Гексера

Нос острова Тиберина в Риме в форме греческой гексеры
Гексе́ра (греч. ἑξήρης, hexērēs), римское название - сексире́ма - большой античный гребной военный корабль, известный с IV века до н. э. Размерами немного больше пентеры (квинквиремы) и, так же как и она, часто упоминается в роли флагманского корабля.

Гексера была распространена значительно реже массовых триер (трирем). Как именно располагались гребцы на гексере не известно, но скорее всего по два гребца на три ряда вёсел или (менее вероятно) - по три гребца на два ряда вёсел. Вопреки ошибочному, но распространённому, мнению не могла иметь шесть рядов вёсел.

 

 

Этимология названия и связь названия с конструкцией судна

Для большинства типов античных боевых кораблей в русском языке прижились и, в основном, на равных используются и греческие термины (триера, тетрера, пентера и т. д.) и латинские кальки этих терминов (трирема, квадрирема, квинквирема и т. д.), являющиеся синонимами, и составленные по одному принципу - числительное и основа, связанная с понятием гребли - др.-греч. -ήρης, -ērēs; лат. -remis .

Древнегреческое -ērēs (др.-греч. -ήρης) восходит корнями к праиндоевропейскому *ere- - грести, от этого корня происходят греческие слова eressein - грести и eretmon - весло. От этого же праиндоевропейского корня происходят и латинские remus - весло (множественное число - remis), remex - гребец.

Современные исследования и реконструкции подтверждают существование кораблей с одним (монера, унирема), двумя (диера, бирема) и тремя (триера, трирема) рядами вёсел, причём триеры (триремы) были самым распространённым типом. Каждое весло униремы, биремы и триремы управлялось одним гребцом.

Что же касается кораблей большего размера — тетрер (квадрирем), пентер (квинквирем), гексер (сексирем) - то существует ошибочная традиция переводить эти термины как «корабль с четырьмя (пятью, шестью) рядами вёсел». Однако современные исследования опровергают существование кораблей с количеством рядов вёсел более трёх.
Иногда можно встретить, в основном в устаревших переводах, определение таких кораблей как четырёх-, пять- , шести- палубные, что тоже не может соответствовать действительности.
Тем более абсурдным видятся подобные переводы для названий кораблей с большим значением числительного - септера или септирема (семь), октера (восемь), энера (девять), децера (десять), тессараконтера (сорок) и другие «полиремы».

Поэтому сейчас принято актуальным считать, что числительное в названии означает число гребцов, управляющих вертикальным рядом вёсел с одного борта.
То есть пентера - это корабль с тремя рядами вёсел, большего размера, чем триера, вёсла которого управляются двумя, двумя и одним гребцом (2+2+1).
Квадрирема - двухрядный, как бирема, корабль, но с двумя гребцами на каждом весле (2+2). Гексера - это либо трёхрядный корабль с двумя гребцами на весло, либо (такая версия считается менее вероятной) двухрядный с тремя гребцами на весло.

Что касается размеров, то судя по текстам античных источников, ударную основу военного флота составляли триеры (триремы), которые были наиболее массовыми (позже иногда эту роль играли квадриремы). Пентеры появились позже, были большего размера и выполняли роль флагманов. Ещё большего размера были гексеры.

Помимо названий, основанных на числительных, есть и другие названия античных военных кораблей - либурна, хемиолия, лембос и др.

 

 

История упоминаний термина

Плиний изобретение гексеры приписывает некоему Ксеногору из Сиракуз; историки относят это событие к IV веку до н. э. и связывают появление гексеры с последним периодом правления Дионисия I. Диодор Сицилийский упоминает наличие 10 гексер во флоте Деметрия I Полиоркета в битве при Саламине на Кипре в 306 году до н. э.
Помимо гексер он перечисляет семь септер, 30 тетрер и «какое количество» пентер. Общий состав всего флота он не приводит. Далее Диодор упоминает при описании флота Агафокла, 289 год до н. э., - который включал «200 тетрер и гексеры».

 

 

Конструкция и применение

В основном римляне строили корабли, имевшие от одного до пяти рядов вёсел. Но есть свидетельства, что римляне строили и шестиярусные корабли.
Во время битвы с карфагенским флотом при Экноме во время событий Первой Пунической войны флагманами римского флота были две гексеры («шестипалубника»), а в 117 году нашей эры легионеры Адриана, достигнув Персидского залива и Красного моря, построили флот, флагманским кораблём которого якобы являлась гексера.

Согласно расчётам, самым большим кораблём, построенным по античным технологиям, мог быть семиярусный корабль длиной до 300 футов (около 90 метров). Корабли большей длины со всей неизбежностью потерпели бы крушение на волнах.

Вооружение гексеры составляли шесть скорпионов и две тяжёлые баллисты. Конструктивно и внешне гексеры напоминали римские эннеры и децимремы. На римской или греческой гексере было по два ряда весел, на каждом весле сидели по три гребца.

Гексеры выглядели как увеличенные копии обычных кораблей и обладали чрезвычайно большой массой, они двигались и маневрировали очень медленно, но обладали очень прочной конструкцией. Как вытекает из этих характеристик, гексеры не могли воспользоваться допущенной противником тактической ошибкой.
Вместо этого они делали ставку на свои просторные палубы, где умещалось большое количество воинов и дальнобойных орудий. Обстрел и абордаж стали основными приёмами ведения боя для этих кораблей, как и в морских сражениях ранней античности.

Реконструировать гексеру пытался британский военно-морской архитектор Джон Коутс.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...