Крейсер ПВО

Крейсер противовоздушной обороны
Крейсер противовоздушной обороны - тип крейсеров, чьё основное вооружение составляют зенитные орудия, или просто универсальные орудия спосбные вести зенитный огонь.

С развитем зенитных ракет функции крейсеров ПВО, перешли к ракетным крейсерам и эсминцам, в частности в состав авиносных ударных групп США входят ракетные крейсера вооружённые преимущественно зенитными ракетами.

 

 

История развития

В 1935 году британские крейсера HMS Coventry и HMS Curlew прошли переоборудование, в ходе которого торпедные аппараты и 6-дюймовые (150-милиметровые) орудия были заменены, на десять 4-дюймовых (100-милиметровых) орудий с высоким углом возвышения и зенитной системой управления огнём. Целью переоборудования ставилось обеспечение защиты более крупных судов от возможных атак высотных бомбардировщиков. Для чего впоследствии под цели ПВО было также переоборудовано ещё шесть крейсеров класса «C».

Однако, не всем в Британском Адмиралтействе, подобная «излишне узкая» специализация крейсеров показалоась удовлетоврительной. И потому при постройке крейсеров типа «Дидо» (англ. Dido), было решено создать более «сбалансированый» боевой корабль, и для достижения этой цели было отдано предпочтение универсальным 133-милиметровым орудиям.

В США при постройке крейсеров типа «Атланта» было также решено создать универсальный сбалансированный корабль вооружённый универсальными орудиями, калибр которых в случае «Атланты» составил 127-мм. Поскольку, корабли считалсь сбалансированными, то их официально отнесли к лёгким крейсерам. И уже в ходе войны выяснились, как недостаточная универсальность этих кораблей, так и их недостаточная эффективность при выполнении задач ПВО.

По мнению, американского военного эксперта Нормана Фридмана (Friedman, Norman), написавшем труд «Anti-Aircraft Cruisers: The Life of a Class», к крейсерам ПВО можно также отнести и ряд послевоенных крейсеров USS Worcester (CL-144), USS Roanoke (CL-145), De Grasse (C 610), Colbert (C 611), HMS Tiger, HMS Lion и HMS Blak. Причём, последние из этих крейсеров были достроены в начале 60-х годов — то есть почти одновременно с появлением атомного ракетного крейсера «Лонг Бич», не говоря уже о тех крейсерах, которые несколькими годами ранее, были переобрудованы из артилерийских в ракетные.

К крейсерам ПВО их также относят Г.Смирнов и В.Смирнов, которые в своей статье «Последние представтели класса крейсеров», написанной для журнала «Моделист-Конструктор», объясняют строительство артилерийских крейсеров ПВО вместо ракетных, отсутствием у Британии в начале 60-х годов XX века зенитных ракет, вследствие чего корабли заложенные как артилерийские, а затем перепроектированные как крейсера УРО, были всё же достроены как артилерийские крейсера, с функциями противо-воздушной и противолодочной обороны.

 

 

Британские крейсера ПВО

Параллельно с развитием мощных крейсеров с 152-мм артиллерией британский флот приступил к строительству небольших боевых единиц для поддержки и противодействия эсминцам и обеспечении ПВО главных сил флота. Ввиду таких требований было принято решение об оснащении новых кораблей 133-мм универсальными орудиями.
Начиная с 1937 года было заложено 9 крейсеров типа «Дидо» (англ. Dido), вооружённых 8 - 10 пушками, а также зенитными автоматами. Но новые корабли оказались несостоятельными в обеих ролях.
Как крейсера они были слишком слабо вооружены, как корабли ПВО не годились из-за низкой скорострельности универсальных орудий и недостаточных скоростей их наводки.

В 1945 году были заказаны 4 крейсера типа «Вустер» (англ. Worcester), но заложить сумели лишь 2, вступивших в строй после войны. Изюминкой этих оригинальных кораблей была батарея универсальных 152-мм орудий главного калибра, предназначенных для борьбы с высотными бомбардировщиками. Артиллерия получилась неудачной и проект не имел продолжения.

 

 

Американские крейсера ПВО

Разработка крейсеров «Атланта» (англ. Atlanta) была вынужденной, так как Второй Лондонский договор 1936 года ограничил водоизмещение новых крейсеров 8000 тонн.
Первоначальные планы строительства уменьшенных «Бруклинов» были отвергнуты, и американский флот выбрал проект небольшого крейсера, предназначенный для совместных действий с эсминцами. Вооружение составили 16 127-мм универсальных орудий, на поздних крейсерах их число уменьшили за счёт зенитных автоматов.
Этот проект получился не слишком удачным - как крейсерам «Атлантам» не хватало огневой мощи и бронирования, как кораблям ПВО - систем управления зенитным огнём.

До вступления США во Вторую мировую войну флот успел получить 4 крейсера этого типа, всю войну классивицировавшихся как лёгкие крейсера, а через несколько лет после окончанния (в 1949 году) переклисфицированных в крейсера ПВО.

В 1942 - 1946 годах американский флот получил ещё 7 крейсеров типа «Атланта», разделённых на 2-ю и 3-ю серии, причём последние имели значительные отличия от прототипа.
Крейсера США военной постройки вступили в строй в момент, когда крупные бои артиллерийских кораблей на тихоокеанском театре почти прекратились, но зато хорошо проявили себя как крейсера ПВО.

 

 

Итальянские крейсера ПВО

Итальянцы в ходе войны совершили неудачную попытку перестроить конфискованные на верфи таиландские корабли в крейсера ПВО типа «Этна» (Etna).

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...