Батискаф Север-2

Советский батискаф Север-2
Глубоководные обитаемые аппараты проекта 1825 строились по заказу Министерства рыбного хозяйства для Полярного научно-исследовательского и проектного института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО).

Эти автономные обитаемые самоходные аппараты предназначались для выполнения научно-исследовательских работ на глубинах до 2000 м.

Аппараты были оборудованы гидролокатором и эхолотом, комплексом гидрологической и гидрохимической аппаратуры, манипуляторным устройством. Электропитание обеспечивали аккумуляторные батареи, мощностью 14 кВт и емкостью 400 ампер-часов.

Прочный корпус опытного образца "Север-2" испытали внутренним давлением в ноябре 1968 года. Так как в то время отечественная промышленность не имела больших доковых камер для испытаний прочных корпусов наружным гидравлическим давлением, то их пришлось проводить в натурных условиях. В январе 1969 года прочный корпус с установленными люком и иллюминаторами перевезли на Черное море и осуществили его погружение на глубину 2135 м.

Строительство первого в СССР глубоководного обитаемого аппарата, рассчитанного на глубину погружения 2000 м, по заказу Министерства рыбного хозяйства закончилось в 1969 году.
На рубке аппарата "Север-2" был изображен синий треугольный флаг с белыми звездами созвездия Персея - эмблемой Полярного научно-исследовательского и проектного института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). Далее опытный аппарат "Север-2" (ответственный сдатчик Д.Т. Логвиненко) успешно прошел ходовые и государственные испытания и в конце 1970 года был принят для работы на судне-носителе "Одиссей".
Через два года судостроители сдали рыбакам головной аппарат "Север-2-бис", его носителем стало научно-поисковое судно "Ихтиандр". Ответственным сдатчиком этого заказа являлся Е.Н. Жмарин. Группу наблюдения за строительством и испытаниями аппаратов от института "Гипрорыбфлот" возглавлял А.Н. Дмитриев.

Аппарат имел цилиндрический прочный корпус длиной 12,5 м и шириной 2,7 м, высотой 3,8 м и массой - 40 т. В аппарате могут находиться: командир, борт-инженер и два наблюдателя (в "Север-2-бис" - три(?) наблюдателя), для которых в корпусе установлено 7(5?) иллюминаторов (в носовой части - 3 диаметром 140 мм.).
Командир аппарата управлял движением при помощи выносного пульта, расположенного в носовой части аппарата. Аппарат цистерны главного балласта, которые продувались воздухом.
Для откачки воды из уравнительных цистерн служил насос морской воды. Помимо маршевого кормового двигателя, аппарат был оснащен вертикальными двигателями, позволяющими обходить препятствия на грунте. Специальное устройство позволяло аппарату удерживаться на ходу и без хода на постоянном расстоянии от грунта.
Аппарат имел манипулятор и бункер для собранных образцов. Аппарат был оборудован гидролокатором и эхолотом, комплексом гидрологической и гидрохимической аппаратуры, позволяющей записывать необходимые параметры непрерывно или с нужной дискретностью. Система сбора данных записывает 11 параметров забортной воды. Продолжительность погружения аппарата до 9 ч, в зависимости от глубины, характера и времени работы у грунта.
Аварийное жизнеобеспечение - 72 ч. Максимальная скорость - до 3 узлов, наблюдения обычно проводились при скорости 1 узел. При работе на подводных горах аппарат обычно погружался на максимальную глубину, а затем поднимается вверх по склону на расстоянии 15-20 см от дна.
На ровных грунтах для удержания аппарата на одинаковом расстоянии от дна использовался якорь-гайдроп (отрезок троса определенной длины с легким грузом). Внизу в легком корпусе были расположены аккумуляторные батареи, мощностью 14 кВт и емкостью 400 ампер-часов. В носовой части аппарата были закреплены 4 светильника по 60 Вт каждый и 2 лампы-вспышки по 2000 джоулей.

Суда-носители аппаратов проеката 1825 были переоборудованы из проекта 399 (по модернизированному проекту 399Б, с открывающейся частью борта) - НИС "Одиссей" (1970) и "Ихтиандр" (1974). Для одного аппарата на левом борту судна сделали ангар с раздвижными створками. Мощное спускоподъемное устройство, состоящее из нескольких лебедок и выдвижного моста, управлялось системой автоматики и позволяло выносить аппарат за борт и ставить на воду рядом с судном.
Чтобы при этом судно не кренилось, на обоих бортах были предусмотрены цистерны, между которыми перекачивалась вода. Вокруг ангара были расположены помещения для обслуживания аппарата. Здесь было все необходимое для зарядки и ремонта аккумуляторов, профилактики и подготовки системы гидравлики, зарядки баллонов сжатым воздухом, настройки системы управления, хранения приборов и запчастей.
В остальном судно-носитель сохранил все, что нужно кораблю науки: одиннадцать лабораторий, океанографические лебедки, научное оборудование, места для большой группы научных сотрудников и гидронавтов. Акустические приборы судна работали в режиме наведения подводного аппарата на объект.
Штурман одновременно видел на приборах аппарат и цель и сообщал экипажу аппарата, пока аппарат сам по приборам или визуально не обнаруживал объект, необходимые данные для встречи: курс, глубину, скорость. Таким образом аппарат проекта 1825 и судно-носитель представляли собой исследовательский комплекс с огромными возможностями, нацеленными в основном на природоохранные и ресурсные исследования.

Первые испытания аппарата "Север-2" проходили в Черном море. С каждым погружением увеличивалась глубина: 480, 1220 и, наконец, предельная - 2020 м. Спуск на глубину 2020 м произошел 28 марта 1971 года. Освоив черноморские глубины, аппараты проекта 1825 вышли на океанские просторы. Нет океана, которые за 12 лет работы не посещали оба аппарата проекта с судами-носителями «Одиссей» и «Ихтиандр».
До 1985 года они совершили 760 спусков ("Север-2" совершил 410 погружений, "Север-2-бис" - 350) и провели под водой около 3000 часов. Типичными работами аппаратов проекта 1825 стали комплексные исследования биоресурсов подводного хребта Наска в Тихом океане, где с помощью аппаратов были изучены более 10 вершин хребта, а также учет рыбы на подводных горах тропической зоны Атлантического океана, поднятиях Дискавери и хребте Экватор, также описаны донные ландшафты, разновидности рыб, получены карты температуры и солености различных океанских районов.

 

По состоянию на январь 2013 года 'Север-2' находился в в Государственном океанариуме Украины в Севастополе, а второй аппарат был продан в США и его нынешняя судьба неизвестна. Судно носитель 'Ихтиандр' сдано на металлолом в 1998 году, а 'Одиссей' в 90х годах был оставлен за долги в Перу где и был продан новому хозяину.

 

Тактико-технические данные проекта:

водоизмещение

полное: 40,0 тонн

масса: 28,0 тонн

скорость хода

подводная: 3,0-4,0 узла

глубина погружения

рабочая: 2000 метров

кораблестроительные элементы

длина: 12,5 метра

длина прочного корпуса: 5,7 метра

ширина общая: 2,7 метра

высота общая: 3,8-4,0 метра

энергоустановка

тип: электрическая

экипаж:

4 человека


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...