Корветы типа Flower

Тип корветов Flower
Корветы типа Flower - тип корветов периода Второй мировой войны. Корабли, сыгравшие огромную роль в битве за Атлантику и ставшие для англичан таким же символом победы, каким для нас является танк Т-34.

Предназначались для противолодочной охраны трансатлантических конвоев, однако, выполняли разнообразные боевые задачи, в том числе, патрульную и минно-тральную службу.

Всего было построено 267 корветов этого типа.

 

 

История создания

Осознав в 1939 году неизбежность войны, британское Адмиралтейство спешно приступило к перевооружению флота. По опыту Первой мировой войны было ясно, что потребуются небольшие корабли сопровождения прибрежных конвоев для защиты от подводных лодок (Понимание важности ПВО и усиление зенитного вооружения пришло с началом войны).

Адмиралтейство обратились в фирму «Smith’s Dock Со. Ltd South Bank» в Мидлсборо с просьбой разработать проект корабля, который, который можно было бы быстро и в больших количествах строить на верфях, не имеющих опыта военного кораблестроения.
В качестве прототипа было выбрано ранее построенное на той же фирме китобойное судно «Southern Pride», использовавшее простую в обслуживании паровую машину, но в качестве топлива уголь был заменен нефтью. Корпус корабля удлинили для размещения погребов боезапаса и возросшего экипажа.

Скорость нового корабля, 16 узлов, хотя и невысокая, но была больше, чем у подводной лодки в подводном положении, зато малая длина позволяла описывать циркуляцию практически на месте.

Вооружение состояло из открытой четырехдюймовой пушки (англ. BL 4 inch Mk IX naval gun) на тумбе, и (если повезет) двухфунтового зенитного орудия пом-пом (англ. Pom-Pom (Gun)) времен Англо-Бурской войны на возвышении в корме.
Все это дополнялось парой пулемётов Льюиса на мостике. Первые корветы, с их коротким полубаком и мостиком китобоя мало походили на военные корабли: на вол­не экипажи, состоявшие из новобранцев и резервистов, очень быстро укачивало, а из-за короткого полубака палубу в районе надстройки сильно заливало. Из-за малого размера, при попадании торпеды судно тонуло за считанные минуты.

После поражения Франции в июне 1940, подводные лодки стран оси получили удобные базы в оккупированных гитлеровскими войсками атлантических портах.
В результате выяснилось, что во-первых, в противолодочной обороне нуждаются корабли на всем пути следования, а во-вторых, их маршруты следования оказались в пределах досягаемости немецких бомбардировщиков и торпедоносцев.
Срочно была организована система конвоев, но из-за недостатка эскортных кораблей, вся нагрузка по их охране пала на корветы класса Flower, единственный тип, который можно было строить быстро и в массовых количествах, несмотря на то, что они не были расчитаны на длительное плавание и не имели достаточного зенитного вооружения. Благо, корабли унаследовали от своего прототипа-китобоя замечательную мореходность.

Служба на борту в течение длительных переходов была однообразной, изнурительной, и очень тяжелой психологически. Условия обитания для офицеров были сносными, но для матросов в переполненном, душном и заливаемом водой холодном кубрике они были тяжелы.
Из-за невозможности хранить скоропортящиеся продукты более чем 2-3 дня, питание неделями состояло из сухого пюре и солонины. Основную часть экипажей составляли совсем молодые ребята, нестойкие к морской болезни. Поэтому политика в отношении отпусков при стоянках по обеим сторонам океана была относительно либеральной.

Для того, чтобы приспособить корабли к решению изменившихся задач, пулеметы Льюис на них заменили на 20-мм пушки Эрликон, а для размещения экипажа, возросшего с 47 в первоначальном проекте до 95 человек, полубак удлинили сначала до половины длины корабля, затем до двух третей. Это же помогло решить проблему с заливанием палубы.

 

 

Дальнейшее развитие типа

Для устранения основных недостатков проекта (малого запаса топлива и скученности в жилых отсеках) бы­ли увеличены размеры корпуса, что позволило разместить и дополнительное вооружение.
Новые корабли, корветы типа Castle, строились начиная с 1942, когда давление на Британию со стороны немцев снизилось. Следующее увеличение размера и установка вторых ЭУ и винта для снижения уязвимости в бою, привели к созданию фрегатов типа River, строившихся с 1943 года.

 

 

Послевоенное использование

Корабли, ставшие ненужными после высадки в Нормандии, были проданы на слом, переданы в дружественные флоты бедным странам, но 110 из них были проданы как излишки военного имущества и стали использоваться в гражданских целях, были переоборудованы в китобои и грузовые судна, буксиры, метеорологические суда. Несколько из них было приобретено Пальямом и использовалось для нелегальной транспортировки евреев в Палестину.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...