Бронепалубный крейсер Касаги

Бронепалубный крейсер Касаги в порту Кобе
«Касаги» - бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Первый из двух крейсеров типа «Касаги», построенных по Второй чрезвычайной программе пополнения флота 1896 года. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне.

Получил название в честь горы Касаги, расположенной в современной префектуре Киото в центральной части Японии.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 4900 т
Длина 114,1 м
Ширина 14,9 м
Осадка 5,41 м
Бронирование палуба: 37 - 63 мм (скосы 114 мм),
щиты 203-мм орудий: 63-114 мм,
щиты 120-мм орудий 63 мм,
боевая рубка: 114 мм.
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения,
12 Цилиндрических паровых котлов.
Мощность 15500 л.с.
Движитель 2.
Скорость хода 22,5 узлов максимальная.
Дальность плавания 4000 миль.
Экипаж 405 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 2×1 203-мм,
10×1 120-мм,
12×1 76-мм,
6×1 47-мм.
Минно-торпедное вооружение 5 × 360-мм ТА.

 

Крейсер «Касаги» построен в Филадельфии на верфях фирмы «Вильям Крамп и сыновья», на той же верфи был построен крейсер «Варяг».

 

Крейсер «Касаги» в США после постройки, орудия ещё не установлены

Крейсер Касаги после постройки

 

 

История службы

На следующий день после ввода в строй «Касаги» принял участие в параде, посвящённом окончанию испано-американской войны. В ноябре 1898 года убыл в Великобританию для установки 152-мм орудий на заводе «Армстронга».
16 мая 1899 года прибыл в Японию. В апреле 1900 года крейсер принимал участие в больших манёврах Императорского флота в составе Блокирующей эскадры.
13 апреля во время стоянки Блокирующей эскадры в бухте Кагосима «Касаги» столкнулся в тумане с пароходом «Майяджима Мару». Крейсер остался в строю и продолжил участие в манёврах, а пароход во избежание гибели был вынужден выброситься на берег.
В 1900 году крейсер в составе Международной эскадры принимал участие в подавлении восстания ихэтуаней в Китае. Из экипажа корабля 52 человека были направлены в качестве десанта для действий на берегу.

В середине июля 1901 года участвовал в очередных манёврах, в ходе которых отрабатывалось нападение на порт Сасебо.

В августе 1901 года «Касаги», совместно с крейсером «Ивате», посетил с визитом Владивосток.

 

 

Русско-японская война

Перед началом русско-японской войны крейсер «Касаги» вошёл в состав 3-го боевого отряда 1-й эскадры Соединённого флота. 9 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда принял участие в бою с 1-й Тихоокеанской эскадрой. По русским кораблям с крейсера было выпущено 17 снарядов (в том числе 13 - 152-мм и 8 - 120-мм).
Прямых попаданий в крейсер не было, однако в результате близкого разрыва русского 12-дюймового снаряда треснула коечная сетка у орудия № 9, также получил повреждение дефлектор вентилятора передней дымовой трубы, перебита одна из швартовых цепей.

В марте 1904 года «Касаги» и «Ёсино» были присоединены к 2-му боевому отряду 2-й эскадры Соединённого флота под командованием вице-адмирала Камимура, приняв участие в первом походе к Владивостоку и обстреле города. 13 апреля крейсер в составе 3-го отряда вёл бой с крейсером «Баян», вышедшем на помощь миноносцу «Страшный».
14 мая «Касаги» действовал в составе отряда адмирала Насиба. Около 10.50 броненосец «Хацусэ» подорвался на мине, установленной минным заградителем «Амур». Через несколько минут произошёл подрыв броненосца «Ясима». «Касаги» пытался оказать помощь «Хацусэ», но в 12.33 броненосец подорвался на ещё одной мине и быстро затонул. «Касаги» принял участие в спасении людей, подняв из воды 134 человека, и вёл огонь по русским миноносцам, вышедшим из Порт-Артура.
23 июня при выходе русской эскадры в море «Касаги» в составе отряда вёл наблюдение за действиями русских кораблей.
10 августа в ходе боя в Жёлтом море «Касаги» вёл огонь по броненосцу «Полтава», участвовал в неудачном преследовании «Аскольда» и «Новика».

В Цусимском сражении «Касаги» был флагманским кораблём командира 3-го боевого отряда вице-адмирала С. Дева (англ.). Именно по «Касаги» был сделан первый выстрел сражения с броненосца «Орёл».
Около 14.30 крейсера 3-го отряда вступили в бой с русскими крейсерами «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», а также вели огонь по плавучей мастерской «Камчатка», буксирному пароходу «Русь» и транспортам.
В 17.08 «Касаги» получил попадание снарядом ниже ватерлинии, в результате чего была затоплена угольная яма и одно котельное отделение. Корабль был вынужден выйти из боя для исправления повреждений. Всего на крейсере был убит один человек и девять получили ранения.

 

 

Между двух войн

В октябре 1908 года крейсер принимал участие в первых крупных манёврах Императорского флота после русско-японской войны, действуя в составе второй эскадры под командованием вице-адмирала С. Дева.
С 1910 года «Касаги» служил в качестве учебного корабля. С октября 1910 по март 1911 совершил плавание с кадетами на борту к Гавайским островам. В 1912 году в ходе модернизации цилиндрические котлы были заменены на котлы «Миябара».

 

 

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны «Касаги» продолжал использоваться в качестве учебного корабля. 20 июля 1916 года крейсер выскочил на камни в Сангарском проливе (пролив Цугару). Серьёзные повреждения корпуса не позволили спасти крейсер. После демонтажа части оборудования корабль был оставлен экипажем и затонул 10 августа 1916 года.

 

Командиры корабля:

капитан 1-го ранга Сакамото Хадзимэ (Sakamoto, Hajime) - с 1 октября 1901 года по 23 октября 1902 года.

капитан 1-го ранга Ниси Синрокуро (Nishi, Shinrokuro) - с 14 мая по 11 сентября 1903 года.

капитан 1-го ранга Идэ Ринроку (Ide, Rinroku) - с 11 сентября 1903 года по 7 января 1905 года.

капитан 2-го ранга (с 12 января 1905 года - капитан 1-го ранга) Ямая Танин (Yamaya, Tanin) - с 7 января 1905 года по 14 июня 1905 года.

капитан 1-го ранга Арима Рёкицу (Arima, Ryokitsu) - с 14 июня 1905 года по 12 декабря 1905 года.

капитан 1-го ранга Нисияма Ясукити (Nishiyama, Yasukichi) - с 12 декабря 1905 года по 5 августа 1907 года.

капитан 1-го ранга Ямагата Бундзо (Yamagata, Bunzo) - с 5 августа 1907 года по 20 апреля 1908 года.

капитан 1-го ранга Того Кититаро (Togo, Kichitaro) - с 15 сентября по 10 декабря 1908 года.

капитан 1-го ранга Цукияма Киётомо (Tsukiyama, Kiyotomo) - с 10 декабря 1908 года по 14 февраля 1909 года.

капитан 1-го ранга Кубота Хикосити (Kubota, Hikoshichi) - с 14 февраля 1909 года по 7 апреля 1909 года.

капитан 1-го ранга Китано Кацуя (Kitano, Katsuya) - с 16 февраля 1910 года по 19 марта 1910 года.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...