Броненосец Петропавловск

Броненосец Петропавловск  на Кронштадтском рейде
«Петропавловск» - броненосец Российского императорского флота типа «Полтава» времён русско-японской войны. «Петропавловск» являлся флагманом 1-й Тихоокеанской эскадры и участвовал в боях с японским флотом.

31 марта 1904 года броненосец подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул. Потеря корабля и гибель находившегося на нём вице-адмирала С. О. Макарова стали трагедией для русского флота.

Водоизмещение нормальное по проекту 10 960 дл.т, реальное 11 500 т.

Размерения: длина между перпендикулярами 108,7 м, по ватерлинии 112,5 м, наибольшая 114,3 м; ширина 21,34 м; осадка носом 7,6 м, кормой 7,9 м, в полном грузу фактическая до 8,6 м.

Бронирование (сталеникелевая броня: главный пояс 406 - 305 мм (у нижней кромки 203 - 152 мм; возможно, центральная часть пояса из гарвеевской брони), верхний пояс 127 мм, бронепалуба 51 - 76 мм, башни и барбеты главного калибра 254 мм, башни и барбеты среднего калибра 127 мм, рубка 229 мм.

Вооружение: четыре 305-мм/40-кал орудия в двух башнях (по 58 выстрелов на ствол), двенадцать 152-мм/45-кал пушек Канэ (четыре спаренные башенные установки и четыре орудия в батарее; по 200 выстрелов на ствол); десять 47-мм и 28 37-мм пушек Гочкиса; два десантных 63,5-мм орудия Барановского; два 457-мм и четыре 381-мм торпедных аппарата; 50 сфероконических мин.

Мощность машин фактическая без форсировки 11 213 инд.л.с., максимальная скорость 16,86 уз, средняя скорость на испытаниях 16,38 уз. Запас угля нормальный 700 или 900 т, полный 1050, 1200 или 1500 т (данные разнятся); дальность плавания 10-уз ходом при запасе 900 т - 2800 миль, 1200 т - 3750 миль, 15-уз ходом при полном запасе - 1750 миль.

Экипаж: 21 - 27 офицеров и 605 - 625 нижних чинов.

 

 

Корпус

«Петропавловск», также как и остальные броненосцы этой серии, имел своеобразную форму надводной части корпуса: борта над главной палубой были сильно завалены внутрь (такая форма позволяла сэкономить «верхний» вес корпуса и была характерна для французских кораблей; в российском флоте её имел броненосный крейсер «Адмирал Нахимов».
Корпус с прямым форштевнем и скруглённой кормой имел три полных палубы: ниж­нюю, главную (батарейную) и верхнюю; высота орудий главного калибра над водой при этом составляла 7,9 м. Таран выда­вался от форштевня на 2 м и подкреп­лялся броневой палубой изнутри и шпироном снаружи. Боковые кили проходили примерно от центра носо­вой башни до центра кормовой.
Длина корабля по ватерлинии - 112,5 м, ширина на миделе - 21,3 м, осадка в полном грузу - 8,6 м. Корабль имел три мачты: традиционные фок- и грот-мачту и вентиляционную мачту между дымовыми трубами. Последняя была ниже труб, что являлось главным внешним отличием «Петропавловска» от других кораблей серии.

 

 

Бронирование

Главные отличия кораблей типа «Полтава» заключались в бронировании, причём абсолютно достоверной информации по этому поводу в открытой печати не появлялось.
Дело в том, что эти броненосцы строились во время быстрого прогресса металлургии, когда буквально за несколько лет сталежелезная броня была заменена на стальную (в частности, на получившую широкое распространение сталеникелевую), чуть позже - на сталь, закалённую по способу Гарвея, а ещё спустя немного времени - по способу Круппа. Эти достижения постарались учесть и на строившихся русских кораблях, но удалось это в разной степени.

«Петропавловск» имел достаточно типичную для броненосцев того периода схему бронирования, основой которой являлся главный броневой пояс по ватерлинии длиной 73,15 м (65 % длины корпуса) и высотой 2,29 м (из которых при нормальной осадке 1,39 м находилось под водой). Главный броневой пояс защищал машины, котлы и основания орудийных башен.
В центральной части на протяжении 46,2 м (между 32 и 70 шпангоутами) его толщина составляла 406 мм, а далее в нос и корму (к 20 и 80 шпангоутам), в районе башен главного калибра, толщина броневых плит уменьшалась до 305 мм.
К нижней кромке плит их толщина снижалась вдвое, до 203 мм в центральной части и до 152 мм ближе к оконечностям. С носа пояс закрывался броневым траверзом толщиной 229 мм, с кормы - толщиной 203 мм.

Над главным броневым поясом находился верхний броневой пояс длиной около 50 м, высотой 2,29 м и толщиной 127 мм, упиравшийся в барбеты башен главного калибра.

Сверху главный пояс закрывался плоской броневой палубой толщиной 51 мм, за пределами броневого пояса бронепалуба становилась сводчатой (карапасной) толщиной 63,5 мм в плоской части и 76 мм на скосах.

Башни и барбеты главного калибра были защищены бронёй толщиной 254 мм, крыша башен имела толщину 51 мм. Башни и барбеты среднего калибра имели толщину брони 127 мм, крыши - 25 мм.

Четыре расположенных в батарее 152-мм орудия никакой защиты, кроме бортовой обшивки, не имели. Однако с началом русско-японской войны весь борт между башнями среднего калибра между главной и верхней палубами был защищён полудюймовыми листами железа суммарной толщиной 76 мм.

Боевая рубка была защищена 229 мм бронёй.

Качество брони отличалось на разных участках. Большая часть вертикального бронирования была выполнена из сталеникелевой брони, изготовленной на Ижорском заводе.
Броневая палуба была изготовлена из мягкой никелевой стали. На центральную часть пояса толщиной 406 мм пошла специально закупленная в США на заводе фирмы «Бетлехем айрон компани» гарвеевская броня (всего приобретено 605 тонн по 485,55 рублей за тонну). Правда, с последней не всё ясно.
Дело в том, что 1 июля 1895 года на Охтинском полигоне проводили испытания 406-мм бронеплиты из партии, предназначенной для «Петропавловска», но эта плита была сталеникелевой, а не закалённой по способу Гарвея.
Она была пробита третьим выстрелом из 229-мм орудия с длиной ствола 30 калибров (скорость снаряда при ударе 531 м/с, его вес - 179 кг).
Расчёты показали, что испытанная бронеплита по сопротивляемости эквивалентна 546-мм железной броне. В то же время 368-мм плита для «Севастополя», которая действительно была гарвеевской, пробита на испытаниях так и не была, и её сопротивляемость оценили в 635 мм железа.
Таким образом, остаётся неясным, был ли центральный участок пояса «Петропавловска» выполнен из гарвеевской брони и если был, то какая именно его часть.

Конструктивной противоторпедной и противоминной защиты, за исключением расположенных у бортов угольных бункеров и двойного дна, броненосец не имел.

 

 

Артиллерийское вооружение

Согласно первоначальному проекту, вооружение корабля должны были составлять четыре 305-мм 35-калиберных орудия и восемь 203-мм 35-калиберных.
В 1893 году было принято решение о замене артиллерии на орудия новых систем - 305-мм 40-калиберные и 152-мм 45-калиберные, причём последних предполагалось установить 12, поскольку они более чем вдвое были легче, чем ранее планировавшиеся восьмидюймовки.
Новые пушки имели большую начальную скорость и скорострельность, но промышленность, как обычно, не смогла наладить их производство в достаточном количестве и в нужное время, что задержало ввод кораблей в строй.

Артиллерия главного калибра «Петропавловска» была представлена четырьмя 305-мм 40-калиберными орудиями, располагавшимися попарно в носовой и кормовой башнях. Башенные установки имели сектор обстрела по горизонтали 270°, максимальный угол возвышения орудий составлял 15°.
Поворот башен и вертикальная наводка орудий осуществлялись с помощью гидравлических приводов, подача боеприпасов - с помощью электрических приводов.
Заряжание орудий производилось при фиксированном угле возвышения, но при любом угле поворота башни. Реальная скорострельность орудий составляла один выстрел в 2-2,5 минуты.
Орудия и башни главного калибра были изготовлены Обуховским заводом. Боекомплект орудий, состоявший из 58 выстрелов на ствол, размещался вокруг оснований башен.

Артиллерия среднего калибра состояла из двенадцати 152-мм 45-калиберных пушек Канэ, из которых восемь орудий располагались в четырёх бортовых двухорудийных башнях, а ещё четыре - в батарее между этими башнями. Размещение средней артиллерии в башнях было применено на русских кораблях впервые. Углы обстрела носовых башен составляли 0-130°, кормовых - 45-180°, орудий в батарее - 100° (по 50° от траверза).

Максимальный угол возвышения орудий составлял 15-18°, снижения - 5°. Приводы поворота башен и подачи боеприпасов - электрические, вертикального наведения - ручные.
Теоретически скорострельность орудий составляла до 5 выстр./мин, на практике же у башенных орудий находилась в районе одного выстрела в минуту.
Боекомплект орудий составлял 200 снарядов на ствол и размещался в погребах непосредственно под башнями, а также в специальных погребах в носовой и кормовой частях корабля вблизи оснований башен главного калибра.

Противоминная артиллерия состояла из десяти 47-мм и двадцати восьми 37-мм пушек Гочкиса. Противоминные орудия были разбросаны по всему кораблю. Они размещались по бокам носовой трубы, у грот-мачты, на корме, на боевом марсе и т. п.

Для вооружения десанта корабль имел две 63,5-мм пушки Барановского, которые могли устанавливаться как на тумбовые, так и на колёсные лафеты.

 

 

Минное вооружение

Минное вооружение броненосца включало в себя шесть торпедных аппаратов - четыре 381-мм надводных и два 457-мм подводных. Из надводных аппаратов два неподвижных были размещены в оконечностях, ещё два - в подвижных установках за бронёй верхнего пояса (углы наведения 35° в нос и 45° в корму).
Подводные аппараты были установлены в специальном отсеке перед носовой башней, с наклоном назад от траверза в 10°.

В специальном погребе под отделением торпедных аппаратов хранилось 50 сфероконических мин заграждения, которые предполагалось устанавливать с катеров и шлюпок.

 

 

Энергетическая установка

Корабль имел две вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощностью 10 600 л.с. (на испытаниях удалось достичь мощности 11 213 л.с.). Машины для корабля были заказаны в Англии (фирма «Хоторн Лесли») за 1 130 500 рублей.

Пар для машин вырабатывали 14 цилиндрических котлов, дым отводился в две дымовые трубы. Вторая труба в плане была эллиптической: в неё выходили дымоходы шести котлов, а в первую - восьми.

Машины вращали два четырёхлопастных винта диаметром 4,5 м.

Запас угля составлял 700/1050 тонн (нормальный/полный), что должно было обеспечивать дальность плавания в 4500 миль 10-узловым ходом. В реальности дальность плавания при полном запасе угля составляла 3750 миль при 1200 т угля.

 

 

Оборудование

Электроэнергию на корабле вырабатывали пять парогенераторов, четыре на 640 А и один на 320 А.

Броненосец имел шесть прожекторов диаметром 75 см и углами действия от 180 до 220 градусов, располагавшихся попарно на площадках фок-мачты, грот-мачты и вентиляционной мачты между трубами.

В 1902 году, уже на Дальнем Востоке, на корабле установили радиостанцию с дальностью действия до 70 миль.

Набор малых судов был стандартным для корабля 1 ранга: два паровых минных катера (на кильблоках верхней палубы между башнями 152-мм орудий), два 20-вёсельных баркаса, два 16-вёсельных катера (все на спардеке), два 14-вёсельных катера, два вельбота и два яла (в рейдовом положении эти шлюпки висели на шлюпбалках, а в походном устанавливались вторым ярусом на спардеке). Для спуска и подъёма катеров и баркасов использовались четыре грузовых стрелы (по две на грот-мачте и вентиляционной мачте между трубами).

Якорное устройство включало классические адмиралтейские якоря весом около 6,5 т каждый и два вспомогательных якоря Мартина.

 

 

Экипаж

Численность экипажа «Петропавлавска» как флагманского корабля насчитывала до 750 человек. Экипаж самого корабля без прикомандированного штаба составлял до 21-27 офицеров и 605 - 625 прочих чинов.

 

 

Окраска

После достройки корабль имел чёрный корпус, белые над­стройки и палевые дымовые трубы. В дальнейшем окраска неоднократно менялась (так, при переходе на Дальний Восток корабль, за исключением жёлтых дымовых труб, был полностью выкрашен в белый цвет). К началу боевых действий все корабли Порт-Артурской эска­дры стали зеленовато-оливковыми.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...