Байдарка Салют

Байдарка Салют М-4,7
Салют - одна из первых разборных каркасных байдарок, созданных в СССР. Выпускались московским заводом «Салют» до середины 1970-х годов, после чего были сняты с производства и заменены байдарками серии «Таймень».

Эта байдарка долгое время была одним из немногих серийно выпускавшихся судов, пригодных для самодеятельного активного отдыха и водного туризма, что обеспечило ей большую популярность.

Конструктивно байдарка «Салют» представляет собой разборный каркас (дерево, металл), плотно обтянутый тканевой оболочкой. Донная часть оболочки водонепроницаема.

 

 

Конструкция

Байдарка состоит из оболочки и каркаса, а также комплектуется рулём. Также в конструкции была предусмотрена возможность установки парусного вооружения, но байдарка им не комплектовалась.

 

 

Каркас

Как и большинство байдарок, она имеет кильсон, шпангоуты, фальшборта. Каркас сделан таким образом, что при сборке нужно присоединять к носу и к корме кильсоны, затем присоединять стрингеры и привальные брусья, вставляя шпангоуты, и лишь потом, вставляя в оболочку, соединять нос и корму вместе.

Фальшборта и кильсон у «Салютов» деревянные, остальные элементы каркаса металлические. Средний шпангоут не замкнутый (у трехместных байдарок два средних шпангоута), что снижает устойчивость к деформирующим нагрузкам.

 

 

Оболочка

Оригинальная оболочка имела низ из прорезиненной ткани и верх (деку) из брезента. В последнее время некоторые отечественные фирмы наладили выпуск оболочек из ПВХ. В просторечьи оболочку байдарки часто называют «шкурой».

 

 

Рулевое управление

Руль крепился на корме и поворачивался при помощи пары шнуров, натягиваемых двумя педалями, расположенными перед носовым гребцом. Обычно туристы-водники не пользуются рулевым управлением, так как управление байдаркой при помощи весел гораздо эффективнее (при правильной технике гребли).
Также отказ от рулевого управления позволял немного (около 1 кг) уменьшить вес байдарки. Однако использование руля позволяло в свою очередь экономить силы в длительных или не спортивных походах, незначительно усложняя конструкцию байдарки при сборке.

 

Весло в сборе. 1 - цевье, 2 - водосбрасывающее кольцо, 3 - средник.

Весло с байдарки

 

 

Весло

При сборке вёсел на каждое цевье устанавливалось водосбрасывающее резиновое кольцо. Затем два цевья соединялись со средником, при этом фиксаторы цевья входили в отверстия средника.
Отверстия средника позволяли устанавливать лопасти (одну относительно другой) под углом как 0°, так и ±90°(была возможна доработка до более оптимальных углов 70°-85°).

На рисунке изображено весло с лопастями под углом 0° - так называемый «плоский разворот». Более эффективным для гребли считается «правый разворот» или «левый разворот» различаемые по руке, которая держит весло без проворота в кисти, с углом разворота лопастей 70°-90° - именно такие используются в спортивных соревнованиях по гребле по гладкой и бурной воде.

Существуют две точки зрения почему такое весло эффективнее. Сторонники первой утверждают, что при гребле таким веслом верхняя лопасть испытывает наименьшее сопротивление воздуха.
Сторонники второй возражают, что трение верхней лопасти об воздух несопоставимо меньше преодолеваемого гребцом трения лодки об воду, и эффективность достигается в первую очередь за счет большей эргономичности и более правильной техники гребли.

 

 

Особенности байдарок «Салют» по сравнению с аналогичными байдарками

Отличительная особенность «Салютов» - полные носовые обводы (позаимствованные у «Ладоги») и заострённая форма штевней. На малых скоростях (например, при движении против ветровой волны) полные обводы обеспечивают хорошую всхожесть на волну, однако при движении на большой скорости возникают значительные динамические нагрузки на байдарку.

Среди пользователей байдаркой существует устойчивое мнение, что кормой вперед байдарка идёт быстрее.

Трёхместный вариант байдарки позволяет разместить двух гребцов лицом к корме.

Заострённая форма штевней ухудшает поворотливость. Так, «Салют М-4,7» менее поворотлив, чем RZ-85 и «Луч», хотя они и длиннее.

 

 

Самостоятельные доработки конструкции

Изначально предназначенная для гладкой воды (озеро или море при малом волнении), байдарка широко использовалась водными туристами для сплава по рекам с различными препятствиями, такими как порог, сливы, подводные камни в русле реки.
Нагрузка на каркас и оболочку при этом получалась значительно выше обычной, и это приводило к быстрому выходу байдарки из строя, что в условиях ненаселенной местности и сложной реки могло привести к катастрофическим последствиям. Поскольку советская промышленность не выпускала специализированных байдарок, для сплава по таким рекам приходилось дорабатывать заводскую конструкцию в целом ряде элементов:

Кильсон усиливался деревянными жердями.

Соединения шпангоутов и стрингеров при сборке обвязывались веревочными узлами.

Оболочка усиливалась вдоль стрингеров приклеиванием снаружи слоев резины или прорезиненной ткани (шириной 50-70 мм и толщиной 1-2 мм), что уменьшало вероятность прорыва оболочки при контакте с подводным камнем.

Изготавливался водонепроницаемый фартук («юбка»), закрывающий верхнее отверстие (кокпит) для защиты от захлёстывания воды в лодку в порогах.

Добавлялись ёмкости непотопляемости (в нос и корму закладывались надувные волейбольные или баскетбольные камеры или другие ёмкости).

Байдарка оборудовалась причальным и спасательным концами (верёвками), а также специальной обвязкой, которая позволяла повысить жесткость судна и, в случае аварии, держатся за судно и буксировать судно к берегу.

 

 

Типы байдарок «Салют»

Байдарка «Салют М-4,7» с оболочкой из резины и брезента

Байдарка Салют М-4,7

 

Существует 2 типа байдарок «Салют»: «Салют М-4,7» и «Салют М-5,2». Число в индексе обозначает длину судна в метрах.

 

 

«Салют М-4,7»

Двухместная байдарка. «Салют М-4,7» была широко распространена в 70-х годах XX-го века. «Салют М-5,2»

Трёхместная байдарка. «Салют М-5,2» отличается от двухместной модели тем, что в центральной части делается вставка длинной 0,5 м из продольных элементов и добавляется шпангоут, спинка и весло.
В наболее сложных путешествиях «Салют М-5,2» используется как двухместная байдарка с большим запасом плавучести. Ходкость её лучше, чем у «Салюта М-4,7».



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...