Трирема

Модель греческой триремы
Трире́ма (лат. triremis, от tres, tria - три и remus - весло), трие́ра (греч. Τριήρεις) - класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами.

Триремы получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек.

Ранние триремы являлись результатом эволюции унирем - античных боевых кораблей с одним рядом весел от 12 до 25 с каждой стороны, и бирем - боевых кораблей с двумя рядами весел.
Возможно, что первыми построили трирему финикийцы. Являясь самым быстрым и маневренным боевым кораблем, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н. э., пока не появились более крупные боевые корабли квадриремы и квинквиремы.
Триремы играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи Афин и ее падении в результате похода на Сицилию и Эгоспотамского сражения.

Водоизмещение 80 - 100 тонн, длина 30-40 метров, ширина 4-6 метров.

На уровне воды или над водой на носу триремы находился заострённый брус (таран), который изготавливали из железа или меди. Таран мог быть сделан и из дерева; в этом случае его оковывали железом.
Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы.

 

 

История

Точное происхождение и устройство триеры не ясно и до сих пор обсуждается. Кроме того, схема размещения гребцов, распределение гребцов по веслам, да и сама классификация древних гребных судов, основанная на количестве весел, остаются спорными.
Найденные изображения кораблей на скульптурных рельефах и фрагментах керамики немногочисленны и в большистве своем очень схематичны и стилизованы.
Литературные источники случайны и хаотичны, и по ним довольно сложно судить о деталях устройства древних судов. Так же нужно учесть, что существуют вполне ясные и точные толкования античных текстов, принадлежащие более поздним авторам, которые мало разбирались в технической стороне вопроса и по-своему интерпретировали древних авторов.

 

Ленормановский рельеф (410 г. до н. э.)- наиболее известное изображение, на котором отчетливо видны три ряда весел, найден в Афинском Акрополе в 1852 г.

Ленормановский рельеф в Афинском Акрополе

 

Изображения кораблей с двумя рядами весел (бирем), с parexeiresia (выносные уключины для весел гребцов верхнего ряда) или без них, часто встречаются на вазах и фрагментах керамики в 8-ом веке до н. э., в конце 8-го века встречаются первые литературные упоминания о триремах.

У Фукидида упоминается коринфянин Аминокл, который в 704 г. до н. э. построил четыре триеры для острова Самос.

«Говорят, коринфяне первые усвоили морское дело ближе всего к теперешнему его образцу, и первые в Элладе триеры сооружены были в Коринфе. По-видимому, и для самиян коринфский кораблестроитель Аминокл сколотил четыре судна; с того времени, как он прибыл к самиянам, до окончания этой войны прошло по меньшей мере триста лет. (имеется в виду Пелопоннесская война 431 - 404 гг. до н. э.)»

 

Хотя эти записи Фукидида и были интерпретированы поздними авторами Плинием и Диодором как указание на то, что триремы были изобретены в Коринфе, скорее всего изобретателями боевых кораблей с тремя рядами весел являются финикийцы. Фрагменты рельефов 8-го века до н. э. из Ниневии, столицы Ассирии изображающие флотилии Тира и Сидона, идентифицируют как изображения двух и трех уровневых боевых кораблей, снабженных таранами. Также Геродот описывает строительство триер финикийцами для египетского царя Неко (610 - 595 гг. до н. э.)

«Итак, Неко не закончил строительства канала и выступил в поход. Он велел построить триеры, как в Северном море, так и в Аравийском заливе для Красного моря. Их верфи можно видеть там еще и поныне. В случае нужды царь всегда пользовался этими кораблями. Неко напал на Сирию и одержал победу при Магдоле.»

 

 

Боевое применение

В бою трирема шла на всех веслах, достигая скорости 8 узлов, в походе использовался один ряд весел, при попутном ветре ставились паруса, передний парус позволял частично использовать и боковой ветер. Скорость в походе большую часть времени достигала 4-5 узлов. Появились в Финикии и с конца 7 в. до н. э. распространились во флотах других средиземноморских государств. В древнегреческом флоте суда называли триерами, в римском флоте - триремами.
Основными отличиями римской триремы от греческой триеры были парус на форштевне, абордажный ворон. В вооружение корабля входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков.
Но главным и важнейшим оружием триремы был таран. За счет отсутствия тяжелых приспособлений на верхней палубе, греческая триера двигалась быстрее, достигая в бою скорости более 12 узлов.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...