Батискаф Тинро-2

Советский батискаф Тинро-2
В середине 1960-х годов конструкторы Гипрорыбфлота по заявке учёных Тихоокеанского научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии разрабатывали два новых проекта исследовательских подводных аппаратов.

В честь Тихоокеанского института рыболовства и океанографии проекты новых кораблей получили названия ТИНРО-1 и ТИНРО-2. Первый проект ТИНРО-1 предусматривал создание полностью автономной подводной лодки, которая была способна продолжить исследования начатые на ПЛ «Северянка». ТИНРО-1, оборудованная манипуляторами, могла бы плавать в течение 20 суток, удаляясь на 500 миль от базы и погружаться на 300 метров.

ПЛ должна была оснащаться водолазным комплексом, с помощью которого водолазы могли бы выходить из ТИНРО-1 за борт и возвращаться в ПЛ Конструкторы не смогли уложиться в заданные весогабаритные характеристики и работы над проектом были прекращены.

Второй проект ТИНРО-2 маленького автономного обитаемого подводного аппарата, работающего с борта надводного судна-носителя. ТИНРО-2 предназначался для: изучения распределения и миграции промысловых рыб, наблюдения за работой неподвижных орудий лова, исследования дна промыслового шельфа и других работ. Конструкторские работы велись под руководством Дмитриева А.Н.

Рабочий проект ТИНРО-2 был разработан в Ленинграде в ЦПБ «Волна».

Прочный корпус ТИНРО-2 - стальной, цилиндрический, диаметром - 1,5 метра.

Система погружения и всплытия состоит из двух бортовых стеклопластиковых балластных цистерн, заполняемых при погружении забортной водой и продуваемые сжатым воздухом для всплытия.

Электродвигатели движительно-рулевого комплекса установлены в прочном корпусе, их гребные валы проходят через дейдвудные сальники. Кормовая поворотная кормовая насадка имеет гидравлический привод.

Электропитание обеспечивается от погружной АБ, размещённой в забортных контейнерах. В аварийной ситуации, один из контейнеров может быть сброшен.

 

 

"ТИНРО-2"

Первый исследовательский ПА проекта 1605 «Тинро-2» СПА-73-01 построен в 1972-73 годах в Ленинграде на Ленинградском Адмиралтейском объединении по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР. Испытания проходил под командованием Гирса М.И. и принят в эксплуатацию на судно-носитель «Ихтиандр»(пр.399Б) в 1974 году.

В 1977 году в строй вступило научно-исследовательское судно «Гидронавт» и «Тинро-2» был передан на этот носитель. «Тинро-2» совершал погружения в Чёрном море, в Аденском заливе, в Атлантическом и Тихом океанах.

В сентябре 1983 года НИС «Гидронавт» с «Тинро-2» на борту выполнял работы в северной части Тихого океана, когда ПА вместе с носителем был включён состав отряда судов, осуществляющих поиск и подъем деталей южнокорейского самолета «Boeing-747», сбитого над территорией СССР.
«Тинро-2», не оборудованный иллюминаторами, осуществлял поиск объектов на грунте и наводил на них водолазов или фотографировал обнаруженные предметы. Так им была сфотографирована единственная человеческая рука, американские банкноты и какие-то этикетки, разбросанные по дну.

В 1992 году после развала СССР НИС «Гидронавт» вместе с ПА «Тинро-2», работающие в Тихом океане были переданы Украине. Через три года украинские власти передали носитель, вместе с ПА передали Вьетнаму за долги, где корабли ещё долго работали на коммерческие японские фирмы.

 

 

"ТИНРО-2бис"

Гл.03-09 Тинро-2бис - 29 и Гидробиолог для сайта Второй исследовательский ПА проекта 1605 «Тинро-2бис» СПА-73-02 построен в 1974-75 годах в Ленинграде на Ленинградском Адмиралтейском объединении по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР. Принят в эксплуатацию на судно-носитель «Ихтиандр»(пр.399Б). Испытания проходил под командованием Лихарева С.

В 1977 году в строй вступило научно-исследовательское судно «Гидробиолог» и «Тинро-2бис» был передан на этот носитель. «Тинро-2бис» совершал погружения в Чёрном море, в Индийском, Атлантическом и Тихом океанах.

В 1992 году, после развала СССР НИС «Гидробиолог» вместе с «Тинро-2бис» остались на территории Украины. В 1995 году оба носителя были переданы Вьетнаму за долги. По имеющейся информации судно-носитель «Гидробиолог» разобрано, но гидронавт с аппаратом «ТИНРО-2» на борту выполнял заказы для коммерческой японской фирмы.

В 1992 году после развала СССР НИС «Гидробиолог» вместе с ПА «Тинро-2бис», были переданы Украине. В 1995 году украинские власти передали носитель, вместе с ПА передали Вьетнаму за долги, где корабли были разобраны.

 

1972 год (предположительно)

Заложен на Ленинградском Адмиралтейском объединении (г.Ленинград) по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР как ПА СПА-73-01, получил наименование "ТИНРО-2".

 

1973 год

Состоялся первый спуск на воду. Испытания прошли успешно.

 

1973 год август

После тщательной проверки механизмов и оборудования был погружен на железнодорожную платформу, укрыт брезентовым чехлом и отправлен в г.Севастополь. За два дня до прибытия аппарата в г.Севастополь, туда же прибыло и судно носитель аппарата - "Ихтиандр" (бывший БМРТ). Аппарат вскоре был перегружен на носитель.

 

1973 год осень

Погружения в Черном море проводились в районе Алушты и Ялты. После проверок работы судовых механизмов и репетиций спуска аппарат погрузился на глубину 30 м (на втором выходе в море в сентябре), уйдя с поверхности при помощи вертикальных винтов. Под водой аппарат хорошо слушался пилота.
Через час аппарат всплыл на поверхность. Испытания аппарата продолжились 7-часовыми техническими спусками. В одном из погружений на глубине 25 м. заклинило правый вертикальный винт, в результате чего загорелся магнитный пускатель. Кормовой отсек заполнился дымом.
Экипаж - М. Гирс и В. Дерябин - продул балластные цистерны, и аппарат всплыл на поверхность. Немедленно отключили все потребители и сообщили на судно о случившемся.
Волна была небольшой и удалось периодически приоткрывать входной люк, проветривая отсек. Дым рассеялся, и применять противопожарную систему и включаться в аварийные дыхательные аппараты (на «ТИНРО-2» это были обычные акваланги) не пришлось. Успешно проведено погружение на 200 метров. Заключительное погружение на 400 метров (командир - Гирс М.И.) также прошло успешно.

 

1973 год 23 октября

Окончание программы испытаний. Государственная комиссия приняла аппарат. После окончания испытаний аппарат был передан в Управление Запрыбпромразведки для проведения опытной эксплуатации.

 

1974 год январь

В конце января НИС "Ихтиандр" перешел в г.Керчь. Владельцем аппарата стало Управление научно-исследовательского флота в г.Керчь.

 

1974 год февраль

В конце месяца НИС "Ихтиандр" на несколько дней вышел с море для передачи новому владельцу.

 

1974 год март - июнь

Выход в море на боту НИС "Ихтиандр" для отработки экипажей в бухтах у побережья Кавказа. Обрыв одной из четырех приводных тяг аппарата. Возвращение в порт и повторный выход. С заходами в Керчь и Севастополь НИС "Ихтиандр" с аппаратом на борту провел в рейсе 135 суток (90 из них - в море).
30 июня состоялось еще одно погружение на предельную глубину (командир - Гирс М.И.). Для оценки возможности работы около неподвижных сетей на глубине 35 м установили сеть размером 30x2 м с грузами и поплавками. Перемещаясь вдоль сети, аппарат, в конце концов, запутался.
Сеть зацепилась за поворотный светильник и кормовой стабилизатор. Аппарат мог самостоятельно всплыть вместе с сетью, но решено было воспользоваться помощью водолазов, которые и освободили «ТИНРО-2» от злополучной сети. Всего за время черноморского рейса состоялось 29 погружений (в июне - 14).

 

1974 год осень

На борту НИС "Ихтиандр" выполнил 14-ти суточный тренировчный рейс перед океанским походом. Совершил 11 погружений. В заключение рейса выполнил погружение (командир - Иштуганов Б.) на проектную глубину.

 

1974 год 23 октября - 1975 год апрель

175-ти суточный рейс на НИС "Ихтиандр" в Атлантику. Это был первый в СССР рейс судна с подводным аппаратом на борту. 12.11.1974 первыми в Атлантическом океане под воду пошли Гирс М.И. и кандидат биологических наук Аронов М. 48 раз погружался аппарат с учеными на борту, проводившими исследования и наблюдения у берегов Африки и Америки, в том числе и в Бермудском треугольнике.

 

1975 год август

Экспонировался на выставке "Инрыбпром-75" в г.Ленинград.

 

1977 год

С вводом в эксплуатацию штатных судов-носителей типа "Гидронавт" началась планомерная эксплуатация обоих ПА типа "ТИНРО-2", за время которой было совершено около 3000 погружений в самых различных районах Мирового Океана, включая Охотское и Берингово моря и даже - залив Петра Великого.

 

1977 год

Министерство рыбного хозяйства СССР организовало в г.Севастополь (Украинская ССР) специальное экспериментально-конструкторское бюро по подводной технике (СЭКБП), в дальнейшем переименованное в базу "Гидронавт". Здесь были собраны все подводные аппараты Минрыбхоза СССР со своими судами-носителями.

 

1978 год

Участвовал в рейсе НИС на Черном море, совершил 106 погружений и провел 342 часа под водой.

 

1979 год

Участвовал в рейсе НИС на Черном море, совершил 87 погружений и провел 290 часов под водой.

 

1980 год

Участвовал в рейсе НИС на Черном море, совершил 56 погружений и провел 202 часа под водой.

 

1981 год

Участвовал в рейсе НИС в Аденский залив, совершил 50 погружений и провел 151 час под водой.

 

1982 год

Участвовал в рейсе НИС в северо-западной части Тихого океана, совершил 71 погружение и провел 211 часов под водой.

 

1983 год

Участвовал в рейсе РПЦ "Гидронавт" в северо-западной части Тихого океана и у побережья Вьетнама, совершил 17 погружений и провел 43 часа под водой.
В сентябре принял участие в поисках фрагментов южнокорейского самолета Boeing-747, сбитого в сентябре 1983 г. советскими истребителями. Совместно с другими аппаратами совершил более пятидесяти погружений.

 

1984 год

Участвовал в рейсе НИС в северо-западной части Тихого океана, совершил 85 погружений и провел 278 часов под водой.

 

1985 год

Участвовал в рейсе НИС в северо-западной части Тихого океана, совершил 61 погружение и провел 214 часов под водой.

 

1986 год

Участвовал в рейсе НИС в Аденский залив, совершил 59 погружений и провел 167 часов под водой.

 

1987 год

Участвовал в рейсе НИС в Аденский залив, совершил 81 погружение и провел 304 часа под водой.

 

1988 год

Участвовал в рейсе НИС в северо-западной части Тихого океана, совершил 66 погружений и провел 250 часов под водой.

 

1990 год - 1991 год

Рейс РПЦ "Гидронавт" (преположително с ПА "ТИНРО-2" на борту) в Индийский океан.

 

1995 год

Прибыл во Вьетнам на судне-носителе РПС "Гидробиолог" в поисках работы.

 

1996 год март

РПС "Гидробиолог" вместе с ПА было продано на металлолом Вьетнаму и отбуксировано в порт Хайфон на разделку. После разделки РПС "Гидробиолог" судьба аппарата неизвестна, возможно утилизирован. Буду благодарен за любую информацию.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...