Батискаф Консул

«Консул» - российский подводный глубоководный обитаемый аппарат проекта 16811 (расшифровывается как «конкреции сульфида») для подводно-технических и аварийно-спасательных работ, а также установки на подводные объекты маяков-ответчиков
и доставки на грунт и подъёма на поверхность оборудования массой до 200 кг. Второй аппарат, спроектирован по модернизированному проекту 16810 «Русь». Построен на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге по заказу Министерства обороны Российской Федерации. Батискаф прошёл все испытания и 23 ноября 2011 года принят на вооружение ВМФ России.
История проекта
В 1989 г. была проведена корректировка проекта 16810 под морскую геологоразведку по требованию Морского регистра СССР и выпущена рабочая конструкторская документация. Заказчиком второго аппарата проекта 16811 «Консул» до 1992 г. было Министерство геологии СССР, затем Федеральное агентство по недропользованию.
В 1991 - 1992 годах была начата подготовка к строительству аппарата на «Адмиралтейских верфях», но в середине 90-х годов, при готовности аппарата 62 %, в связи с отсутствием финансирования от Министерства природных ресурсов, строительство аппарата было прекращено.
В целях обеспечения финансирования проект был передан в ведение Главного управления глубоководных исследований Минобороны России. 30 октября 2009 года аппарат был спущен на воду.
В течение 2010 г. аппарат совершал погружения на Балтике и в октябре этого же года успешно прошел 1 этап государственных испытаний. В 2011 году в Атлантическом океане прошел глубоководный этап государственных испытаний.
14 мая 2011 года погружением на глубину 6 270 метров успешно завершились государственные испытания головного аппарата АС-39. 9 сентября 2011 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» был подписан приёмный акт. Аппарат был принят ВМФ России в эксплуатацию 23 ноября 2011 года.
13 декабря 2011 года на Северном флоте состоялась торжественная церемония подъёма флага ВМФ России на глубоководном обитаемом аппарате. «Консул» официально вошел в состав флота.
Разработка
«Консул» является дальнейшим развитием батискафа проекта «Русь» и схож с ним по основным характеристикам, но предназначен для проведения геолого-геофизических исследований морского шельфа.
Проект разработан Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». Корпус со стенками толщиной 77 мм выполнен из высокопрочного титанового сплава, специально разработанного в Центральном научно-исследовательском институте конструкционных материалов «Прометей».
Назначение:
классификация и видеосъёмка объектов на морском дне;
выполнение подводных технических работ с помощью манипуляторного устройства;
обследование подводных сооружений и объектов;
доставка на грунт или подъём на поверхность предметов массой до 200 кг.
Конструкция
Сферический прочный корпус аппарата выполнен из титанового сплава. Лёгкий корпус выполнен из стеклопластика с заполнением высокопрочным сферопластиком. Иллюминаторы выполнены из органического стекла и расположены в носовой части аппарата.
Аппарат оборудован манипуляторным комплексом СМК-1. В состав которого входит два исполнительных органа выполненных из титана, пульт управления и два задающих органа. Манипуляторный комплекс разработан отделом ЦНИИ Судового машиностроения.
Двигательная установка - погружные электродвигатели переменного тока: 3 горизонтальных, 2 вертикальных, 1 горизонтальный подруливающий. Питающие аккумуляторные батареи - СП-200М-1 в герметичных контейнерах разгруженного типа.