Бронепалубный крейсер Мацусима

Бронепалубный крейсер Мацусима у Пескадорских островов
«Мацусима» (松島) - бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Считается головным в серии из трех крейсеров типа «Мацусима» (хотя крейсер «Ицукусима» был заложен и спущен на воду раньше).

Участвовал в Японо-китайской войне и Русско-японской войне.
Как и все корабли серии, крейсер получил название в честь одного из трёх наиболее живописных видов Японии - группы островов Мацусима.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 4217 т.
Длина 91,8 м.
Ширина 15,6 м.
Осадка 6,05 м.
Бронирование палуба: 50 мм,
барбет 320-мм орудия: 300 мм,
щит 320-мм орудия: 100 мм,
боевая рубка: 100 мм.
Двигатели 2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 6 Цилиндрических паровых котлов.
Мощность 6519 л.с.
Движитель 2.
Скорость хода 16,7 узлов максимальная.
Дальность плавания 6000 миль.
Экипаж 352 человека.

 

Вооружение:

Артиллерия 1×1 320-мм,
12×1 120-мм,
5×1 47-мм,
11×5 37-мм.
Минно-торпедное вооружение 4 × 356-мм ТА.

 

 

Строительство корабля

Уже после закладки корабля было принято решение о переносе орудия главного калибра с носа в корму для обеспечения лучшей мореходности.
В результате при сохранившихся основных размерах было полностью изменено размещение средней и малокалиберной артиллерии, погребов боезапаса, бортовых торпедных аппаратов и шлюпок. Появившийся полубак обеспечил лучшую мореходность корабля, по сравнению с другими крейсерами серии.

После проведения испытаний, 5 апреля 1892 года крейсер был зачислен в состав ВМС Японии. С 23 июля по 19 октября 1892 года «Мацусима» совершил переход в Японию, где вошел в состав эскадры военно-морской базы Сасебо.

 

 

Японо-китайская война

С началом японо-китайской войны «Мацусима», имевший только что отремонтированные котлы из кораблей своего типа, стал флагманским кораблем командующего Объединенного флота вице-адмирала Ито Сукэюки.

17 сентября 1894 года «Мацусима» принял участие в Сражении у реки Ялу. Крейсер «Мацусима» во главе колонны главных сил японского флота в начале вел бой с броненосным крейсером «Пинъюань», поддержанного минным крейсером «Гуанбин» и двумя миноносцами. Артиллерийская дуэль двух кораблей продолжалась несколько минут на дистанции от 6,5 до 1,5 кабельтовых.
В ходе боя «Мацусима» получила от «Пинъюаня» попадание в левый борт 259-мм снарядом, который пробил небронированный борт, сбил торпедный аппарат и убил четырёх человек из его расчета, прошел через подшкиперскую и разбился без взрыва о барбет главного орудия.
В свою очередь огнем с «Мацусимы» удалось вывести из строя единственное крупнокалиберное орудие «Пинъюань». Адмирал Ито, чтобы не оказаться между двух огней, прекратил бой с «Пинъюань», повернув последовательно корабли своего отряда против подходивших китайских броненосцев «Динъюань» и «Чжэньюань» и крейсеров.
Сражаясь с броненосцами «Мацусима» получил значительные повреждения. В том числе два 305-мм снарядов с броненосца «Чжэньюань» вывели из строя главное орудие. Уже к концу боя ещё два 305-мм снаряда с этого же броненосца попали в левый борт на уровне жилой палубы.
Один из них, неразорвавшись, прошел через оба борта и упал в море. Другой ударился о щит 120-мм орудия № 4 на батарейной палубе и взорвавшись вызвал детонацию приготовленных к выстрелу патронов. Произошедший взрыв повредил обе палубы и вызвал большой пожар. В месте взрыва батарейная палуба прогнулась вниз, две верхние - выгнулись вверх.
В результате взрыва погибло 28 человек из экипажа и 68 были ранены. Из десяти 120-мм орудий батарейной палубы четыре вышли из строя.
Пожар разгорелся как раз над крюйт-камерой. Броня над крюйт-камерой от удара снаряда треснула, и находившиеся в ней унтер-офицер и матрос, через щели увидели огонь.
Своей одеждой они заделали трещины в палубе сверху, тем самым спася корабль от гибели в результате взрыва боезапаса. Малокалиберными снарядами были повреждены палубы, мачта, шлюпки, в нескольких местах пробита паровая труба.

 

«Мацусима» под флагом вице-адмирала Ито Сукэюки

Крейсер Мацусима под флагом вице-адмирала Ито Сукэюки

 

Для исправления повреждений корабль был вынужден выйти из боя. С пожаром удалось справиться. На место выбывшей орудийной прислуги встали музыканты корабельного оркестра. Всего в ходе боя попало не менее 13 снарядов из них не менее четырёх 305-мм снарядов с китайских броненосцев. Потери экипажа составили 57 убитых и умерших от ран (в том числе три офицера) и 54 раненых (в том числе четыре офицера).

Результаты действий и характер полученных повреждений крейсера «Мацусима» в Сражении при реке Ялу подтвердили на практике недостатки данного проекта, в том числе слабое бронирование, низкую скорострельность артиллерии главного калибра (в ходе боя «Мацусима» и «Хасидатэ» произвели по четыре выстрела из 320-мм пушки, «Ицукусима» - пять, средняя скорострельность около одного выстрела в час).

После боя адмирал Ито со штабом на уцелевшей шлюпке перебрался на менее всего пострадавший «Хасидатэ», а «Мацусима» убыл для ремонта в Куре.
В течение 26 дней были залатаны пробоины, восстановлены паровые магистрали, отремонтированы орудия, за исключением временно снятого правого носового 120-мм.

К ноябрю «Мацусима» смог присоединиться к главным силам, приняв участие в осаде Порт-Артура и Вэйхайвэя. 7 февраля 1895 года в бою с береговыми батареями крейсер получил два попадания.
Один снаряд уничтожил штурманскую рубку и повредил дымовую трубу, второй разорвался над броневой палубой в районе торпедного аппарата. Два человека из команды получили ранения.
12 февраля на борту «Мацусима» командующий Бэйянского флота адмирал Дин Жучан (по другим данным - его представители) подписал акт о капитуляции Вэйхайвэя.

В 1895 году крейсер «Мацусима» участвовал в захвате Пескадорских островов и острова Тайвань, в том числе 13 октября 1895 года участвовал в бомбардировке фортов Гаосюн (Такао).

 

 

Межвоенный период

29 ноября 1897 года у острова Сикоку броненосец «Фусо» сильным ветром сорвало с якоря. «Мацусима», неудачно сманеврировав, протаранил дрейфовавший корабль. «Фусо» затонул, успев добраться до мелководья, и впоследствии, был поднят.

В 1898 году «Мацусима» переклассифицирован в крейсер 2 класса.

С 3 мая по 15 сентября 1898 года, во время испано-американской войны, «Мацусима» крейсировал между Тайванем и Манилой, для обеспечения возможной защиты японцев, проживающих на Филиппинах. В апреле 1900 года крейсер принимал участие в больших манёврах Императорского флота в составе Блокирующей эскадры.

В 1900-1901 годах в ходе подавления восстания ихэтуаней «Мацусима» сопровождал транспорты с японскими войсками, перебрасываемыми в Китае.

В феврале 1901 года корабль прошел капитальный ремонт на верфи в Сасебо, в ходе которого бывшие шесть огнетрубных котлов заменили на восемь более надежных и производительных водотрубных системы Бельвиля.

После замены котлов корабль вошёл в состав 4 учебного отряда для навигационной и артиллерийской подготовки курсантов.

В 1902 году крейсер прошел капитальный ремонт, во время которого малокалиберная артиллерия была заменена на два 75-мм и 15 47-мм орудий.
120-мм орудия перераспределены между палубами: на батарейной палубе оставлено по три орудия на борт, по два орудия на борт перенесли уровнем выше.

После ремонта «Мацусима» была направлена к острову Минамитори в северо-западной части Тихого океана для утверждения его подтверждения его принадлежности Японии, оспариваемой США.

В 1903 году «Мацусима» с курсантами на борту совершил первое дальнее заграничное плаванье к берегам Австралии.

 

 

Русско-японская война

Перед началом русско-японской войны крейсер «Мацусима» вошёл в состав 5-го боевого отряда 3-й эскадры Соединённого флота. С 6 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда приступил к сторожевой службе в Корейском проливе, базируясь в заливе Такэсики (на острове Цусима).

1 мая крейсер в составе отряда был задействован для конвоирования транспортов, перевозящих 2-ю японскую армию, с конца мая — принимал участие в блокаде Порт-Артура.

5 июля «Чин-Иен» и «Мацусима» безрезультатно обстреляли находившиеся в бухте Тахе русские корабли «Новик», «Гиляк», «Гайдамак» и «Всадник».

26 июля «Мацусима» в составе отряда участвовал в перестрелке с крейсером «Баян».

8 августа в составе отряда участвовал в бою с русскими кораблями, обстреливающим японские сухопутные части, в том числе «Новик», «Бобр», «Гремящий» и миноносцами.

10 августа «Мацусима» в составе отряда принял участие в бою в Жёлтом море. После боя к исходу дня отряд вел наблюдение за русскими кораблями, возвращавшимися в Порт-Артур, а «Мацусима» направился к командующему Соединённым флотом с докладом о местонахождении основной части русской эскадры.

После окончания осады Порт-Артура 2 февраля «Мацусима» пришёл в Хакодате и, пополнив запасы, с 12 февраля начал крейсировать в восточной части Сангарского пролива.
В ходе крейсерства был задержан и отправлен в Хакодате английский пароход «Истрия» с грузом угля (впоследствии по решению призового суда отпущен).
28 февраля крейсер «Мацусима» пытался подойти для проверки к замеченному у острова Кунашир затертому льдами пароходу, однако льдинами была обломана одна лопасть правого винта, сделаны вмятины в обшивке корпуса.
1 марта крейсер был вынужден уйти на ремонт в Хакодате, не дождавшись смены. Ремонтные работы проводились с марта по апрель 1905 года в Сасебо.

 

«Мацусима» в Сасебо после ремонта в апреле 1905 года

Крейсер Мацусима в Сасебо

 

27 мая 1905 года в Цусимском сражении «Мацусима» действовал в составе 5-го боевого отряда. После обнаружения вспомогательными крейсерами русской эскадры, выйдя со стоянки в заливе Одзаки на острове Цусима, отряд обнаружил противника около 08:00 и начал ведение наблюдения.
После начала боя главных сил 5-й отряд получил приказ атаковать арьергард наших сил, но из-за дымки потерял контакт и смог начать бой с русскими крейсерами только около 16:30-16:40. Крейсер «Мацусима» открыл огонь по крейсерам «Олег» и «Аврора» в 17:08 минут с дистанции около 7000 метров.
В ходе боя в крейсер «Мацусима» попал один снаряд, ранивший одного матроса и повредивший рулевое управление. В результате крейсер вышел из боя и смог присоединится к своему отряду после исправления повреждений уже после завершения дневного боя. 28 мая около 05:20 5-й отряд обнаружил шедший в направлении Владивостока отряд контр-адмирала Небогатова, немедленно доложив об этом своему командующему.

После сражения, 30 мая, пополнив запасы, крейсер «Мацусима» в составе отряда продолжил дозорную службу в Корейском проливе. 14 июня все крейсера типа «Мацусима» вошли в сформированный 8-й боевой отряд 4-й эскадры.
С 17 по 20 июня крейсер нес дозорную службу в Корейском проливе. С 19 июня в составе своего отряда вошёл в состав северной эскадры, предназначенной для захвата острова Сахалин.
20 июня «Мацусима» прибыл в Оминато для несения дозорной службы в Сангарском проливе и у Курильских островов. 4 июля «Мацусима» с отрядом вышел из Оминато в составе конвоя первого десантного эшелона 13-й пехотной дивизии Харагути. Утром 7 июля личный состав крейсера принимал участие в десанте для захвата плацдарма у деревни Мерея, после чего была начата высадка подразделении сухопутных войск.
13 августа «Мацусима», под флагом вице-адмирала Дэвы Сигэто, с «Хасидатэ» и «Окиносима» вышел из Хакодате через Корсаковске в Александровск (прибыл 31 августа). В сентябре-октябре «Мацусима» вышел в Сасебо для ремонта.

 

 

Завершение службы

После окончания русско-японской войны крейсер «Мацусима» снова стал использоваться в качестве учебного корабля, совершив в 1906, 1907 и 1908 годах заграничные плаванья с курсантами на борту к берегам Юго-Восточной Азии и Австралии.
30 апреля 1908 года, при возвращении из учебного похода, на находившемся в гавани Мако на о. Тайвань крейсере произошел взрыв порохового зарядного погреба. Корабль накренился на правый борт и затонул кормой. Погибло 206 человек, в том числе 32 курсанта. Достоверно причину взрыва установить не удалось. По результатам проведенного расследования взрыв отнесли к неправильным действиям экипажа.
31 июля 1908 года крейсер «Мацусима» исключили из списков кораблей японского флота. Позднее на месте гибели остатки его корпуса разобрали на металл.

 

Снаряд орудия «Мацусима» установленный в качестве памятника

Снаряд орудия крейсера Мацусима

 

На память о крейсере «Мацусима», снаряд 320-мм орудия, поднятый при разборке корабля, установлен в храме Омидо-дзи в поселке Михама префектуры Айти, на морском кладбище в Сасебо, префектуры Нагасаки, установлен памятник погибшим морякам.

 

Командиры корабля:

капитан 1-го ранга Самэдзима Кадзунори (яп.)русск. (鮫島 員規) - с 17 июня 1891 года по 20 мая 1893 года.

капитан 1-го ранга Хидака Сонодзё (яп.)русск. (日高 壮之丞) - 18 мая по 25 июля 1895 года.

капитан 1-го ранга Мацунага Юдзю (яп.)русск. (松永 雄樹) - с 25 июля по 28 сентября 1895 года.

капитан 1-го ранга Сава Рёкан (沢 良煥) (沢 良煥) - с 27 декабря 1895 года по 27 декабря 1897 года.

капитан 1-го ранга Сакураи Кикунодзо (яп.)русск. (桜井規矩之左右) - с 27 декабря 1897 года по 1 марта 1898 года.

капитан 1-го ранга Эндо Китаро (遠藤 喜太郎) - с 1 марта 1898 года по 1 февраля 1899 года.

капитан 1-го ранга Уриу Сотокити (瓜生 外吉) - с 1 февраля по 17 июня 1899 года.

капитан 1-го ранга Оиноуэ Кюма (大井上 久麿) - с 13 февраля по 6 декабря 1900 года.

капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо (寺垣 猪三) - с 6 декабря 1900 года по 4 февраля 1901 года.

капитан 1-го ранга Идзити Хикодзиро (伊地知 彦次郎) - с 11 июня 1902 года по 26 сентября 1903 года.

капитан 1-го ранга Кавасима Рэйдзиро (Kawashima, Reijiro) - с 26 сентября 1903 года по 12 января 1905 года.

капитан 1-го ранга Окумия Мамору (奥宮 衛) - с 12 января 1905 года по 12 октября 1906 года.

капитан 1-го ранга Номагути Канэо (Nomaguchi, Kaneo) - с 12 октября 1906 года по 28 сентября 1907 года.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...