Амфибия ВВА-14

Вертикально-взлетающая амфибия
ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия, модификация: экранолёт 14М1П) - экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец), конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения.

Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлета и посадки.

Создан: 4 сентября 1972 года. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлёта была проведена последняя модификация (14М1П) - превратившая аппарат в экранолёт (1976).

 

 

История

На основе своего проекта самолёта-летающее крыло с переменной стреловидности (Т-203 - прототип Ту-144 и французского Конкорда) и исследований по проекту, Р. Л. Бартини, представляет в 1955 году проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55. Было продуто свыше 40 моделей, написано до 40 томов отчётов, исследованы режимы взлёта с воды и возможности длительного его пребывания на плаву.
После различных проектов, развивающих А-55 (это были: А-57 - стратегический бомбардировщик - летающая лодка, Е-57 - гидросамолёт-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы, Р-57(Ф-57) - сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, Р-АЛ (1961) - дальний разведчик с ядерной силовой установкой) Бартини подошёл вплотную к разработке экраноплана.

 

Экспериментальный советский аппарат гидросамолёт

Экспериментальный советский аппарат торпедоносец

 

 

В течение долгих лет Р. Л. Бартини разработал «Теорию межконтинентального транспорта земли» с оценкой транспортной производительности судов, самолётов и вертолётов.
В результате этих исследований он определил, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать как вертолёт (или с использованием воздушной подушки), иметь грузоподъёмность больших судов, а скорость и оборудование - как у самолётов.
Он начал исследования экраноплана с подводными крыльями, после чего создал проект экраноплан СВВП-2500 с взлётной массой 2500 тонн в виде летающего крыла с квадратным центропланом и консолями и силовой установкой из подъёмных и маршевых двигателей.

Предшествующим проектом был проект гидросамолёта МВА-62. Опытно-конструкторские работы в ЦАГИ, и последующее создание МВА-62 показали успешные результаты: амфибия совершала полёт на скоростях, близких к обычному самолёту, и выше, чем судна на воздушной подушке или на подводных крыльях.
Для возможности вертикального взлёта создавался проект амфибии ВВА-14, имевший модификацию 14МП1, являющуюся экранолётом, то есть аппаратом, летающим и в режиме экраноплана и в режиме самолёта.
Из-за возникших сложностей в разработке двигателей для вертикального взлёта, была создана модификация, превращающая самолёт в экраноплан. Аппарат был испытан в акватории Таганрогского залива Азовского моря, в 1976 году.

Параллельно разрабатывались проекты вертикального взлёта и посадки СВВП-2500 со взлётной массой 2 500 т и СВВП корабельного базирования.

Проект испытывал трудности в разработке авионики и системы управления, после смерти Бартини продолжал разрабатываться ещё два года и был испытан в режиме экраноплана.
В конструкции аппарата предусматривался вертикальный взлёт, но работы по созданию подъёмных двигателей РД36-35ПР под руководством П. А. Колесова в Рыбинском КБ моторостроения так и не были завершены. Останки прототипа хранятся в Центральном музее ВВС в Монино.

 

 

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м: 28,50

Длина, м: 25,97

Высота, м: 6,79

Площадь крыла, м²: 217,72

Масса самолёта, кг

пустого: 35 356

максимальная: 52 000

Тип двигателя

маршевые: 2 ДТРД Д-30М

подъёмные: 12 ДТРД РД36-35ПР

Тяга, кгс

маршевые: 2х6 800

подъёмные: 12х4 400

Максимальная скорость, км/ч: 760

Крейсерская скорость, км/ч: 640

Скорость барражирования, км/ч: 360

Практическая дальность, км: 2 450

Практический потолок, м: 10 000

Экипаж, чел.: 3

Вооружение:

2 авиационные торпеды, или 8 авиационных мин ИГМД-500, или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250, с максимальной боевой нагрузкой 4 000 кг.

 

 

Силовая установка

Число двигателей: 12 подъёмных (только на ВВА-14) и 2 маршевых (на экранолёте 14М1П).

Двигатель подъёмный: турбовентиляторный РД-36-35ПР.

Тяга подъёмного двигателя: 43 кН (4400 кгс).

Двигатель маршевый: Д-30М.

Тяга маршевого двигателя: 67 кН (6800 кгс).



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...