Подводный аппарат Пайсис

Пайсис
«Пайсис» (лат. Pisces - Рыбы) - серия канадских научно-исследовательских подводных обитаемых аппаратов для океанологических исследований и спасательных работ.

История С применением ГОА «Пайсис VII» и «Пайсис XI» в период 1977 по 1991 год Институтом океанологии АН СССР проведено 16 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

 

 

Конструкция

Все аппараты имели по четыре прочные сферы, сделанных из высокопрочной легированной стали. Наибольшая носовая сфера является обитаемой. Это прочный корпус с тремя иллюминаторами, входным люком и проходами для проводки.

Для предотвращения коррозии, снаружи она покрыта тонким слоем стеклопластика на эпоксидной смоле, а изнутри, теплоизоляцией из полистирола и стеклопластика. Кормовая сфера - это прочная уравнительная цистерна, разделенная горизонтальным покрытием на две части: нижнюю — цистерну и верхнюю, где было размещено оборудование бортовых систем.
Дифферентными цистернами служили две малые носовые сферы. Все прочные сферы крепились на несущей стальной трубчатой раме, заполненной маслом. На ней, так же, было размещено все забортное комплектующее оборудование.
Сверху к раме крепился подъемный рым, к нижняя часть покоилась на двух стальных лыжах, предназначенных для постановки ГОА на палубу носителя или посадки его на грунт. К раме стальными болтами крепились секции обшивки из сферо-пластика, облицованного стеклопластиком.

 

 

Силовая установка

Электроэнергетическая установка включает в себя две аккумуляторные батареи, находящиеся в междубортном пространстве в двух заполненных маслом стеклопластиковых герметичных контейнерах.

Питание ходовых двигателей, электродвигателей насоса балластной системы, дифферентного насоса и силового блока гидравлики, несколько наружных светильников общей мощностью 2,5 кВт и электромагнитных клапанов управления гидравликой происходит от батареи 120 вольт. Батареи 24 и 12 В обеспечивают электроэнергией навигационную, научную и связную аппаратуру. ГОА оснащён двумя бортовыми винтами в насадках.
Они могут поворачиваться вокруг горизонтальной оси в пределах 120 гр. Движители могут использоваться в качестве маршевых и вертикальных.
Приводной электродвигатель постоянного тока и редуктор каждого винта располагаются в капсуле, наполненной маслом, и имеет индивидуальную компенсацию давления, являющейся продолжением ступицы винта.
Подруливающие насадки были снабжены аварийным гидравлическим устройством обрезания питающего кабеля и отдачи движителей. Для пилотировании ГОА типа «Пайсис» применялись совместно двигатели, перемещающие подводный аппарат в любом направлении и систему балласта для перемещении по вертикальному положению.

 

Подводный аппарат Пайсис на почтовой марке

Подводный аппарат Пайсис на почтовой марке

 

 

Представители

«Пайсис-I»

«Пайсис-II»

«Пайсис-III»

«Пайсис-IV» - 1972 год

«Пайсис-V»

«Пайсис-VI» - 1976 год

«Пайсис-VII» - 1976 год

«Пайсис-VIII»

«Пайсис-IХ»

«Пайсис-Х»

«Пайсис-ХI» - 1977 год

 

 

Современный статус

«Пайсис-I»

«Пайсис-II»

«Пайсис-III»

«Пайсис-IV» - входит в состав Тихоокеанского океанологического исследовательского института Канады (порт Виктория).

«Пайсис-V»

«Пайсис-VI»

«Пайсис-VII» - экспонат музея Мирового океана в Калининграде, установлен на открытой площадке музея.

«Пайсис-VIII»

«Пайсис-IХ»

«Пайсис-Х»

«Пайсис-ХI» - частично разобран на запасные части для «Миров» (возможно восстановление).

 

 

Интересные факты

В 1973 году маленькой канадской фирме «Хайко» был заказан проект исследовательского глубоководного аппарата «Пайсис-IV». Аппарат был спроектирован и построен, но, в связи с «прохладными» СССР и США, он был выкуплен канадским правительством.

В середине 70-х годов прошлого века между США и европейскими странами существовало соглашение о запрете на поставку техники новых технологиё в СССР и соцстраны.
Но на покупку и вывоз изделий и комплектующих частей запрета не было. Именно этим воспользовалась советская фирма, арендовав помещение в Цюрихе для сборки двух аппаратов серии «Пайсис».
Один прочный корпус обитаемых аппаратов заказали в Японии, другой - в Канаде. Первый аппарат собирали в Цюрихе, везли его на трейлере в Геную, испытывали в Средиземном море.
Затем погрузили его на теплоход «Фрязино», шедший в Новороссийск. Так Институт океанологии АН СССР получил «Пайсис-VII». «Пайсис-ХI» собирали в Ванкувере, испытывали в Тихом океане и на иностранном судне отвезли во Владивосток, откуда на Ил-76 «Пайсис-XI» был перевезен в Новороссийск.
Так в CCCP, за десять лет до появления «Миров», в 1975 - 1976 годах появились два исследовательских обитаемых аппарата, способных погружаться на две тысячи метров.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...