудий SK L/50, расположенных в четырёх башнях по линейно-возвышенной схеме. Однако башни были уже образца 1913 года. В них были установлены новые дальномеры с базой 7,8 м вместо 3,05 м на «Дерфлингере». Было изменено положение погребов.
Все снарядные погреба находились ниже зарядных. Элеваторы снарядов шли напрямую в боевое отделение башни. Элеваторами заряды подавались в две стадии, с перегрузкой в рабочем отделении.
В башнях «В» и «С» имелась возможность выгрузки снарядов на верхней и бронированной палубе. Угол возвышения орудий был увеличен до 16°, а для управления артиллерийской стрельбой использовались гироскопические приборы Петравика.

Как и на «Лютцове», противоминный калибр был представлен четырнадцатью 150-мм орудиями 15 cm/45 SK L/45. Они располагались в бронированном каземате в установках MPL C/13. На момент окончания постройки на «Гинденбурге» были установлены четыре зенитных 88-мм орудия Flak L/45, смонтированных вокруг носовой дымовой трубы.
Торпедное вооружение, как и на «Дерфлингере», состояло из четырёх подводных 600-мм торпедных аппаратов - по одному в носу, корме и по бортам перед носовой башней главного калибра. Боезапас торпед был увеличен до 16.

 

 

Строительство

Крейсер под названием «Эрзац Герта» был заложен на государственной верфи в Вильгельмсхафене 30 июня 1913 года и получил строительный номер 34.
После начала Первой мировой войны работы по постройке сильно замедлились. Верфь занималась переоборудованием кораблей резервного флота для активных боевых действий. Поэтому спуск на воду состоялся лишь 1 августа 1915 года.

При спуске на воду крейсер получил имя «Гинденбург» в честь известного военачальника Пауля фон Гинденбурга - прусского генерал-фельдмаршала, участника франко-прусской войны (1870 - 1871), с 1914 года командующего Восточным фронтом.
В дальнейшем постройка также велась медленными темпами, так как верфь была занята ремонтом повреждённых в бою кораблей, особенно после Ютландского сражения.
Также, по данным британской разведки, часть материалов с «Гинденбурга» была использована для ремонта «Дерфлингера». К январю 1917 года, после объявления неограниченной подводной войны, строительство крупных надводных кораблей было приостановлено. Но это не коснулось «Гинденбурга».
Германский флот испытывал острую нехватку в быстроходных сильно вооружённых капитальных кораблях, необходимость в которых показали морские сражения. Мало того, что по закону о флоте строительство линейных крейсеров велось ограниченно, так ещё и в Ютландском сражении был потерян «Лютцов».
Поэтому работы над «Гинденбургом» были продолжены, и он стал последним введённым в строй капитальным кораблём императорского флота. В апреле 1917 года корпус достраивающегося «Гинденбурга» был повреждён выходящим из дока линкором «Гельголанд».

Стапельный период постройки продолжался 22 месяца, а достройка на плаву - 21 месяц. Стоимость постройки составила 59 миллионов марок или по курсу того времени 29,5 миллиона рублей золотом. 10 мая 1917 года крейсер был готов к испытаниям, и на нём подняли флаг и вымпел. Ходовые испытания были завершены 20 августа.
А к 25 октября 1917 года «Гинденбург» окончил курс индивидуальной подготовки и перешёл из Киля в Вильгельмсгафен, где был введён в состав Флота открытого моря.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...