Бронепалубный крейсер Хамидие

Бронепалубный крейсер Хамидие на службе
«Хамидие́» (тур. Hamidiye, иногда, в литературе «Гамидие») - бронепалубный крейсер военно-морских сил Османской империи и Турецкой республики. Участвовал в Балканских войнах и Первой мировой войне.

В начале ХХ века был одним из немногих современных кораблей турецкого флота.

Первоначально носил название «Абдул-Хамид». В 1908 году после Младотурецкой революции и свержения султана Абдул-Хамида II переименован в «Хамидие». В том же году участвовал в подавлении антитурецкого восстания на острове Самос.
В 1911 году был с официальным визитом в Ялте, где тогда пребывал русский император Николай II. Во время итало-турецкой войны 1911 - 1912 годов использовался как быстроходный транспорт для доставки военного снаряжения для партизанских отрядов арабов в Триполитании.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 3805 тонн.
Длина 112 м.
Ширина 14,5 м.
Осадка 4,8 м.
Бронирование Палуба: 37 мм,
скосы: 102 мм,
рубка и щиты орудий: 25 мм.
Двигатели 16 паровых котлов, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения.
Мощность 12 000 л. с. (8,8 МВт).
Движитель 2.
Скорость хода 22 узлов (40,7 км/ч).
Дальность плавания 5500 морских миль на 10 узлах.
Экипаж 302 человека.

 

Вооружение:

Артиллерия 2 × 1 - 152-мм/45,
8 × 1 - 120-мм/50,
6 × 1 - 47-мм/50,
6 × 1 - 37-мм.
Минно-торпедное вооружение Два 457-мм торпедных аппарата.

 

 

Участие в Первой Балканской войне

Осенью 1912 г. участвовал в блокаде и обстрелах побережья Болгарии. 22 октября уничтожил маяк у Эмины, 12 ноября вместе с броненосцем «Торгут Рейс» обстреливал позиции болгарских войск у Деркоса.
В ночь с 20 на 21 ноября вблизи Варны был атакован 4 болгарскими миноносцами, которых первоначально принял за свои. Миноносец «Дерзкий» поразил «Хамидие» торпедой в носовую часть правого борта, что едва не привело к гибели крейсера.
Однако крен удалось выправить благодаря контрзатоплению левобортных кормовых отсеков, были подкреплены внутренние перегородки, помпы пущены на полную мощность. Отстреливаясь от миноносцев, «Хамидие» повернул к Стамбулу и добрался до гавани, когда нос корабля уже скрылся под водой. Ремонтировался на казенной верфи в Золотом Роге

После ремонта «Хамидие» предпринял рейд, ставший наиболее известной акцией османского флота в Балканской войне. В ночь с 15 на 16 января 1913 г. крейсер вышел из Дарданелл и в полдень следующего дня подошел к острову Сирос в центральной части Эгейского моря.
В бухте островного порта Эрмуполис стоял греческий вспомогательный крейсер «Македония». Чтобы не дать туркам повода к бомбардировке острова, командир «Македонии» приказал команде, открыв кингстоны, покинуть корабль.
Греческий вспомогательный крейсер сел на дно, но из-за мелководья остался большей частью над водой. «Хамидие» обстреливал «Македонию» в течение 10 минут. (Через 10 дней «Македония» был поднят силами экипажа, ушёл своим ходом на ремонт, вновь стал пассажирским судном, прослужив в этом качестве до 1932 года).
Часть снарядов, якобы, из-за перелетов, поразили Эрмуполис, где была разрушена электростанция и станция телеграфа. Атака Сироса вызвала беспокойство в Афинах, в Пирее из-за угрозы появления «Хамидие» спешно ставились береговые батареи. Однако турецкому крейсеру не удалось своим набегом оттянуть, как предполагалось, от Дарданелл, часть сил греческого флота, что определило поражение турецкой эскадры в битве при Лемносе .

Из Эгейского моря «Хамидие» направился в Бейрут, а затем в Порт-Саид, откуда через Суэцкий канал перешел в Красное море, где в турецком порту Джидда прошел текущий ремонт и загрузился углем.
В феврале 1913 г. вернулся в Средиземное море, чтобы действовать на коммуникациях балканских союзников, однако операция была сорвана из-за нехватки угля. Не встретив на Мальте арендованный пароход с углем, «Хамидие» вернулся в турецкие порты Восточного Средиземноморья, где удалось достать немного угля и боеприпасов.
Затем турецкий крейсер отправился в Адриатическое море, где 8 марта обстрелял сербские позиции у Дураццо, вступив в артиллерийскую дуэль с береговыми батареями, а затем вблизи занятого греками порта Сан-Джованни ди Медуа потопил два транспорта и ещё два серьёзно повредил.
В проливе Отранто «Хамидие» попытались перехватить 4 старые греческие парусно-паровые канонерки, однако лишь одной из них («Ахелоос») удалось сблизиться с турецким крейсером. В скоротечном бою «Хамидие» повредил «Ахелоосу» рулевой привод и заставил отступить в Дуррес.

Турецкому рейдеру постоянно не хватало угля, судовые механизмы и котлы нуждались в ремонте, «Хамидие» мог двигаться только тихим ходом. Тем не менее, в Османской империи в связи с крейсерством «Хамидие» велась широкая пропагандистская кампания, а командир корабля капитан Рауф-бей стал настоящим национальным героем. С трудом получив уголь в Александрии, «Хамидие» в конце марта захватил южнее Крита греческий пароход с грузом кирпича.
Пароход отправили с призовой командой в Анталию. Это была последняя удача турецкого рейдера. Услышав о появлении у Родоса отряда греческих кораблей, выделенных для преследования его крейсера, Рауф-Бей в апреле вновь ушел через Суэцкий канал в Джидду. В случае появления греческих сил в Красном море, «Хамидие» предписывалось прорываться в нейтральный порт и интернироваться. Однако греческий отряд - броненосец береговой обороны «Псара» и четыре эсминца - патрулировали до конца войны у Порт-Саида, чтобы не допустить возвращения «Хамидие» в Средиземное море.
С окончанием войны крейсер отправился на родину и 7 сентября 1913 г. был торжественно встречен в Стамбуле. Все члены экипажа «Хамидие» были награждены выпущенной по этому случаю специальной медалью.

 

 

Участие в Первой мировой войне

29 окт. 1914 г., во время внезапного нападения германо-турецких сил на Черном море на русские порты, «Хамидие» подошел к Феодосии. В 6 утра в порт были отправлены турецкий и немецкий офицеры, предложившие городским властям организовать эвакуацию мирного населения.
В 9 утра «Хамидие» начал бомбардировку Феодосии, выпустив по городу 150 снарядов. После этого крейсер направился к Ялте, где потопил два небольших русских судна. До конца 1914 г. «Хамидие» ещё дважды обстреливал незащищенные российские порты — Туапсе 20 ноября и Батум 24 декабря.

В дальнейшем привлекался в основном для обеспечения турецких перевозок по Черному морю, охраняя транспорты, либо отвлекая от них русские корабли. 4 января 1915 г. западнее Синопа «Хамидие» натолкнулся на разведывательный отряд русской эскадры - гораздо более сильный крейсер «Память Меркурия» и 4 эсминца. «Хамидие» немедленно повернул на запад, отстреливаясь из кормового орудия по преследовавшим его русским кораблям.
Турки получили одно попадание в корму, в свою очередь, один раз поразив русский эсминец «Дерзкий» (тезку прошлого болгарского обидчика). После трех часов погони противников разделила пелена дождя, и они потеряли друг друга.
6 января в районе Туапсе «Хамидие» и встретившийся с ним немецкий легкий крейсер «Бреслау» внезапно обнаружили перед собой в вечерних сумерках главные силы русского Черноморского флота - 5 броненосцев, 2 крейсера и 7 эсминцев.
Турецкий и немецкий крейсера, сделав по русским несколько выстрелов, спешно разошлись в разные стороны, чтобы исчезнуть в ночной темноте. У «Хамидие» единственным попаданием был сбит прожектор.
Случайный снаряд с «Хамидие» повредил орудие главного калибра на русском флагманском броненосце «Евстафий». В конце января «Хамидие» вместе с «Бреслау» опять отправились в демонстрационный поход в восточную часть Черного моря, где утром 27 января у Хопы вновь натолкнулись на главные русские силы.
На этот раз крейсера «Кагул» и «Память Азова» преследовали «Хамидие» с 8 до 16 часов, но так и не смогли выйти на дистанцию действенного огня. Погоня была прекращена с приближением темноты. После похода турецкий крейсер встал на ремонт, ему усилили бронепалубу и срезали верхние мостики.

1 апреле 1915 г. вместе с однотипным «Меджидие» и четырьмя эсминцами был послан для обстрела Одессы, но после подрыва на мине и потопления «Меджидие» вынужден был заниматься спасением его экипажа.
5 сентября того же года «Хамидие», прикрывавший проход в Стамбул трех угольных транспортов из Зонгулдака, имел бой с русскими эсминцами «Пронзительный» и «Быстрый». В ожесточенной артиллерийской перестрелке на дальней дистанции на турецком крейсере скоро вышли из строя оба 6-дюймовых орудия. «Хамидие», оставив транспорты, стал удаляться к Стамбулу.
Возможно, «Хамидие» пытался оттянуть русские корабли за собой, под огонь идущего навстречу немецкого линейного крейсера «Гёбен». Однако русские эсминцы повернули к транспортам и уничтожили их. 20 октября 1915 г. у входа в Босфор «Хамидие» атаковала русская подводная лодка «Нерпа», но не добилась успеха.

В 1916 и 1917 гг. турецкий крейсер уже не выходил на операции из-за активизации русского Черноморского флота. Когда после революции он перестал быть боевой силой, 2 мая 1918 г. «Хамидие» вместе с немецким «Гёбеном» вошел, как победитель, в Севастополь, оттуда - в Азовское море, чтобы поддержать немецкие войска, только что занявшие Таганрог.
На обратном пути из Севастополя в Стамбул «Хамидие» вел на буксире возвращенный под турецкий флаг крейсер «Меджидие», который ранее был поднят русскими и после ремонта включен в состав своего флота как «Прут».
Осенью того же 1918 г. Первая мировая война закончилась поражением и гибелью Османской империи. В конце октября 1918 г. «Хамидие» был разоружен и сдан в Стамбуле англо-французским союзникам.

 

 

Последующая служба

В 1922 г. возвращен Турции. В 1924 г. введен в строй первым из крупных турецких кораблей. В сентябре 1924 г. на «Хамидие» совершил плавание по Черному морю Кемаль Ататюрк, ознаменовав этим возрождение военно-морского флота Турецкой Республики.
В 1925 - 1926 гг. прошел капитальный ремонт и перевооружение: 2×150 мм, 8×76 мм , 2 ТАх450 мм . С 1940 г. - учебный корабль (с 1945 - стационарный).
В 1947 г. исключен из состава флота. В 1949 - 1951 гг. на «Хамидие», стоявшем в Стамбуле, действовал военно-морской музей. В 1964 г. продан на слом.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...