Бронепалубный крейсер Дон Карлуш I

Бронепалубный крейсер «Дон Карлуш I» (порт. Dom Carlos I) - бронепалубный крейсер португальского флота. Принадлежал к так называемым «элсвикским» крейсерам, строившимся на экспорт британской компанией Sir W.G. Armstrong & Company.
Был вариантом крейсера «Ёсино», построенного «Армстронгом» для японского флота. В 1910 году был переименован в «Альмиранте Рейс» (порт. Almirante Reis).
Считается самым знаменитым крейсером в истории португальского флота.
Основные характеристики:
Водоизмещение 4253 тонн.
Длина 109,97 м.
Ширина 14,2 м.
Осадка 5,3 м.
Бронирование Палуба - 37…110 мм,
рубка - 102 мм.
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов.
Мощность 12 500 л. с.
Движитель 2.
Скорость хода 22 узла.
Дальность плавания 2700 миль на 15 узлах.
Экипаж 305 человека.
Вооружение:
Артиллерия 4 × 1 — 152-мм/45,
8 × 1 — 120-мм/45,
16 × 1 — 47-мм,
2 × 1 — 37-мм.
Минно-торпедное вооружение 5 × 1 - 356-мм ТА.
Проектирование
Программа строительства португальских ВМС, принятая 20 марта 1890 года, предполагала среди прочих, постройку 10 крейсеров. При это малые крейсера должны были оперировать в колониях, а крупные базироваться в Лиссабоне, защищая столицу, а также выполняя поручения на заморских театрах.
В качестве образца для крупных крейсеров португальское военно-морское руководство видело экспортные крейсера «Армстронга», привлекавшие сочетанием высоких характеристик и умеренной цены.
Изначально планировалось заказать в Италии крейсер водоизмещением 3600 тонн по образцу «элсвикских», но морской министр Жасинту Кандиду да Сильва добился заказа крейсера непосредственно у британского производителя. Предполагалось построить корабль по образцу нашумевшего в военно-морских кругах японского крейсера «Ёсино», также произведённого «Армстронгом».
Предварительный заказ Португалия сделала в январе 1896 года, а официальный договор был подписан в январе 1897 года, когда крейсер уже строился.
Экипаж крейсера прибыл в Великобританию 21 июня 1899 года, а 8 июля 1899 года корабль поднял военно-морской флаг и вскоре ушёл в Португалию.
Конструкция
Конструкция «Дона Карлуша I» в целом повторяла «Ёсино», но с некоторыми особенностями. Так крейсер впервые в практике «Армстронга» получил водотрубные котлы, причём на тот момент это были самые мощные водотрубные котлы в мире, из числа установленных на корабле.
Планировалось достичь скорости 20 узлов при мощности 8000 л.с. и 22 узлов при мощности 12 500 л.с. Фактически на испытаниях крейсер развил 20,64 узла при мощности 8000 л.с. и 22,18 узла при мощности 12 684 л.с. Нормальный запас угля был вдвое больше, чем у «Ёсино» - 700 тонн против 350 тонн, максимальный достигал 1000 тонн.
Служба
Как наиболее мощный и современный крейсер португальского флота, «Дон Карлуш I» активно привлекался для показательных миссий в других странах. В январе 1900 года королевская чета избрала крейсер в качестве своей яхты для визита на Мадейру.
9 апреля 1900 года «Дон Карлуш I» отправился в Бразилию, где представлял Португалию на торжествах в честь 400-летней годовщины открытия Южной Америки. В Рио-де-Жанейро его посетил президент Бразилии Кампус Салис.
В августе 1900 года корабль посетил Ферроль, где на его борту побывала королевская семья Испании. В октябре 1900 года «Дон Карлуш I» доставил в Порту королевскую чету Португалии для открытия памятника Энрике Мореплавателю.