Броненосец Князь Потёмкин-Таврический

Броненосец Князь Потёмкин-Таврический под парами
«Князь Потёмкин-Таврический» - назван в честь Г. А. Потёмкина. Улучшенной версией были броненосцы типа «Евстафий». Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве.

Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством, осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Строился по прототипу эскадренного броненосца «Три святителя», переработанному проекту броненосцев типа «Пересвет», схема бронирования подобна английскому броненосцу «Маджестик».

На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем - из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения.
Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твёрдое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

 

 

Корпус

Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн.
Длина корпуса - 115,3 м, ширина - 22,2 м, осадка 8,4 м.

 

 

Силовая установка

Энергетическая установка - три группы паровых котлов (две из них - 14 котлов работали на жидком топливе и одна - из 8 котлов - на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с.
Скорость полного хода корабля - 16,7 узла.
Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин.
Полный запас топлива - 950 тонн, усиленный - 1100 тонн (на уголь приходилось 340 тонн).
Дальность плавания экономическим 10 узловым ходом - 3600 миль.
Корабельные запасы воды - 14 суток, запасы провизии - 60 суток.

 

 

Вооружение

Главный калибр - четыре 305-мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленных в двух башнях. Масса одного орудия - 43 тонны, скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 кг. Угол вертикальной наводки был сделан больше, чем на балтийских броненосцах: —5°…+35°. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда.
Средний калибр - шестнадцать 152-мм орудий длиной ствола 45 калибров, массой 5 тонн.
Скорострельность - 4 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с.

 

 

Восстание на броненосце

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

 

 

Дальнейшая служба

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру "Очаков".
Так как броненосец был разоружен, активного участия в восстании он не принимал. В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года – в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года - белогвардейцами.
После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...