Броненосец Император Александр II

Броненосец Император Александр II под парами
«Император Алекса́ндр II» - первый броненосец, построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889-го, а фактически - летом 1891 года.

Полное водоизмещение фактическое 9244 т (по первоначальному проекту 8440 т); длина по грузовой ватерлинии 101,78 м, между перпендикулярами 99,36 м; ширина 20,4 м; осадка носом 7,15 м, кормой 7,85 м, средняя 7,5 м; проектная высота надводного борта в носу 5,46 м, на миделе и в корме 7,5 м; нагрузка на 1 см осадки 16,15 т; метацентрическая высота 1,12 м.

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356 - 203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

 

 

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов, набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы.
К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий).
Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера. Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Таранный форштевень состоял из трёх частей общим весом 18,8 т. Оконечность тарана выделялась от плоскости носового перпендикуляра на 2,2 м и находилась на глубине 2,74 м. Ахтерштевень весил 6,48 т, рулевая рама - 6,28 м, сам руль - 9,2 м. Площадь руля составляла 15,8 м².

По проекту корпус должен был весить 2935 т, из которых на листовую сталь обшивки, палуб и переборок приходилось 1925 т, угловую сталь - 452 т, профильную - 409 т, заклёпки и детали из других металлов - 149 т. Однако при спуске вес корпуса составлял 3183,2 т, то есть имел строительную перегрузку почти 250 т.

 

 

Бронирование

Броневой пояс простирался по всей длине ватерлинии и состоял из сталежелезных плит высотой 2,59 м; по проекту над водой он возвышался на 1,06 м. В средней части пояса надводная часть плит имела толщину 356 мм, а подводная часть к нижней кромке плавно утончалась до 203 мм. К носу и корме надводная часть плит постепенно утончалась до 305, 254 и 203 мм.
Плиты устанавливались на шельф, образованный верхней частью шпангоутов и стрингером, и имели тиковую подкладку толщиной 254 мм. Крепление осуществлялось болтами, проходившими через борт и подкладку и вкручивающихся в сами бронеплиты. Общий вес брони пояса составил 1038,6 т, подкладки - 128,2 т, болтов - более 100 т.

Поверх пояса находилась броневая палуба (она же жилая палуба), состоявшая из двух слоёв железных листов. Нижние листы имели толщину 19 мм, а верхние - 44,5 мм, что в сумме давало толщину бронепалубы 63,5 мм. Люки бронепалубы закрывались железными бронекрышками толщиной 63,5 мм, а по периметру этих люков были сооружены броневые комингсы толщиной 50,8 мм.

Барбет установки главного калибра защищался 254-мм плитами общей высотой 6 м и массой 301,2 т. Поверх барбета находился «башенный купол» толщиной 63,5 мм и весом 39,5 т, защищавший орудия и прислугу от осколков и мелких снарядов.

Казематы 229-мм орудий с носа и кормы защищались 152-мм траверсными переборками, а со стороны борта — 76-мм бронеплитами (общий вес защиты 125 т). 152-мм и 47-мм орудия, стоявшие на батарейной палубе, были лишены защиты, не считая усиленной бортовой обшивки толщиной 50,8 мм.

Боевая рубка общим весом 62,1 т имела стенки толщиной 203 мм и крышу из 63,5-мм листов.

Суммарная масса броневой защиты «Александра II» составляла 2474 т.

 

 

Артиллерийское вооружение

Главный калибр был представлен двумя 305-мм орудиями Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров и массой 51,43 т, установленных в барбетной установке в носовой части корабля. Сама установка, изготовленная Санкт-Петербургским Металлическим заводом, без брони и орудий весила 160 т.
Наведение и заряжание пушек обеспечивалось гидравлическими механизмами, а при выходе их из строя можно было осуществлять все необходимые операции вручную. Углы вертикального наведения составляли от −2° до +15°, горизонтальное осуществлялось в секторе 220°. Скорость горизонтального наведения достигала 120° в минуту.

 

Барбетная установка ГК броненосца на Санкт-Петербургском Металлическом заводе

Барбетная установка броненосца

 

Выстрелы подавались из погреба на двух лотках, на каждом из которых подавались снаряд и два полузаряда. Заряжание производилось при любом угле горизонтального наведения. Боезапас составлял 60 выстрелов на каждый ствол (всего 72 фугасных снарядов обыкновенного чугуна, 36 бронебойных закалённого чугуна и 12 картечных).

Средний калибр был представлен четырьмя 229-мм и восемью 152-мм орудиями.

229-мм орудие имело максимальный угол снижения 3°, возвышения - 15°. Общий боезапас включал 360 выстрелов: 244 фугасных, 100 бронебойных и 16 картечных.

152-мм орудие имело такие же углы вертикального наведения. Общий боекомплект включал 1280 выстрелов, в том числе 880 фугасных, 336 бронебойных и 64 картечных.

229-мм и 152-мм пушки устанавливались на батарейной палубе на станках системы Дуброва, причём первые имели броневую защиту, располагаясь в индивидуальных казематах, а вторые прикрывались только усиленной бортовой обшивкой. Устройство станков позволяло крепить шестидюймовки «по-походному», полностью закрывая орудийные порты ставнями.

Противоминная артиллерия состояла из 47-мм и 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, причём каждая из них имела по пять стволов. Восемь 47-мм установок располагались по бортам на батарейной палубе и в походном положении полностью закрывались ставнями, ещё две - в корме на специальных спонсонах. Углы вертикального наведения для них составляли от −18° до +19°, суммарный боекомплект - 16 400 снарядов.

Восемь 37-мм пушек стояли на боевых марсах. Предполагалось, что они навесным огнём смогут поражать машины и котлы неприятельских миноносцев. Углы вертикального наведения от −35° до +12°, суммарный боекомплект - 12 960 снарядов.

Помимо перечисленного собственно корабельного вооружения, броненосец имел две 63,5-мм десантные пушки системы Барановского.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

 

 

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов. Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня: предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости.
Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень. Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда.
На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

На паровых катерах имелись два метательных аппарата, стрелявшие несамоходными минами, а также два аппарата для пуска самоходных торпед калибра 356 мм. Эти торпеды имели вес 136 кг, заряд взрывчатого вещества 8 кг и при скорости 6,7 уз имели дальность хода до 700 м.

Хранящийся на корабле торпедный боезапас включал 14 самоходных и шесть метательных мин. Кроме того, броненосец располагал 36 сфероконическими минами заграждения, устанавливающимися с плотиков (двух катеров с установленной на них платформой).

Для защиты от торпед в 1892 г. на «Александре II» установили противоторпедные сети Буливанта, для постановки которых предназначались 18 бортовых шестов длиной 8,1 м, а также носовой и кормовой шесты длиной соответственно 5 и 6,6 м. Общий вес сетевого заграждения достигал 20 т.

 

 

Энергетическая установка

Две главные паровые машины двойного расширения имели по три цилиндра и вращали каждая свой винт системы Гриффитса диаметром 5,8 м и шагом 7 м, крепившиеся к ступицам длиной 0,92 м.
Машины были построены Балтийским заводом. По проекту они должны были иметь суммарную мощность 8500 л.с., однако на ходовых испытаниях 18 сентября 1890 г. смогли развить только 8289 л.с. Тем не менее, скорость превысила проектную и составила 15,27 уз.

Пар вырабатывали 12 огнетрубных цилиндрических котлов производства Балтийского завода. Каждый котёл имел четыре топки. Рабочее давление пара - 6,3 атм, максимальное - 11,6 атм.

При полном запасе угля 1000 т броненосец мог пройти 8-узловым ходом 4440 миль, при этом машины должны были давать 42 оборота в минуту. 15-узловым ходом корабль мог пройти 1770 миль.

Помимо главных механизмов, на «Александре II» было много вспомогательных машин малой мощности, предназначенных для привода пожарных и водоотливных насосов, спуска и подъёма шлюпок и т. д.

 

 

Электрооборудование

Электроэнергию вырабатывали шесть динамо-машины Грамма напряжением 60 В. Две из них предназначались для питания боевого освещения и обеспечивали силу тока до 120 А каждая, а оставшиеся четыре - для палубного освещения, выдавая ток до 20 А каждая.

Боевое освещение корабля состояло из двух 90-см и двух 30-см прожекторов системы Манжена. Первые стояли на специальных площадках мачт и предназначались для обнаружения вражеских миноносцев в ночных условиях.
Вторые были переносными и служили главным образом для сигнализации; кроме того, их можно было устанавливать на катерах.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

На броненосце имелась также система электрической индикации положения пера руля фирмы «Сименс и Гальске», электрические артиллерийские указатели и система звонковой сигнализации. Рангоут, шлюпки, якорная система

Корабль имел две мачты высотой по 25 м и диаметром 1,22 м. Каждая мачта имела стеньгу длиной 12,2 м и диаметром 53,3 см и по два деревянных рея. Грот- и фок-реи имели длину 23,7 м и диаметр 45,7 м, а грот- и фор-марса-реи — 13,1 м и 22,9 см. Стоячий такелаж состоял из стальных тросов, бегучий - из пеньковых.

На броненосце имелось четыре паровых катера и девять гребных шлюпок. Наиболее крупными были два стальных катера длиной по 15,5 м, оснащённых машинами мощностью 60 л.с.
Два других катера имели длину 10,4 м и изготавливались из дерева, их машины имели мощность 30 л.с. Скорость катеров обоих типов составляла 5 - 6 уз, а изготавливались они в Або на заводе Крейтона.

Гребные суда были представлены двумя 20-вёсельными баркасами (длина 11,6 м), одним 16-вёсельным рабочим катером (11,6 м), двумя 14-вёсельными катерами (10,4 м), двумя 6-вёсельными спасательными вельботами (8,5 м) и двумя 6-вёсельными спасательными ялами (6 м).

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов, устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску.
Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа. Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...