Броненосец Наварин

Броненосец Наварин под парами
«Навари́н» - первый «нормальный» русский броненосец, имевший классическое вооружение из четырёх тяжёлых (305-мм) орудий главного калибра в двух башнях в носу и корме и батареи пушек среднего (152 мм) калибра в центральной части.

Он стал четвёртым броненосцем на Балтийском флоте из построенных по принятой в 1881 г.

«Двадцатилетней программе», и первым, в проект которого с самого начала закладывалась возможность дальних океанских походов, в том числе и на Дальний Восток.
При его создании учитывался как российский опыт (заканчивающийся постройкой броненосца «Император Александр II»), так и европейский - прототипами служили новейшие на то время английские броненосцы типа «Трафальгар».

Фактически постройка начата 1 июля 1889 г., официально заложен 21 мая 1890 г., спущен на воду 8 октября 1891 г. Реально вступил в строй к лету 1896 г.

Водоизмещение фактическое на испытаниях 10 107 т (проектное 9476 т); длина между перпендикулярами 105,9 м (по другим данным 103,02), ширина наибольшая 20,4 м, углубление по проекту 7,62 м; коэффициент полноты водоизмещения 0,58.

Мощность машин фактическая 9194 л.с. при искусственной тяге (проектная 9000 л.с. при естественной тяге); нормальный запас угля 700 т.

Скорость на испытаниях средняя 15,85 уз, максимальная 16,3 уз.

Вооружение: четыре 305/35-мм орудий в двух башнях (80 снарядов на ствол), восемь 152/35-мм орудий в казематах (125 снарядов на ствол), четырнадцать (по другим данным, восемнадцать) 47-мм и двенадцать 37-мм одноствольных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского; шесть надводных 381-мм торпедных аппаратов.
В феврале 1896 г. четыре 37-мм пушки были сняты, а шесть 47-мм - добавлены.
В 1904 году две 47-мм пушки переместили на крыши башен, ещё две вообще сняли, а вместо них поставили четыре 75-мм орудия Канэ.

Бронирование (сталежелезная броня): пояс по ватерлинии 406 - 305 мм, нижний каземат (верхний пояс) 305 мм, верхний каземат (батарея) 127 или 127 - 152 мм, траверзы 406 - 127 мм, башни (сталеникелевая броня) 305 мм, рубка 254 мм, палуба 51 - 76 мм.

 

 

Корпус

Корпус корабля набирался из 93 шпангоутов (шпация 1,2 м) и имел с каждого борта шесть стрингеров, один из которых служил одновременно шельфом под броню. Между 20-м и 76-м шпангоутами было предусмотрено двойное дно, между 31-м и 65-м помещались две продольные переборки. Они, а также девять поперечных переборок делили корпус на множество водонепроницаемых отсеков.
Для уменьшения качки были установлены два боковых киля длиной каждый около 60 м. Вес корпуса по проекту составлял 3648 т.

 

 

Бронирование

Пояс по ватерлинии длиной 69,5 м имел с каждого борта по 19 сталежелезных плит высотой 2,2 м и длиной от 3 до 4 м (по данным С. В. Сулиги, пояс имел длину 67 и высоту 2,13 м).
Плиты в центральной части имели толщину 406 мм, ближе к оконечностям - 356 и 305 мм. В оконечностях пояс замыкался траверзами толщиной 305 мм (шесть плит в носовом и семь - в кормовом).

Выше пояса по ватерлинии шёл нижний каземат или верхний пояс, имевший длину 49,3 м (по данным С. В. Сулиги - 45,7 м) и состоявший применительно к одному борту из десяти сталежелезных плит высотой 2,4 м, длиной от 3,3 до 4,2 м и толщиной 305 мм.
Этот пояс также замыкался траверзами (15 плит в носу и 14 в корме) толщиной 152 мм (по данным М. А. Богданова и А. А. Гармашева, носовой траверз имел толщину 305 мм, а кормовой - 254 мм).

Ещё выше, на верхней палубе, располагался верхний каземат, защищавший по всему периметру батарею 152-мм орудий и состоявший из 127-мм сталежелезных плит (по данным С. В. Сулиги, со стороны бортов толщина плит составляла 152 мм).
На каждый борт приходилось по семь плит, а на нос и корму - по пять. Между собой орудия разделялись противоосколочными переборками толщиной 25,4 мм.

Карапасная броневая палуба защищала корабль вне пояса по ватерлинии. Она начиналась от траверзов и шла до штевней. Толщина её горизонтальной части составляла 50,8 мм, скосов - 76 мм. Сталежелезные листы (числом 42) бронепалубы укладывались в два слоя и имели общий вес 225 т. С. В. Сулига указывает также наличие плоской палубы толщиной 63,5 мм над нижним поясом и палубы в 50,8 мм над верхним поясом.

Каждая башня защищалась двенадцатью 305-мм сталеникелевыми плитами и слегка выпуклой 50,8-мм крышей.

Боевая рубка состояла из четырёх изгонутых 254-мм сталежелезных листов (по В. В. Арбузову, эти плиты имели толщину 203 мм, что представляется маловероятным, учитывая толщину бронирования башен и пояса) и одного 152-мм, защищавшего узкий вход. Грибовидная крыша имела толщину 50,8 мм.

Всего в вертикальную защиту входило 138 сталежелезных и 24 сталеникелевых плиты, уложенных на деревянной подкладке из лиственницы (её толщина примерно соответствовала толщине самих плит) и закреплённых с помощью 736 болтов. По проекту общий вес бронирования составлял 2807 т (29,3 % от водоизмещения).

Всю броню, кроме четырёх башенных плит с амбразурами, изготовил Ижорский завод. Указанные четыре плиты были заказаны во Франции заводу Сен-Шамона.

 

 

Артиллерийское вооружение

Главный калибр состоял из четырёх 305-мм 35-калиберных орудий производства Обуховского завода, установленных в двух башнях внешним диаметром 7,71 м и высотой от нижнего основания погона до крыши 5,49 м.
Зазор между вращающейся частью башен и палубой для защиты от брызг закрывался резиновым мамеринцем. Общая масса башни 169 041 кг.

Вращение башен и наведение орудий в вертикальной плоскости, а также другие операции выполнялись с помощью гидравлики. Углы вертикального наведения составляли от −5° до +15°, горизонтального для носовой башни - 243°, кормовой - 214°. Скорость горизонтального наведения носовой башни достигала 4,6 градусов в секунду, кормовой - 3,5. Скорострельность теоретически достигала одного выстрела за 2 мин 22 с.

Перед уходом в 1896 году в дальнее плавание корабль имел 298 снарядов главного калибра и 450 зарядов.

Средний калибр был представлен восемью 152-мм 35-калиберными орудиями производства Обуховского завода, установленными в каземате. Они устанавливались на бортовых станках Вавассера - Дуброва. В походном положении орудия полностью убирались внутрь батареи, а орудийные порты шириной 1,1 м наглухо задраивались.

При уходе на Средиземное море на броненосце было 1270 снарядов и 1112 заряда.

Противоминная артиллерия включала четырнадцать (по другим данным, восемнадцать) 47-мм и двенадцать 37-мм одноствольных пушек Гочкиса. Восемь 47-мм орудий стояли за высоким фальшбортом на верхней палубе, ещё шесть - на мостиках. Все 37-мм пушки размещались на марсе. Боекомплект к ним включал примерно 26 тысяч патронов.

В феврале 1896 г. четыре 37-мм пушки были сняты, зато добавились шесть 47-мм орудий. В 1904 г. при подготовке к уходу на Дальний Восток в составе 2-й эскадры Тихого океана два 47-мм орудия были перенесены на крыши башен, а ещё два вообще сняты. Вместо них установили четыре 75-мм скорострельных орудия Канэ.

По традиции артиллерийское вооружение дополнялось двумя 63,5-мм десантными орудиями Барановского.

 

 

Минное вооружение

На броненосце имелось шесть 381-мм надводных торпедных аппаратов. Носовой подвижный аппарат, проходящий через форштевень и отстоящий от воды на 2,43 м, мог наводиться в пределах 10°.
Четыре бортовых аппарата возвышались над водой на 1,82 м и защищались 305-мм бронёй верхнего пояса. Кормовой торпедный аппарат, установленный в ахтерштевне, был неподвижным.
Боезапас состоял из двенадцати 19-футовых самодвижущихся мин Уайтхеда образца 1889 года.

Для вооружения паровых катеров были предусмотрены три съёмных аппарата для метательных мин. Кроме того, катера можно было вооружать шестовыми минами.

 

 

Силовая установка

На «Наварине» стояли две трёхцилиндровые паровые машины тройного расширения. Диаметры цилиндров высокого, среднего и низкого давления составляли соответственно 1030, 1500 и 2190 мм, ход поршней - 1067 мм.
При движении экономическим ходом имелась возможность отключить один из цилиндров, что снижало расход угля. Машины были рассчитаны на рабочее давление пара 9,4 атм. и максимальную частоту вращения 100 об/мин. Обе машины весили 354 т.

Пар вырабатывался в двенадцати цилиндрических трёхтопочных огнетрубных котлах диаметром 4,8 м и длиной 2,1 м, установленных в четырёх котельных отделениях (два носовых и два кормовых правого и левого борта). У каждого отделения была своя дымовая труба, что придавало «Наварину» весьма необычный для боевого корабля вид.
Максимальное давление пара в котлах могло достигать 14,6 атм. Стенки котлов изготовлялись из стали толщиной от 15 до 28,5 мм и покрывались специальным теплоизоляционным составом, а поверх его обшивались кожухом из «гальванизированного» (оцинкованного) железа толщиной 1,58 мм.
Суммарная площадь колосниковых решёток составляла 82,3 м², а нагревательная поверхность - 216 м². Вес котельной установки с фундаментами составлял 415 т, вес воды в котлах - 205 т.

Гребные винты диаметром 5334 мм были изготовлены из фосфористой бронзы и имели по четыре лопасти. Шаг лопастей мог меняться в доке в пределах от 5,18 до 5,49 м.

Общая масса главной энергетической установки с водой, валами, трубопроводами и приспособлениями была равна 1222 т (7,75 % от водоизмещения).

При движении полным ходом на каждую милю сжигалось 418 кг угля, при 10-уз экономическим - около 260 кг. На якорной стоянке для обеспечения повседневных нужд расходовалось около 4 т угля в сутки.

 

 

Электрооборудование

Электроэнергию вырабатывали четыре динамо-машины, установленные на жилой палубе.

Для освещения палуб и внутренних помещений имелись 580 лампочек мощностью по 70 Вт, объединённых в четыре главные электроцепи (боевую, ходовую, постоянную и вечернюю).
На надстройках стояло 72 лампы, в помещениях батарейной палубы - 21, жилой - 170, платформы - 98, в трюме - 157.
В каждой башне имелось девять лампочек и 14 переносных «бомбовых» фонарей. Артиллерийские погреба освещались специальными переносными крюйт-камерными фонарями (всего 29 штук).

На корабле имелись три 75-см прожектора системы Манжена. Один из них был установлен на марсе грот-мачты на высоте 23,8 м и мог разворачиваться в любую сторону. Два других стояли по бортам за мостиком, причём прожектор правого борта находился над водой в 6,4 м, а левого - в 10,3 м.

На броненосце были установлены также сигнальные фонари Табулевича, электрические указатели положения пера руля системы Колокольцева, телефоны Колбасьева, две лебёдки для подъёма мусора из трюма, 26 звонков громкого боя.

 

 

Судовые устройства и системы

Водоотливная система была подобна используемой на броненосцах типа «Екатерина II».

Рулевое устройство имело паровой привод, отклонявший перо руля на угол до 30° на борт, причём для полного отклонения из нейтрального положения требовалось 30 с. При максимальном отклонении руля и движении полным ходом разворот броненосца на 360° выполнялся за 5 мин 50 с.

Навигационное оборудование включало шесть компасов, установленных в штурманской рубке и на ней (2 шт.), в боевой рубке, у штурвала на верхней палубе и в румпельном отделении.
Главный компас находился на ходовом мостике между 56 и 57 шпангоутами на специальной площадке, возвышающейся на 1,2 м над шлюпками. Чтобы минимизировать воздействие на него со стороны металлических частей корабля, вращающиеся раструбы вентиляторов в этом районе были выполнены из меди.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...