Линейный крейсер Гёбен

Линейный крейсер Гёбен на службе
«Гёбен» (нем. Goeben) - германский линейный крейсер типа «Мольтке» времен Первой мировой войны. Введен в строй 2 июля 1912. В 1914 - 1917 вёл операции на Чёрном море против русского флота и кавказского фронта русской армии.

С августа 1914 в составе турецкого флота под именем «Султан Селим Грозный» (тур. Yavuz Sultan Selim) или просто Yavuz. До 1950 был флагманом военно-морского флота Турции.

В 1973 разрезан на металл (последним из кораблей германского имперского флота) после того, как Германия отказалась выкупить его и превратить в музей.

Считается, что «Гёбен» («Явуз Султан Селим») оставался на активной службе дольше, чем любой другой корабль дредноутного типа в мире.

 

 

Строительство

Линейный крейсер типа «Мольтке». Заложен 12 или 28 августа 1909 года, спущен на воду 28 марта 1911 года, предварительно вошёл в состав флота 2 июля 1912 года.
Стоимость постройки составила 41 564 000 марок или 20 728 000 рублей золотом. Строительство велось на судоверфи фирмы «Блом унд Фосс» («Blohm und Voss») в Гамбурге.

Назван в честь Августа Карла фон Гебена, прусского генерала времен франко-прусской войны 1870 - 1871.

 

 

Первая мировая война

До войны крейсер был флагманом Средиземноморской группы Кайзерлихмарине (командующий - адмирал В.Сушон).

 

1914

Летом 1914 года «Гёбен» и лёгкий крейсер «Бреслау» находились вблизи побережья Африки. В Средиземном море находились значительные силы французского флота, поэтому после объявления войны было решено перевести группу в Константинополь, ближе к берегам нейтральной Турции, дружественной Германии.
Кроме французского флота, в Средиземном море находилась и группа британских линейных крейсеров, однако «Гёбену» и «Бреслау» удалось ускользнуть от союзников и благополучно дойти до цели: 10 августа 1914 немецкие крейсера достигли пролива Дарданеллы.

Турция была всё ещё нейтральной страной и по существовавшим договорам не имела права впускать корабли воюющих сторон в проливы. Однако Германии удалось склонить на свою сторону военного министра Турции Энвер-пашу, и разрешение было дано.
Для того, чтобы преодолеть юридические затруднения, немецкие крейсера были формально включены в состав турецкого флота под именами Yavuz Sultan Selim и Midilli, вся команда при этом осталась немецкой.
16 августа крейсера подошли к Константинополю. 23 сентября контр-адмирал Сушон был назначен главнокомандующим турецким флотом.

29 октября «Гёбен» подошёл к Севастополю и обстрелял его. Береговые батареи открыли ответный огонь. 254-мм снаряд попал в район кормовой трубы, но не взорвался.
При отходе «Гёбен» встретил и обстрелял русский минный заградитель «Прут» (чтобы избежать захвата, команде пришлось его затопить), после чего накрыл залпом из 150-мм орудий эсминец «Лейтенант Пущин», пришедший на помощь тонущему «Пруту». После этих событий Россия объявила войну Турции.

18 ноября «Гёбен» и «Бреслау» вновь приблизились к берегам Крыма и у мыса Сарыч внезапно встретились с главными силами Черноморского флота во главе с броненосцем «Евстафий».
Из-за тумана противники обнаружили друг друга на расстоянии менее 5 миль. В последовавшей перестрелке «Гёбен» получил несколько попаданий тяжёлыми снарядами, однако, благодаря преимуществу в скорости, немецким крейсерам удалось оторваться от русской эскадры и уйти (см. Бой у мыса Сарыч).

10 декабря прикрывал транспорты с войсками и обстрелял Батум

26 декабря наскочил на минное поле, установленное русскими кораблями вблизи входа в пролив Босфор. Первая мина взорвалась по правому борту вблизи носовой рубки. В корпусе образовалась пробоина площадью около 50 м², однако внутренняя броневая переборка (torpedo bulkhead) выдержала удар.
Через несколько минут взорвалась вторая мина - на этот раз по левому борту впереди каземата; площадь пробоины в корпусе составила более 60 м², однако внутренняя броня выдержала и на этот раз. Корабль принял до 600 тонн воды, но смог дойти до базы. Для ремонта пришлось вызывать рабочих из Германии и сооружать гигантские кессоны весом в 160 тонн.

 

1915

3 апреля «Гёбен» и «Бреслау» вышли в Чёрное море, чтобы встретить турецкие бронепалубные крейсера «Хамидие» и «Меджидие», посланные для бомбардировки Николаева. «Меджидие» наскочил на мину и затонул, поэтому бомбардировка Николаева была отменена, германские же корабли отправились к Севастополю.
Присутствие противника было обнаружено русским гидропланом, и в море вышла эскадра Черноморского флота: шесть броненосцев в сопровождении двух крейсеров и пяти эсминцев. Тем временем немецкие крейсера потопили два грузовых парохода и поджидали русскую эскадру, чтобы прикрыть отход «Хамидие» в Босфор.
Когда русский флот приблизился на расстояние 10 миль, «Бреслау» поставил дымовую завесу, под прикрытием которой германские крейсера стали отходить.
Русские линкоры развили максимальный ход и открыли огонь, но в наступивших сумерках успеха не добились. Немецкие крейсера получили по радио сообщение о том, что «Хамидие» благополучно вернулся на базу, и начали отход, не подозревая, что в темноте к ним приблизились русские эсминцы.
Неосторожные переговоры по радио выдали русских моряков, и «Бреслау», осветив эсминцы прожекторами, открыл огонь с дистанции 200 м. Немецкие моряки посчитали, что ими были потоплены два эсминца, но русские корабли отступили без потерь. «Гёбен» и «Бреслау» вновь ушли в Босфор.

10 мая, возвращаясь из очередного рейда по Чёрному морю, «Гёбен» столкнулся с эскадрой из пяти русских броненосцев, поджидавших его у входа в Босфор. Артиллерийская дуэль началась на дистанции 16 км.
«Гёбен» получил три попадания в броневой пояс и каземат правого борта; Корабли русской эскадры, несмотря на близкие разрывы снарядов, повреждений не получили. В результате боя немецкий крейсер не смог пройти на базу и был вынужден вернуться в Чёрное море.

До конца года операции «Гёбена» были ограничены из-за недостатка угля; крейсер выходил в море лишь два раза: 9-11 августа и 5-6 сентября.

 

1916

8 января во время очередного выхода столкнулся с новым русским линкором дредноутного типа «Императрица Екатерина Великая». Пять залпов «Гёбена», выпущенные с максимальной дистанции, легли с недолётами. Крейсер начал отход, постепенно увеличивая дистанцию.
Русский линкор развил максимальную скорость и продолжал преследование ещё 30 минут ведя огонь из 305-мм орудий: последние залпы были сделаны с дистанции 22,5 км. «Гёбен» получил лишь осколочные попадания и ушёл в Босфор.

4 - 6 февраля прикрывал транспорты с войсками

4 июля обстрелял Туапсе.

В конце 1916 года на «Гёбен» установили приборы центральной наводки главного и среднего калибров. Угол возвышения орудий увеличили до 22,5°, что давало крейсеру возможность вести бой с новыми русскими линкорами на дистанциях до 23 км. Одновременно были демонтированы последние четыре 88-мм орудия, ещё остававшиеся на борту.

 

1917

Появление русских дредноутов кардинально изменило обстановку на кавказско-черноморском театре военных действий. Благодаря достигнутому качественному превосходству, черноморский флот смог блокировать доставку угля из района Зонгулдак в Анатолии в Константинополь, в результате чего в 1917 г «Гебен» ни разу не вышел в море.

 

1918

После октябрьской революции в Петрограде и в результате наступившей после этого анархии, русский флот потерял боеспособность и военные действия на Чёрном море прекратились; база флота в Севастополе по Брестскому договору попала под контроль Германии.

После завершения Дарданелльской операции Англия держала специальную флотилию в Эгейском море на случай выхода «Гёбена».

10 января «Гёбен» и «Бреслау» вышли из Дарданелл и столкнулись с английскими силами у острова Имброс. В этот момент линкоры английской флотилии (HMS Agamemnon и HMS Lord Nelson) находились в другом месте, и английские эсминцы и мониторы стали лёгкой добычей: были потоплены мониторы M28 и HMS Raglan.
Однако вскоре после боя немецкие крейсера наскочили на минное поле: «Бреслау» затонул мгновенно, «Гёбен» также подорвался на трёх минах, но остался на плаву.
Вскоре крейсер был атакован эскадрильей из примерно десяти английских самолётов и, пытаясь уйти от воздушной атаки, сел на мель в районе отмели Нагара.

26 января был снят с мели и отбуксирован в Стамбул. После ремонта вновь вернулся в строй.

30 марта «Гебен» сопровождал турецкую комиссию по разоружению, прибывшую в Одессу после подписания Брест-Литовского договора.

В мае проходил ремонт в Севастополе, где, в отличие от Константинополя, имелся сухой док подходящего размера. Силами местных рабочих были устранены течи и проведена очистка корпуса.

28 июня Гебен с группой эсминцев отправился в Новороссийск для интернирования остатков русского военного флота, но к моменту прибытия группы на место корабли уже были затоплены. Оставив эсминцы в Новороссийске, «Гебен» вернулся в Севастополь, где силами местных рабочих была проведена очистка днища.

7 августа - 19 октября: по возвращении в Константинополь, проходил ремонт по устранению повреждений, нанесенных взрывами мин в январе. В военных действиях больше участия не принимал.

2 ноября Германия передала крейсер в собственность турецкого правительства.

 

 

После войны

Условия Севрского мирного договора между Оттоманской империей и союзниками (1920), предусматривали передачу крейсера Англии в качестве военных репараций.
Однако после войны за независимость Турции договор был расторгнут. По Лозаннскому мирному договору (1923) большая часть флота оставался в распоряжении турецкого правительства. В число оставленных Турции кораблей вошел и «Гебен» («Явуз»).

 

 

Стратегическое значение

Появление «Гёбена» и «Бреслау» в Чёрном море ускорило вступление Турции в войну на стороне Центральных держав. Хотя военные действия Турции и имели некоторое самостоятельное значение, однако наибольшее влияние на ход войны оказала потеря южного маршрута снабжения русской армии, а также прекращение экспорта русского зерна - основного источника валюты для русской казны.
Вместе с германской блокадой Балтийского моря это отрезало Россию от Европы; оставшиеся пути снабжения через Архангельск и Владивосток были слишком долгими и ненадёжными.
Всё это привело к заметному ослаблению военной мощи русской армии, испытывавшей постоянный недостаток в материальном снабжении.

 

Ходовой винт «Гёбена», установленный на площади города Гёльджюк

Ходовой винт крейсера Гёбен

 

Действия «Гёбена» оказали большое влияние на операции Кавказского фронта. До 1914 русские линкоры доминировали в Чёрном море, и русская армия планировала десант в Босфоре.
Появление «Гёбена» в корне изменило ситуацию: любые действия у турецких берегов теперь требовали присутствия всей броненосной бригады ЧФ, поскольку меньшие силы могли быть уничтожены «Гёбеном».
Влияние «Гебена» было нейтрализовано лишь в начале 1916 года с вводом в строй русских линкоров «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая». Нейтрализация «Гебена» радикально изменило соотношение сил на кавказско-черноморском театре в пользу России.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...