Бронепалубные крейсера типа Бремен

Бронепалубные крейсера типа «Бремен» - тип бронепалубных крейсеров, входивших в состав Императорских ВМС Германии в 1900-х - 1910-х гг. Участвовали в морских сражениях Первой мировой войны, в ходе которой погибли два корабля этого типа.
После её окончания крейсера «Гамбург» и «Берлин» продолжили службу в составе Рейхсмарине.
«Любек», из этой же серии, известен тем, что стал первым германским крейсером, оснащенным паровыми турбинами.
Основные характеристики:
Водоизмещение Стандартное - 3278 т, полное - 3816 т.
Длина 111,1 м («Берлин» - 113,8 м).
Ширина 13,3 м.
Осадка 5,61 м.
Бронирование Палуба до 50 мм, на скосах 80 мм,
рубка до 100 мм, щиты 50 мм,
(по другим данным, палуба 80 мм, скосы 100 мм, боевая рубка 100 мм).
Двигатели 2 ПМ (на «Любеке» 2 ПТ), 10 ПК.
Мощность 12 280 л. с. (по другим данным, 11 750 л. с.), 14 403 л. с. («Любек»).
Движитель 2 винта («Любек» - 4).
Скорость хода 23,1 узла.
Экипаж 280 человек (14 офицеров, 266 матросов, по другим данным, 301 человек).
Вооружение:
Артиллерия 10 × 105 мм/40 орудий,
10 × скорострельных пушек (заменены на пулеметы),
«Бремен» и «Любек» в 1916 г. перевооружены на 2 × 150 мм/45 и 6 × 105 мм/40 орудий.
Минно-торпедное вооружение 2 × 450-мм подводных ТА,
(«Бремен» и «Любек» в 1916 г. перевооружены на надводные поворотные того же калибра).
Крейсера типа «Бремен» продолжали линию развития немецких бронепалубных крейсеров, совмещавших в себе функции крейсера-разведчика при эскадре («скаута») и крейсера для службы на отдалённых театрах и в колониях. Корабли отличались хорошей мореходностью и манёвренностью.
В то время, как на всех кораблях данного типа в качестве главной энергетической установки были установлены паровые машины с приводом на два гребных вала, «Любек» отличался тем, что на нём, впервые среди крейсеров ВМС Германии, были установлены паровые турбины Парсонса, вращавшие четыре гребных вала (первоначально с восемью винтами на четырёх валах, позднее - с четырьмя).
В годы Первой мировой войны «Лейпциг» входил в состав Крейсерской эскадры в дальневосточных водах адмирала графа фон Шпее, участвовал в битве при Коронеле 1 октября 1914, потоплен 8 декабря того же года в бою у Фолклендских островов артиллерийским огнём британских крейсеров «Корнуолл» и «Глазго». Погибло 315 человек.
«Бремен» участвовал в боевых действиях на Балтике, погиб после подрыва на двух морских минах заграждения, выставленных русскими эскадренными миноносцами «Новик», «Победитель» и «Забияка», погибло 250 человек. По другим данным, крейсер потопила британская подводная лодка E-9.
После капитуляции Германии согласно условиям Версальского мирного договора крейсера «Гамбург» и «Берлин» были оставлены Германии.
«Берлин» служил до 1935 года, после был превращён в плавказарму и корабль-базу. После окончания Второй мировой войны затоплен с грузом отравляющих веществ в Скагерраке.
Крейсер «Гамбург» исключён из списков флота в 1931 году, служил в качестве плавказармы. Потоплен авиацией союзников в 1944 году, по иронии судьбы, в городе, в честь которого корабль и был назван — в Гамбурге.