Бронепалубный крейсер Хасидатэ

Крейсер Хасидатэ на почтовой открытке
«Хасидатэ» (橋立) - бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Третий корабль и последний в серии крейсеров типа «Мацусима». Первый крупный корабль, построенный на японских верфях с использованием зарубежных материалов.

Участвовал в Японо-китайской и Русско-японской войнах.
Как и все корабли серии, крейсер получил название в честь одного из трёх наиболее живописных видов Японии - песчаной косы Аманохасидатэ в префектуре Киото.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 4278 т.
Длина 91,8 м.
Ширина 15,6 м.
Осадка 6,05 м.
Бронирование палуба: 50 мм,
барбет 320-мм орудия: 300 мм,
щит 320-мм орудия: 100 мм,
боевая рубка: 100 мм.
Двигатели 2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 6 Цилиндрических паровых котлов.
Мощность 6300 л.с.
Движитель 2.
Скорость хода 16,5 узлов максимальная.
Дальность плавания 6000 миль.
Экипаж 360 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 1×1 320-мм,
11×1 120-мм,
6×1 47-мм,
11×5 37-мм.
Минно-торпедное вооружение 4 × 356-мм ТА.

 

 

Конструкция

Крейсер «Хасидатэ» был построен под наблюдением французского конструктора Э.Бертена по чертежам, присланным из Франции. Основные отличия от крейсера «Ицукусима» заключались в прямоугольной, а не квадратной форме иллюминаторов надстройки и более тяжелой энергетической установке.

 

 

Корпус

Корпус корабля с 94 шпангоутами, построен из мягкой стали с седловатой для улучшения мореходности палубой и завалом верхних частей бортов внутрь, с двойным дном и разделен ниже броневой палубы 13 главными поперечными и двумя продольными водонепроницаемыми переборками. Междудонное расстояние - 1 метр.
Над броневой палубой устроен коффердам, заполненный кокосовой стружкой. Выше броневой палубы на 3,25 м настлана легкая стальная палуба 8-мм толщины.
Пространство между этих двух палуб разделено примерно на 400 отсеков, используемых под угольные ямы и склады различных припасов. Форштевень и ахтерштевень сделаны из литой стали. В носовой части находился таран.

 

 

Бронирование

Вся броня крейсера изготавливалась заводом Шнейдера в Крезо.

Жизненно-важные механизмы, котлы, машины и погреба боезапаса защищены карапасной броневой палубой толщиной в 40-мм настланной в три слоя из закаленных стальных плит толщиной в 10-мм и 20-мм.
В носовой части броневая палуба опускалась в низ и стыковалась с остриём тарана, придавая ему дополнительную жесткость, в кормовой части поднималась в верх для прикрытия рулевой машины и стыковалась с ахтерштевнем.
Комингсы люков, основания труб и вентиляторов броневой палубы защищены броневыми гласисами (скосами) из стальных плит 50-мм толщины.

Барбет орудия главного калибра, устанавливался на верхней палубе и был изготовлен из стальных 300-мм плит. Толщина щита орудия составляла 100-мм.
Над орудием устанавливался 40-мм стальной купол, вращающийся вместе с поворотным столом и предназначенный для защиты прислуги от осколков и пуль.
Центральная неподвижная труба защиты системы подачи боеприпасов проходила от броневой палубы до основания барбета и прикрывалась 250-мм сталью.
Размещенная внутри нее шахта подачи боеприпасов обшивалась 14-мм стальными листами. Основание вращающегося орудийного стола не бронировалось.

Все 120-мм орудия крейсера прикрывались 110-мм броневыми щитами.

Боевая рубка крейсера состояла из двух концентрических башен: внутренней, высотой 2,5 м, собранной из 100-мм броневых плит под 25-мм стальной крышей и внешней, из 25-мм стальных листов под 10-мм крышей.
Расстояние между внутренней и внешней башней составляло 0,5 м и перед боем заполнялось койками для обеспечения дополнительной защиты.

 

Памятная чашка крейсера «Хасидатэ» за дальний поход. 1907 год

Памятная чашка крейсера Хасидатэ за поход

 

 

Артиллерийское вооружение

Артиллерия главного калибра крейсера состояло из одного казнозарядного 320-мм орудия системы Канэ с длинной ствола 38 калибров, весом 65,7 т. Эффективная дальность стрельбы - 8000 м, максимальная дальность стрельбы - 12000 м. Снаряды использовались двух типов: бронебойный массой в 450 кг и фугасный массой в 350 кг.
Для стрельбы применялись заряды коричневого пороха массой 280 и 220 кг. Бронепробиваемость бронебойного снаряда на дальности 8000 м составляла до 334 мм. Максимальная скорострельность составляла до 2 выстрелов в час.
Орудие устанавливалось в носовой части корабля внутри барбета. Поворот и наведение орудия, удерживание отката и накат орудия после выстрела, а также подача снарядов и их заряжание осуществлялось гидравлической системой, приводимой в действие паровым насосом. Боекомплект 320-мм орудия составлял 60 снарядов.

Артиллерия среднего калибра состояла из 11 120-мм скорострельных орудий раздельного заряжания системы Армстронга с длинной ствола 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 9000 м, максимальная скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Десять орудий устанавливались на батарейной палубе, от мачты в сторону кормы по пять на борт.
Одно орудие (т. н. «ретирадное») устанавливалась на верхней палубе на юте, с углом обстрела в 260°. Орудия стоявшие на батарейной палубе стояли близко к друг другу и не имели защиты от продольных выстрелов. Боекомплект составлял по 120 снарядов на каждое орудие, всего 1320 снарядов.

Шесть 47-мм скорострельных пушек Гочкиса устанавливались в спонсонах на верхней палубе от миделя до мачты, по три на борт. Максимальная дальность стрельбы составляла до 6000 м, максимальная скорострельность до 20 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял по 300 снарядов на орудие, всего 1800 снарядов.

Одиннадцать 37-мм пятиствольных скорострельных пушек Гочкиса устанавливались на боевом марсе, крыльях мостика и на надстройке на верхней палубе. Максимальная дальность стрельбы составляла до 2200 м, максимальная скорострельность до 32 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял по 800 снарядов на орудие, всего 9600 снарядов.

Общий вес артиллерии крейсера составлял до 475 т, что составляло более 10 % от водоизмещения корабля.

 

 

Минное вооружение

На «Хасидатэ» установили четыре надводных 356-мм торпедных аппарата. Три аппарата находились в носовой части корабля под батарейной палубой, в том числе один неподвижный штевневой и два поворотных бортовых. В корме, также под батарейной палубой, размещался один неподвижный штевневый аппарат.

При подготовке к выстрелу крышка торпедного аппарата открывалась и труба аппарата выдвигалась наружу чтобы предотвратить повреждение торпеды о борт корабля. Наведение на цель осуществлялось либо из боевой рубки либо непосредственно с поста у аппарата.
Выстрел торпеды осуществлялся сжатым воздухом. Боезапас составлял по пять торпед к каждому аппарату, всего 20 торпед. Использовались торпеды системы Шварцкопфа, имеющие максимальную дальность стрельбы от 400 до 3000 м, в зависимости от модификации.

 

Обложка корабельного журнала «Хасидатэ» за июнь 1905 года

Обложка корабельного журнала крейсера Хасидатэ

 

 

Силовая установка

Две паровые машины тройного расширения с горизонтально-установленными цилиндрами. Диаметр цилиндров 0,39, 0,62 и 1,44 м, ход поршня 1 м. На испытаниях мощность машин была определена в 6300 л.с., вместо оговоренных контрактом 5400 л.с. Однако из-за неудачной конструкции котлов в ходе службы не удавалось достичь и контрактной мощности.

Пар вырабатывали шесть огнетрубных котлов горизонтального типа, каждый из которых был двойным (с симметричным образованием оконечностей) и имел по шесть топок системы Фокса и три камеры сгорания.
Жаровые трубы топок для котлов крейсера «Хасидатэ» были изготовлены в Японии. Котлы устанавливались по три в ряд в носовом и кормовом котельных отделениях, разделенных водонепроницаемой переборкой, топками перпендикулярно к диаметральной плоскости.

Нормальный запас угля «Хасидате» составлял 405 т, полный - 683 т.

 

Памятная чашка для сакэ крейсера «Хасидатэ» за дальний поход. 1901 год

Памятная чашка для сакэ крейсера Хасидатэ за дальний поход

 

 

Системы и устройства

Рулевое устройство крейсера «Хасидатэ» состояло из руля, паровой рулевой машины французской фирмы «Стапфер ди Дюклос», размещенной под броневой палубой и управляемой с мостика, а также ручными штурвалами: главный - под кормовым мостиком, резервный - в румпельном отделении, передававшим усилия на румпель с помощью штуртросов.

В качестве водоотливных и противопожарных средств имелась помпа «Тирон» производительностью до 500 т воды в час, два трюмных пароструйных эжектора производительностью по 250 т воды в час и восемь малых помп. Общая производительность всех водоотливных средств составляло до 1132 т воды в час.

Для освещения и внешней связи на крейсере устанавливалось четыре электрических прожектора системы Манжена. Все внутренние помещения крейсера освещались электрическим светом.

 

 

Рангоут

Рангоут крейсера состоял из одной стальной мачты круглого сечения, установленной на броневой палубе с двумя боевыми марсами и стеньгой.
Диаметр мачты в основании составлял 1 метр, в топе - 0,75 метров. Вместо вант и штагов для укрепления мачты использована два контрфорса, расходившиеся от основания нижнего марса к бортам в сторону кормы.

 

 

Строительство корабля

Крейсер «Хасидатэ» стал первым крупным боевым кораблем, построенным на японской верфи. Строительство велось на верфи в Йокосука под руководством французского конструктора Э. Бертена из материалов, доставляемых из Франции. Ввиду неопытности японской судостроительной промышленности того времени, строительство на стапеле продолжалось в течение трех лет, достройка на плаву - ещё три года.
В июле 1889 года «Хасидатэ», ещё до спуска на воду, был зачислен в состав эскадры военно-морской базы Йокосука. 24 марта 1891 года корабль под названием «Хасидатэ-кан» был торжественно спущен на воду в присутствии императора Японии, прибывшего из Токио на специальном поезде.

 

«Хасидатэ» в достройке, идет установка орудия главного калибра. 1 января 1893 года

Бронепалубный крейсер Хасидатэ в достройке

 

В 1893 году, после установки артиллерии, начато проведение ходовых испытаний. При выходе машин на максимальную мощность начались отказы котельной установки. С конца 1893 года до начала 1894 года ненадежные топки системы Фокса заменили топками системы Пурве. Испытания по укороченной программе и с заниженными требованиями по скорости.
26 июня 1894 года, за месяц до начала войны с Китаем, крейсер «Хасидатэ» был принят в состав Японского Императорского флота, несмотря на серьёзные дефекты в котельной установке (один из шести котлов во время испытаний вышел из строя и восстановить его до начала боевых действий не удалось).

 

Командиры корабля:

капитан 1-го ранга Хидака Сонодзё (Hidaka, Sonojo) - командовал кораблем с 23 июня 1894 года по 18 мая 1895 года.

капитан 1-го ранга Такэхито Арисугава (Arisugawa Takehito) - командовал кораблем с 18 мая 1895 года по 25 июля 1895 года.

капитан 1-го ранга Арима Синъити (Arima, Shinichi) - командовал кораблем с 25 июля 1895 года по 27 декабря 1895 года.

капитан 1-го ранга Катаока, Ситиро (Kataoka, Shichiro) - командовал кораблем с 27 декабря 1895 года по 5 ноября 1896 год.

капитан 1-го ранга Камимура Сонодзё (Kamimura, Shonojo) - командовал кораблем с 1 июня 1897 года по 1 сентября 1898 года.

капитан 1-го ранга Огура Бёитиро (Ogura, Byoichiro) - командовал кораблем с 1 сентября 1898 года по 1 мая 1899 года.

капитан 1-го ранга Сакураи Кикунодзо (Sakurai, Kikunozo) - командовал кораблем с 1 мая 1899 года по 20 мая 1899 года.

капитан 1-го ранга Насиба Токиоки (Nashiba, Tokioki) - командовал кораблем с 24 мая 1899 года по 20 мая 1900 года.

капитан 1-го ранга Мияока Наоки (Miyaoka, Naoki) - командовал кораблем с 6 ноября 1900 года по 30 августа 1901 года.

капитан 1-го ранга Идэ Ринроку (Ide, Rinroku) - командовал кораблем с 6 октября 1902 года по 11 сентября 1903 года.

капитан 1-го ранга Като Садакити (Kato, Sadakichi) - командовал кораблем с 10 октября 1903 года по 7 января 1905 года.

капитан 1-го ранга Фукуи Масаёси (Fukui, Masayoshi) - командовал кораблем с 7 января 1905 года по 21 ноября 1905 года.

капитан 1-го ранга Исибаси Хадзимэ (Ishibashi, Hajime) - командовал кораблем с 21 ноября 1905 года по 30 августа 1906 года.

капитан 1-го ранга Ямагата Бунзо (Yamagata, Bunzo) - командовал кораблем с 30 августа 1906 года по 5 августа 1907 года.

капитан 1-го ранга Нисияма Санэтика (Nishiyama, Sanechika) - командовал кораблем с 5 августа 1907 года по 28 августа 1908 года.

капитан 1-го ранга Ямагити Кудзиро (Yamaguchi, Kujuro) - командовал кораблем с 25 сентября 1908 года по 10 декабря 1908 года.

капитан 1-го ранга Акияма Санэюки (Akiyama, Saneyuki) - командовал кораблем с 1 декабря 1909 года по 9 апреля 1910 года.

капитан 1-го ранга Фунакоси Кадзисиро (Funakoshi, Kajishiro) - командовал кораблем с 1 декабря 1910 года по 1 декабря 1911 года.

капитан 1-го ранга Ниномэ Мицудзо (Nunome, Mitsuzo) - командовал кораблем с 1 декабря 1911 года по 1 декабря 1912 года.

капитан 1-го ранга Ёсиока Хансаку (Yoshioka, Hansaku) - командовал кораблем с 1 декабря 1912 года по 23 августа 1914 года.

капитан 1-го ранга Масаки Ёситомо (Masaki, Yoshimoto) - командовал кораблем с 1 декабря 1914 года по 22 апреля 1915 года.

капитан 2-го ранга Инуцука Сукэдзиро (Inutsuka, Sukejiro) - исполнял обязанности командира корабля с 22 апреля 1915 года по 13 сентября 1915 года.

капитан 2-го ранга/капитан 1-го ранга (с 1 апреля 1916 года) Оиси Сёкити (Oishi, Shokichi)— исполнял обязанности командира корабля с 13 сентября 1915 года по 1 апреля 1916 года, командир корабля - с 1 апреля по 4 апреля 1916 года.

капитан 1-го ранга Окада Мицуёси (Okada, Mitsuyoshi) - командовал кораблем с 4 апреля 1916 года по 1 декабря 1918 года.

капитан 1-го ранга Мураками Синкити (Murakami, Shinkichi) - командовал кораблем с 1 декабря 1918 года по 20 ноября 1919 года.

капитан 1-го ранга Масуда Коити (Masuda, Koichi) - командовал кораблем с 20 ноября 1919 года по 12 ноября 1920 года.

 

 

Модели крейсера «Хасидатэ»

В масштабе 1:700 пластиковая модель-копия крейсера «Хасидатэ» производятся японской фирмой Seals Models.

Для любителей настольных военных игр литая из эпоксидной смолы фигурка крейсера «Хасидатэ» производится фирмой из США Panzerschiffe в масштабе 1:2400.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...