Бронепалубный крейсер Сума

Бронепалубный крейсер Сума на службе
«Сума» (須磨) - бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Головной корабль в серии крейсеров типа «Сума». Первый японский крейсер, построенный по японскому проекту, на японских верфях и из японских материалов.

Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне.
Крейсер получил название в честь живописных песчаных пляжей, ныне расположенных в городской черте Кобе.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 2657 т.
Длина 93,5 м.
Ширина 12,24 м.
Осадка 4,63 м.
Бронирование палуба: 25 мм.
скосы палубы: 50-мм.
щиты 152-мм орудий: 115-мм.
боевая рубка: 102-мм.
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения.
8 Цилиндрических паровых котлов.
Мощность 8384 л.с.
Движитель 2.
Скорость хода 20 узлов максимальная.
Дальность плавания 11000 миль.
Экипаж 256 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 2×1 152-мм, 6×1 120-мм, 12×1 47-мм, 4×1 7,62-мм пулемёта Максима.
Минно-торпедное вооружение 2 × 356-мм ТА.

 

 

Конструкция

Крейсер «Сума» построен Морским Арсеналом Йокосука в течение четырёх лет (с 1892 по 1896 год). В ходе испытаний выяснилось, что корабль оказался перетяжелённым с плохой мореходностью и недостаточной остойчивостью.

 

 

Корпус

Корпус крейсера стальной, с двойным дном, ниже броневой палубы разделен водонепроницаемыми переборками.

 

 

Бронирование

Жизненно-важные механизмы, котлы, машины и погреба боезапаса защищены карапасной броневой палубой толщиной в 25-мм, толщина брони на скосах - 50-мм. 152-мм орудия прикрыты 115-мм щитами. Толщина брони боевой рубки крейсера составляла 102-мм. Вся броня «гарвеевского» типа.

 

 

Артиллерийское вооружение

Главный калибр крейсера - два 152-мм скорострельных орудия раздельного заряжания системы Армстронга с длинной ствола 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 9100 м, максимальная скорострельность 5-7 выстрелов в минуту. Одно орудие устанавливалось на полубаке, другое - на полуюте.

Артиллерия среднего калибра состояла из шести 120-мм скорострельных орудий раздельного заряжания системы Армстронга с длинной ствола 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 9000 м, максимальная скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Все шесть орудий устанавливались в спонсонах на верхней палубе.

Десять 47-мм скорострельных пушек Гочкиса устанавливались: четыре на верхней палубе (по две на борт), два на полуюте, два на кормовом мостике, по два орудия находилось в носу и в корме.
Максимальная дальность стрельбы составляла до 6000 м, максимальная скорострельность до 20 выстрелов в минуту.

На марсах мачт крейсера были установлены по две четырёхствольных 1-дм (25,4-мм) картечницы Норденфельда. К началу русско-японской войны они были заменены на четыре 7,62-мм пулемёта Максима.

 

 

Минное вооружение

На «Сума» было установлено два 356-мм бортовых надводных торпедных аппарата.

 

 

Силовая установка

Две паровые машины тройного расширения с вертикально установленными цилиндрами. Диаметр цилиндров: высокого давления - 0,82 м, среднего - 1,24 м и низкого - 0,72 м, ход поршней 0,72 м. Мощность машин 8384 л.с.

Пар вырабатывали восемь цилиндрических котлов, расположенных в двух котельных отделениях, разделённых водонепроницаемой переборкой, по четыре в каждом.

Нормальный запас угля «Сума» составлял 200 т, на 4000 миль десятиузлового хода, полный - 600 т.

 

 

История службы

В 1898 году, во время испано-американской войны, «Сума» в качестве стационера находился в Маниле, для обеспечения возможной защиты японцев, проживающих на Филиппинах.
К началу 1900 года крейсер «Сума» действовал в составе постоянной эскадры в китайских водах. В июле 1900 года в ходе подавления восстания ихэтуаней «Сума» в составе отряда кораблей альянса восьми держав принимал участие в захвате Тяньцзиня.

 

 

Русско-японская война

Перед началом русско-японской войны крейсер «Сума» вошел в состав 6-го боевого отряда 3-й эскадры Соединенного флота, специально сформированного для наблюдения за Корейским проливом и действий против Владивостокского отряда крейсеров.
С 6 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда приступил к сторожевой службе, базируясь в заливе Такесики (на острове Цусима).

18 февраля 1904 года крейсер, в составе своего отряда, по приказу начальника Морского генерального штаба адмирала Ито, прибыл в Шанхай для принуждения к разоружению или уничтожения канонерской лодки «Манчжур». 26 февраля 6-й боевой отряд убыл в Корейский пролив, оставив для наблюдения за разоружением русского корабля крейсер «Акицусима».

1 мая крейсер в составе отряда был задействован для конвоирования транспортов, перевозящих 2-ю японскую армию. С 5 мая по 22 мая крейсер прикрывал высадку войск 1-го отряда 2-й армии, а его шлюпки перевозили солдат с транспортов на берег. 23 мая крейсер, в составе отряда присоединился к Соединенному флоту, блокирующему Порт-Артур.

15 мая 1904 года «Сума» принял участие в спасении экипажа броненосца «Ясима», подорвавшегося вместе с броненосцем «Хацусе» на минах, установленных возле Порт-Артура, минным заградителем «Амур». С гибнувшего корабля на «Сума» был перенесен портрет императора.

7 июня «Сума» в составе своего отряда, совместно с канонерскими лодками «Удзи», «Акачи» и 10-м отрядом миноносцев вошли в Бохайский (Печилийский) залив для оказания поддержки частям 2-й японской армии с моря. В первой половине дня «Сума», «Акаси» и «Идзуми» обстреляли подразделения русских войск и линию железной дороги. 8 июня «Сума» входил в устье реки Ляохэ для досмотра пароходов.
11 июня 6-й отряд убыл из Бохайского (Печилийского) залива к главным силам японского флота.

23 июня «Сума» в составе отряда участвовал в безрезультатной встрече Соединенного флота с кораблями русской эскадры, вышедшей из Порт-Артура.

26 июля крейсер «Сума» участвовал в перестрелке с русскими кораблями «Баян», «Аскольд» и «Новик» в бухте Лунвантан.

В ходе боя в Жёлтом море у «Сума» в самом начале сражения произошла поломка в машине и крейсер получил приказ до исправления держаться за строем своего отряда.
К концу боя «Сума» получил приказ присоединиться к 5-му отряду («Хасидатэ», «Мацусима» и «Чин-Иен»), находившемуся в 10 милях севернее. В результате, когда большая часть русской эскадры повернула в направлении Порт-Артура, «Сума» оказался отрезанным от 5-го отряда.
Видя невозможность догнать 5-й боевой отряд, командир «Сума» принял решение развернуться и пойти на соединение с 6-м боевым отрядом. В это время крейсера русские крейсера «Аскольд» и «Новик» вышли из строя в южном направлении и развив максимальную скорость хода, направились на прорыв.
Некоторое время «Сума» один вел бой с этими крейсерами, но, несмотря на подошедшие корабли 6-го боевого отряда, предотвратить прорыв русских кораблей не удалось. Сведений о боевых повреждениях крейсера «Сума» не имеется.

После завершения боя «Сума» был отправлен на ремонт к островам Эллиот. После исправления поломки, вплоть до падения Порт-Артура, крейсер «Сума» принимал участие в блокаде крепости.

С 6 февраля по 12 февраля 1905 года «Сума» принимал участие в конвоировании парохода, перебрасывавшего подразделения флота в Вонсан, для устройства там береговых батарей.

С 14 февраля по 6 марта 1905 года «Сума» принимал участие в конвоировании транспортных судов, перебрасывающих части 2-й резервной дивизии в северную Корею.

27 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер «Сума» действовал во главе 6-го боевого отряда под флагом контр-адмирала Того Масамити. С утра 27 мая, после обнаружения русской эскадры, «Сума» и «Чиода» с двумя отрядами миноносцев первыми вышли со стоянки в заливе Одзаки на острове Цусима.
По приказанию вице-адмирала Катаока 6-й боевой отряд занял положение впереди курса русской эскадры ведя за ней наблюдение. Около 11:55 «Сума» и «Чиода» были обнаружены на русской эскадре слева на траверзе.
После начала боя главных сил 6-й отряд получил приказ вице-адмирала Катаока атаковать обнаруженные южнее транспорты, однако это оказались японские вспомогательные крейсера.
Затем 6-м отрядом были обнаружены госпитальные суда Орёл и Кострома. Контр-адмирал М.Того направил к ним вспомогательные крейсера «Садо-мару» и «Маньшу-мару», а сам направился к месту боя главных сил.
Около 15:20 6-й отряд присоединился к 4-му боевому отряду и вступил в бой с русскими крейсерами. Около 16:00-16:20 огнем крейсеров 6-го отряда был потоплен буксирный пароход «Русь», брошенный командой после столкновения с транспортном «Анадырь».
Затем в течение около 30 минут крейсера 6-го отряда вели огонь по русским крейсерам «Олег», «Аврора», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», а также по броненосцам.
Затем, что бы напасть на арьергард русской эскадры, 6-и отряд повернул на юг, где обнаружил тяжело поврежденный броненосец «Князь Суворов» и немеющую хода плавучую мастерскую «Камчатка».
С 4000-6000 м 6-й отряд открыл огонь по «Камчатке», затем, с подошедшими кораблями 4-го и 5-го боевых отрядов с 1200-4000 м - по «Суворову». «Камчатка» была потоплена около 18:30, «Суворов» затонул около 19:30. Во время боя «Сума» получил незначительные повреждения, три матроса из его экипажа получили ранения.

Утром 28 мая крейсера 6-го боевого отряда обнаружили шедшие в направлении Владивостока русские корабли под командованием контр-адмирала Небогатова, немедленно доложив об этом своему командующему.
После сдачи в плен большинства русских кораблей 6-й отряд пытался преследовать крейсер «Изумруд», однако не смог его догнать, повернул обратно.

19 июня 6-й боевой отряд вошел в состав Северной эскадры, предназначенной для обеспечения проведения операции по захвату Сахалина. 4 июля «Сума» с отрядом вышел из Оминато в составе конвоя первого десантного эшелона 13-й пехотной дивизии Харагучи в направлении Сахалина.
Утром 7 июля объединенный десант с 6, 7, 8 и 9-го боевых отрядов захватил плацдарм у деревни Мерея, после чего была начата высадка подразделении сухопутных войск. 10 июля «Сума», «Чиода» и 9-й отряд миноносцев осуществили высадку взвода солдат на мыс Крильон (Ниси Ноторо), овладевшим маяком.
С 21 июля по 24 июля «Сума» в составе своего отряда принимал участие в конвоировании и обеспечении высадки второго десантного эшелона 13-й пехотной дивизии. 27 июля «Сума», «Чиода» и два миноносца провели разведку Императорской гавани, высадив на берег два десанта до взвода каждый для обследования сооружений и местности, также с «Сума» был высажен десант для обследования маяка и местности на мысе Николая и десант на мысе Стукамбис для устройства там наблюдательного пункта.
6 августа по 25 августа «Сума», под флагом контр-адмирала Того Масамити и «Идзуми» провели разведку южного побережья Камчатки и Командорских островов.
Выйдя 6 августа из Корсаковска корабли 10 августа прибыли к острову Симусю (Шумшу). 12 августа в Вилюченской бухте корабли разделились: «Сума» направился в Петропавловск, а «Идзуми» - к маяку мыса Вертикальный для поиска задержанного русскими властями отставного лейтенанта Сигэтады Гундзи (яп. 郡司成忠) (в русскоязычных источниках - Сечу Гундзи). «Сума» подойдя к Петропавловску обстрелял казарму, но не встретив сопротивления высадил десант. На рейде был задержан с грузом военной контрабанды и отправлен с призовой командой в Йокосука американский пароход «Австралия».
16 августа «Сума» и «Идзуми» подошли к острову Беринга, где для досмотра села Никольское был высажен десант.
19 августа корабли вернулись в Петропавловск, где 20 августа вновь был высажен десант, оставивший письмо к уездному начальнику с требованием освобождения отставного лейтенанта С.Гундзи. 25 августа «Сума» и «Идзуми» вернулись в Корсаковск.
С 25 августа по 25 сентября «Сума» во главе 6-го боевого отряда нес охрану Сангарского пролива, базируясь на Оминато.

20 октября «Сума» прибыл в Иокогама для участия в Императорском смотре флота, состоявшемся 23 октября 1905 года.

 

 

Между двух войн

В 1908 году цилиндрические котлы были заменены на водотрубные котлы системы Миябара. 28 августа 1912 года «Сума» был переклассифицирован в крейсер 2-го класса.

 

 

Первая мировая война

В 1916 году крейсер «Сума» базировался в Маниле и с целью защиты судоходства принимал участие в патрулировании Южно-Китайского моря, моря Сулу и у берегов Голландской Ост-Индии.

7 февраля 1917 года «Сума», вместе с крейсерами «Яхаги», «Цусима» и «Ниитака» и второй флотилией эсминцев были сведены в Первую эскадру специального назначения под командованием контр-адмирала Огури Кодзабуро, предназначенной для противодействия немецким рейдерам. Базируясь в Сингапуре «Сума» задействовался для патрулирования акватории Индийского океана и у восточных берегов Австралии и Новой Зеландии.

 

 

Завершение службы

1 сентября 1921 года «Сума» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса. 1 апреля 1923 года бывший крейсер исключили из списков флота, а в 1928 году разобрали на металлолом.

 

 

Командиры корабля:

капитан 1-го ранга Кано Юносин (Kano, Yunoshin) - с 2 мая 1896 года по 27 декабря 1897 года.

капитан 1-го ранга Мису Сотаро (Misu, Sotaro) - с 27 декабря 1897 года по 23 мая 1898 года.

капитан 1-го ранга Ямада Хикохати (Yamada, Hikohachi) - с 23 мая 1898 года по 17 июня 1899 года.

капитан 2-го ранга/капитан 1-го ранга (с 29 сентября 1899 года) Фудзии Коити (Fujii, Koichi) - c 17 июня по 7 октября 1899 года.

капитан 1-го ранга Симамура Хаяо (Shimamura, Hayao) - c 7 октября 1899 года по 4 июля 1900 года.

капитан 1-го ранга Нарукава Хакару (Narukawa, Hakaru) - c 6 августа по 25 сентября 1900 года.

капитан 1-го ранга Уэхара Синдзиро (Uehara, Shinjiro) - c 25 сентября 1900 года по 23 января 1901 года.

капитан 1-го ранга Ота Моридзанэ (Ota, Morizane) - c 18 февраля 1901 года по 28 января 1902 года.

капитан 1-го ранга Вада Кэнсукэ (Wada, Kensuke) - c 12 апреля по 15 октября 1903 года.

капитан 1-го ранга Цутия Тамоцу (Tsuchiya, Tamotsu) - c 15 октября 1903 года по 21 января 1905 года.

капитан 1-го ранга Тотинаи Содзиро (Tochinai, Sojiro) - c 21 января по 12 декабря 1905 года.

капитан 1-го ранга Эгути Ринроку (Eguchi, Rinroku) - c 12 декабря 1905 года по 28 ноября 1906 года.

капитан 1-го ранга Такэсита Исаму (Takeshita, Isamu) - c 27 декабря 1907 года по 10 декабря 1908 года.

капитан 2-го ранга/капитан 1-го ранга (с 19 марта 1910 года) Такэути Дзиро (Takeuchi, Jiro) - c 10 декабря 1908 года по 1 декабря 1910 года.

капитан 1-го ранга Нуномэ Мицудзо (Nunome, Mitsuzo) - c 23 мая по 28 июня 1911 года.

капитан 1-го ранга Катаока Эйтаро (Kataoka, Eitaro) - c 16 августа по 25 октября 1911 года.

капитан 2-го ранга/капитан 1-го ранга (с 1 декабря 1911 года) Хори Тэруфуса (Hori, Terufusa) - c 25 октября 1911 года по 13 августа 1912 года.

капитан 1-го ранга Ёцумото Кэнсукэ (Yotsumoto, Kensuke) - c 1 декабря 1914 года по 13 декабря 1915 года.

капитан 1-го ранга Инуцука Таро (Inutsuka, Taro) - c 1 декабря 1916 года по 7 февраля 1917 года.

капитан 1-го ранга Ясумура Сукэити (Yasumura, Sukeichi) - c 7 февраля по 1 декабря 1917 года.

капитан 1-го ранга Отани Косиро (Otani, Koshiro) - c 13 мая по 10 сентября 1918 года.

капитан 2-го ранга/капитан 1-го ранга (с 1 декабря 1918 года) Миямура Рэкидзо (Miyamura, Rekizo) - с 9 октября 1918 года по 20 ноября 1920 года.

капитан 1-го ранга Фудзита Хисанори (Fujita, Hisanori) - с 1 декабря 1920 года по 6 августа 1921 года.

капитан 1-го ранга Икэда Танин (Ikeda, Tanin) - с 15 мая по 10 ноября 1922 года.

 

 

Модели крейсера «Сума»

В масштабе 1:700 модель-копия крейсера «Сума» из эпоксидной смолы производятся польской фирмой Armo Jadar Models.

Для любителей настольных военных игр литая из эпоксидной смолы фигурка крейсера «Сума» производится фирмой из США Panzerschiffe в масштабе 1:2400.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...