Бронепалубные крейсера типа Ирене

Картина бронепалубного крейсера типа Ирене
Бронепалубные крейсера типа «Ирене» - первые немецкие бронепалубные крейсера. Первоначально числились в составе флота как крейсера-корветы (нем. Kreuzerkorvette) 2-го класса. Родоначальники немецких «больших крейсеров».

Всего построены 2 корабля: «Ирене» (нем. Irene) и «Принцесс Вильгельм» (нем. Prinzeß Wilhelm).

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 5020 т.
Длина 103,7 м.
Ширина 14,2 м.
Осадка 7,63 м.
Бронирование Палуба - 50…70 мм.
Двигатели 2 паровые машины типа «компаунд».
Мощность 8000 л. с. (5,9 МВт).
Движитель 2.
Скорость хода 18 узлов (33,3 км/ч).
Экипаж 365 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 14 × 1 - 150-мм/35,
6 × 1 - 37-мм.
Минно-торпедное вооружение 3 однотрубных 350-мм торпедных аппарата.

 

 

Корпус

Корпус крейсеров набирался по смешанной системе. Двойное дно шло по всей длине кораблей и имело обшивку из дерева и меди для предотвращения обрастания корпуса.
Крейсера типа «Ирене» отличала хорошая мореходность и умеренная качка, как бортовая, так и килевая. Маневренность и управляемость также находились на высоком уровне.

 

 

Бронирование

Толщина карапасной броневой палубы колебалась от 20 мм до 75 мм на скосах в средней части кораблей. Она прикрывала все жизненно важные центры корабля.
Защиту усиливали коффердамы, заполненые целлюлозой. Кроме того машины и кожухи дымовых труб защищались гласисами толщиной 120 мм. Лёгкое броневое прикрытие имела боевая рубка. Орудия защищались броневыми щитами.

 

 

Вооружение

Вооружение крейсеров проекта стало их самым главным недостатком. В то время Германия отставала от Великобритании в разработке скорострельных морских орудий. Однако оснастить крейсера скорострельными артсистемами производства «Армстронга» означало подорвать авторитет крайне важного для страны концерна «Крупп».
В итоге крейсера получили по 14 не скорострельных 150-мм орудий производства «Круппа» длиной ствола 30 калибров. Реальная огневая мощь этих орудий была заметно ниже, в сравнении с вооружением новейших крейсеров зарубежной постройки.

 

 

Служба

«Ирене» был заложен в 1886 году на верфи «Вулкан» (нем. Vulcan A.G.) в Штеттине. На воду крейсер спустили 23 июля 1887 года, а в строй он вступил 25 мая 1888 года. В 1893 году был перевооружён. В 1903 - 1907 годах прошёл ремонт в Вильгельмсхафене. В 1914 году был разоружён и стал плавбазой подводных лодок, затем плавучей казармой. Списан и продан на слом в 1921 году.

«Принцесс Вильгельм» был заложен в 1886 году на верфи «Германия» (нем. Germaniawerft) в Киле. На воду крейсер спустили 22 сентября 1887 года, а в строй он вступил 13 ноября 1889 года. В 1893 году был перевооружён. В 1899 - 1902 годах прошёл ремонт в Вильгельмсхафене. В 1914 году был разоружён и стал минным тендером. Списан и продан на слом в 1922 году.

 

 

Оценка проекта

В целом, первый опыт немецких конструкторов в области строительства бронепалубных крейсеров получился неудачным. Хотя крейсера типа «Ирене» имели достаточно неплохие чисто морские характеристики, в остальном они намного проигрывали крейсерам ведущих морских держав.
Их скорость не отвечала требованиям, предъявляемым тогда кораблям крейсерского класса, бронирование было слабым. Но особенно плохо обстояло дело с артиллерией - не скорострельной и обладавшей малой дальнобойностью.
Хотя перевооружение несколько улучшило боевые качества крейсеров, для серьёзной войны они не годились и оставались более учебными, чем боевыми единицами.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...