Бронепалубный крейсер Пегасус

HMS Pegasus (Корабль Её Величества «Пегасус») - британский бронепалубный крейсер типа «Пелорус».Заказан для Королевского военно-морского флота в 1893 году согласно программе Спенсера. Строительство началось в мае 1896 года
на верфях «Палмерс Шипбилдинг» в Ярроу, на воду крейсер был спущен 4 марта 1897 года, в состав флота вошёл 17 января 1899 года. За время своей службы совершил путешествия в разные порты Средиземноморья, Австралии, Китая и колоний Африки.
В 1906 году он посетил Мыс Доброй Надежды.
Основные характеристики:
Водоизмещение 2169 т (стандартное), 2780 т (полное).
Длина 91 м.
Ширина 11,13 м.
Осадка 5,2 м.
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения.
Мощность 7000 л. с.
Движитель 2 винта.
Скорость хода 20 узлов.
Экипаж 224 человека.
Вооружение:
Артиллерия 8 × 102-мм,
8 × 47-мм пушки Гочкиса (3-фунтовые).
Минно-торпедное вооружение 2 торпедных аппарата калибром 450 мм.
Бой у Занзибара (1914)
20 сентября 1914 года «Пегасус» пришвартовался в гавани Занзибара для пополнения припасов и ремонта двигателя, вследствие чего вынужден был покинуть свою боевую группу, куда входили «Хайасинт» и «Астра».
Беспечностью экипажа воспользовался немецкий крейсер «Кёнигсберг», который внезапно атаковал англичан. По кораблю было произведено более двухсот выстрелов в течение 8 минут, и командир корабля в панике вынужден был спустить флаг, чтобы избежать кровопролития. В бою были убиты 38 и ранены 55 человек.
Спасательный круг с «Пегасуса»

На следующий день корабль затонул, а выживших подобрали суда «Гасконь» и «Клан Макрэ». Впоследствии ещё один крейсер типа «Пелорус», «Пайонир», участвовал в операции по уничтожению «Кёнигсберга».
После затопления
Шесть из восьми основных орудий удалось спасти: два орудия под именами «Пегги III» и «Пегги IV» участвовали в сухопутных сражениях до 1916 года, ещё два остались на Занзибаре, одно было установлено на борт монитора «Уинифред» и ещё одно осталось в Момбаса, где сейчас является экспонатом музея Форта-Джесуса.
4-дюймовое орудие, снятое с «Пегасуса»

24 погибших моряка были похоронены в братской могиле на острове Грэйв, ещё 14 человек были похоронены на городском кладбище Занзибара (впоследствии их прах был перенесён на военное кладбище Дар-эс-Салама).
В 1955 году палубу судна удалось извлечь из-под воды и пустить на слом, однако остатки судна всё ещё покоятся под водой.