Бронепалубный крейсер Читосэ

«Читосэ» (яп. 千 титосэ, известен также как «Читозе») - бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Один из двух крейсеров типа «Касаги», построенных по Второй чрезвычайной программе пополнения флота 1896 года.
Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне.
Получил название в честь города Титосэ, старе -шего японского города на острове Хоккайдо.
Основные характеристики:
Водоизмещение 4836 т.
Длина 115,2 м.
Ширина 14,9 м.
Осадка 5,3 м.
Бронирование палуба: 37 - 63 мм (скосы 114 мм),
щиты 203-мм орудий: 63-114 мм,
щиты 120-мм орудий: 63 мм,
боевая рубка: 114 мм.
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения,
12 Цилиндрических паровых котлов.
Мощность 15 500 л. с.
Движитель 2.
Скорость хода 22,5 узлов максимальная.
Дальность плавания 4000 миль.
Экипаж 434 человека.
Вооружение:
Артиллерия 2 × 1 203-мм,
10 × 1 120-мм,
12 × 1 76-мм,
6 × 1 47-мм.
Минно-торпедное вооружение 4 × 381-мм ТА.
Корпус Корпус крейсера стальной, с двойным дном, ниже броневой палубы разделен 16 водонепроницаемыми переборками. Водоизмещение «Читосэ» оказалось на 105 тонн больше контрактного.
Бронирование
Жизненно-важные механизмы, котлы, машины и погреба боезапаса защищены карапасной броневой палубой толщиной в 63-мм, толщина брони на скосах - 114-мм. 203-мм орудия прикрыты 114-мм щитами.
Толщина брони боевой рубки крейсера составляла 114-мм. Вся броня «гарвеевского» типа.
Артиллерийское вооружение
Главный калибр крейсера - два 203-мм скорострельных орудия раздельного заряжания системы Армстронга с длинной ствола 45 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 18000 м, максимальная скорострельность до 2 выстрелов в минуту.
Одно орудие устанавливалось на полубаке, другое - на полуюте. Угол обстрела каждого орудия - по 270 градусов. Поворот орудия осуществлялся как электромоторами со скоростью 270 градусов в минуту, так и в ручную.
Артиллерия среднего калибра состояла из десяти 120-мм скорострельных орудий раздельного заряжания системы Армстронга с длинной ствола 40 калибров.
Максимальная дальность стрельбы составляла до 9000 м, максимальная скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Два орудия устанавливались в одноорудийных казематах в носовой части крейсера, остальные восемь орудий устанавливались в спонсонах на верхней палубе.
Двенадцать 76-мм скорострельных орудий устанавливались: два в носовом каземате под полубаком, два в кормовом каземате под полуютом в командирской каюте, остальные восемь - на верхней палубе между 120-мм орудий.
Длина ствола орудия составляла 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы до 10000 м, максимальная скорострельность до 15 выстрелов в минуту.
Шесть 47-мм скорострельных пушек Гочкиса устанавливались: две на верхней палубе по одному с каждого борта у грот-мачты и по два на каждом марсе мачт крейсера. Орудия были прикрыты легкими щитами. Максимальная дальность стрельбы составляла до 6000 м, максимальная скорострельность до 20 выстрелов в минуту.
Боезапас в мирное время для каждого орудия составлял: для 203-мм по 100 выстрелов на каждое орудие, 120-мм - по 200, 76-мм - по 300, 47-мм - по 400.
Минное вооружение
На «Читосэ» было установлено пять 356-мм надводных торпедных аппаратов, четыре бортовых и один расположенный в форштевне. Боезапас торпедных аппаратов составлял 25 самодвижущихся мин (торпед).
Силовая установка
Две паровые машины тройного расширения с вертикально установленными цилиндрами. Диаметр цилиндров составлял 1,016 м, 1,52 м и 1,68 м, ход поршней 0,91 м.
Мощность машин 15000 л.с., с частотой вращения валов 150 об/мин. Пар вырабатывали 12 цилиндрических котлов. Нормальный запас угля «Читосэ» составлял 350 т, полный - 1000 т. Расчетная дальность плаванья до 4200 миль 12-ти узлового хода.
История службы
При спуске крейсера на воду его «крёстной матерью» стала племянница губернатора Калифорнии, разбившая о его борт бутылку калифорнийского вина. 30 апреля 1898 года «Читосэ» прибыл в Йокосуку.
В апреле 1900 года крейсер принял участие в больших манёврах Императорского флота в составе Блокируемой эскадры.
Русско-японская война
Перед началом русско-японской войны крейсер «Читосэ» вошел в состав 3-го боевого отряда 1-й эскадры Соединенного флота, став флагманским кораблем командира отряда вице-адмирала С.Дева.
9 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда принял участие в бою с 1-й Тихоокеанской эскадрой ведя огонь по «Аскольду» и «Новику». В дальнейшем неоднократно вел разведку, обеспечивал действия миноносцев и брандеров.
25 февраля участвовал в потоплении миноносца «Внушительный». 26 февраля крейсер во главе отряда поддерживал свои миноносцы в ходе боя с русским миноносцем «Стерегущий».
13 апреля «Читосэ» в составе своего отряда вел бой с крейсером «Баян», вышедшем на помощь миноносцу «Страшный».
23 июня при выходе нашей эскадры в море «Читосэ» в составе отряда вел наблюдение за действиями русских кораблей. 10 августа в ходе боя в Желтом море «Читосэ» участвовал в неудачном преследовании «Аскольда» и «Новика».
15 августа «Читосэ» и «Цусима» были направлены к Хоккайдо для перехвата крейсера «Новик». 20 августа в бою между «Новиком» и «Цусимой» «Читосэ» принять участие не успел, но на следующий день обстрелял уже затопленный корпус русского крейсера на рейде Корсаковска.
27 мая 1905 года в Цусимском сражении «Читосэ» действовал в составе 3-го боевого отряда вице-адмирала С.Дева. Крейсер участвовал в бою с русскими крейсерами «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», а также вел огонь по плавучей мастерской «Камчатка», буксирному пароходу «Русь» и транспортам.
После того, как около 17:00 был выведен из строя флагман 3-го отряда «Кассаги» «Читосэ» сопровождал его до места ремонта, затем, приняв на борт вице-адмирала С.Дева, вернулся для участия в сражении на следующий день. Утром 28 мая «Читосэ» обнаружил миноносец «Безупречный», который шел в одиночку по направлению к Владивостоку.
После часового боя «Безупречный» был потоплен, спасенных не было. Уже после сдачи остатков русской эскадры «Читосэ» принял участие в безуспешной погоне за крейсером «Изумруд».
После Цусимского сражения в июле «Читосэ» принимал участие в прикрытии высадки дополнительных войск в Северную Корею. В конце июля - крейсер прибыл на ремонт в Майдзуру.
Между двух войн
В 1907 году «Читосэ» совершил кругосветное плавание, в том числе в мае 1907 года принял участие в праздновании 300-летия первого английского поселения в Северной Америке. В 1910 году в ходе модернизации цилиндрические котлы были заменены на котлы «Миябара».
Первая мировая война
С началом Первой мировой войны крейсер «Читосэ» занимался патрулированием между Сингапуром и Борнео (Калимантан).
Завершение службы
В 1922 году «Читосэ» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса и частично разоружен.
1928 году исключен из боевого состава флота. Затем переоборудован в корабль-цель № 1 (Hai Kan No. 1) и 19 июля 1931 года был потоплен в ходе учений.
Командиры корабля:
капитан 1-го ранга Сакураи Кикунодзо (Sakurai, Kikunozo) - с 1 марта 1898 года по 20 апреля 1899 года.
капитан 1-го ранга Хосоя Сукэдзи (Hosoya, Sukeuji) - с 13 октября 1899 года по 20 мая 1900 года.
капитан 1-го ранга Накао Ю (Nakao, Yu) - с 20 мая 1900 года по 13 марта 1901 года[13].
капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо (Teragaki, Izo) - с 13 февраля 1901 года по 12 января 1903 года.
капитан 1-го ранга Такаги Сукэкадзу (Takagi, Sukekazu) - с 7 июля 1903 года по 22 января 1904 года.
капитан 1-го ранга Обана Санго (Obana, Sango) - с 12 декабря 1905 года по 11 мая 1906 года.
капитан 1-го ранга Ямая Танин (Yamaya, Tanin) - с 14 января 1907 года по 27 декабря 1907 года.
капитан 1-го ранга Саяма Тоёнари (Sayama, Toyonari) - с 27 декабря 1907 года по 15 сентября 1908 года.
капитан 1-го ранга Ямада Нараносукэ (Yamada, Naranosuke) - с 15 сентября 1908 года по 10 декабря 1908 года.