Броненосец Ильмаринен

Броненосец Ильмаринен в море
«Ильмаринен» - один из последних представителей этого класса кораблей в мире и один из первых военных кораблей, оснащённых дизельной силовой установкой. Второй в серии из двух кораблей, однотипен броненосцу «Вяйнямёйнен».

Назван в честь героя карело-финского эпоса Калевала Ильмаринена, кузнеца, брата Вяйнямёйнена.

Спроектированы немецко-голландской фирмой «М. В. Инженерсконтор Вор Схепсбаув» (IvS). Строились заводом «Крейтон-Вулкан» в Або (стапельные номера 705 и 706). Артиллерия главного калибра и универсальная артиллерия изготавливалась в Швеции («Бофорс»).
Орудия главного калибра имели дальность стрельбы около 160 кабельтовых при угле возвышения 50° и скорострельность 3 выстрела в минуту. Силовая установка (четыре дизель-генератора и два гребных электромотора) и многое другое оборудование были поставлены из Германии.

 

 

Служба

В конце 1930-х гг. в военно-морском флоте Финляндии «Ильмаринен» являлся флагманом флотилии броненосцев, в которую, помимо него, входил броненосец «Вяйнямёйнен».

 

 

Война 1939 - 1940 гг.

30 ноября 1939 г., в первый же день советско-финской войны, «Ильмаринен» и «Вяйнямёйнен» были атакованы на рейде Ханко звеном советских бомбардировщиков ДБ-3. Хотя несколько бомб упали в непосредственной близости, финские броненосцы не получили повреждений.

 

Башенная установка спаренных 105-мм орудий броненосца «Ильмаринен»

Башенная установка орудий Ильмаринен

 

До замерзания моря броненосцы действовали между базой флота в Турку и Аландскими островами, курсируя в шхерах в готовности отразить советский десант.
Постоянные перемещения помогли броненосцам избежать атак охотившихся на них советских бомбардировщиков, которые не находили замеченные воздушной разведкой корабли на прежних местах. В дальнейшем «Ильмаринен» и «Вяйнямёйнен» встали на постоянное базирование в Турку для усиления ПВО города

В Турку броненосцы подвергались советским воздушным атакам 26 февраля, 29 февраля и 2 марта 1940 г. В налетах участвовало до 28 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ, которые сбросили более 130 бомб крупного калибра, но не добились попаданий, т.к. из-за высокой плотности зенитного огня проводили бомбометания неприцельно, с большой высоты. Три советских самолета при этом были сбиты.

 

 

Участие в боевых действиях в 1941 г.

С вступлением Финляндии в войну с СССР на стороне Германии флотилия броненосцев обеспечивала операцию по переброске финских войск на демилитаризованные ранее Аландские острова. Затем «Ильмаринен» и «Вяйнямёйнен» были привлечены к действиям против советской базы в Ханко.
4, 12, 16 июля и 2 сентября 1941 г. финские броненосцы, находясь вне сферы действия советских береговых батарей, обстреливали из 10-дюймовых орудий город и порт Ханко, железнодорожную 305-мм артиллерийскую батарею и военный аэродром, причинив серьезные разрушения и вызвав пожары.
Вылеты для ударов по броненосцам советских бомбардировщиков с баз в Эстонии оказывались неудачными, т.к. не удавалось найти цель. Только 19 июля два специально перебазировавшихся в Ханко бомбардировщика СБ смогли атаковать в шхерах «Ильмаринен» и «Вяйнямёйнен», но не добились попаданий.

 

 

Гибель «Ильмаринена»

13 сентября 1941 из Турку вышло соединение финского флота в составе броненосцев «Ильмаринен» (флагман), «Вяйненмяйнен», немецкого минного заградителя «Брумер», двух вооруженных ледоколов, транспорта, двух буксиров и 9 сторожевых катеров. Соединение выполняло операцию «Нордвин» в рамках большой операции немецких войск по захвату Моонзундских островов.
Финны должны были провести демонстрацию у западного побережья о. Хийумаа, отвлекая тем самым силы советских войск от места основной высадки со стороны материка.

В 20:30, вскоре после выхода из района шхер в открытое море, идущий в голове колонны «Ильмаринен» подорвался на советской мине (авиационной или выставленной с кораблей Балтийского флота), перевернулся и затонул в 24 милях юго-западнее острова Утё в точке с координатами 59°27'N, 21°15'O. Из 403 человек, находившихся на «Ильмаринене», погибло 271, было спасено 132. 
Операция «Нордвин» была сорвана. Соединение вернулось в Турку. Гибель одного из двух броненосцев береговой обороны стала самой серьезной потерей для флота Финляндии.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 3900 тонн
Длина 92,9 м
Ширина 16,9 м
Осадка 8,2 м.

Бронирование:

Пояс в средней части - 51 мм;
палуба - 12,7…19 мм;
башни главного калибра - 102 мм;
рубка - 125 мм.

Двигатели 4 × диз.-электр. уст. «Крупп-Германия»
Мощность 3500 л. с. (2,6 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 15 узлов (27,78 км/ч)
Экипаж 330 человек (в военное время 410 человек).

Вооружение:

Артиллерия:

2 × 2 - 254-мм/45, 4 × 2 - 105-мм/50
Зенитная артиллерия 4 × 40-мм «Виккерс», 2 × 20-мм «Мадсен».


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...