Броненосцы типа Марсо

Броненосец Марсо
Броненосцы типа «Марсо» (фр. Classe Marceau) - серия броненосцев ВМС Франции, построенных в 1880 - 1890-х годах. Представляли собой вариацию проекта «Ош», с упрощенной конструкцией но усиленным вооружением.

Все три корабля строились разными фирмами и имели индивидуальный дизайн. Из-за политических проблем (постоянной смены военно-морского командования Франции) и недостаточного финансирования, постройка кораблей чрезвычайно затянулась, и в строй они вступили уже в значительной степени устаревшими.

 

 

История

Ещё до того как был заложен «Ош», французское военно-морское командование приняло решение построить серию броненосцев, основанных на его дизайне. За основу серийного проекта, инженер Эрнст Юэн взял чертежи одного из ранних вариантов «Оша»: в итоге, новые броненосцы имели существенные отличия от прототипа.

Считая «Ош» удачным, но слишком дорогим, французские адмиралы пожелали, чтобы цена нового корабля не превышала 15 миллионов франков. Из-за постоянных переработок проекта и затянувшейся постройки, выдержать это требование не удалось. Полная стоимость кораблей составила около 19 миллионов франков.

Три корабля были заказаны ещё в 1880 году, но из-за недостаточного финансирования и политических неурядиц, первые два корабля были заложены только в 1882 году, а третий - в 1883. Два корабля - «Нептун» и «Мажента» - строили государственные верфи в Бресте и Тулоне, третий же, «Марсо» - частная верфь «Форж э Шантье дё ля Медитеранэ». Постройка шла такими же неспешными темпами, и в строй корабли вступили с 1891 по 1893 год, уже являясь в значительной степени устаревшими.

 

 

Конструкция

Дизайн новых броненосцев проекта «Марсо» напоминал прототипный «Ош». Они имели аналогичное ромбическое расположение артиллерии главного калибра и низкий надводный борт. Но был и ряд отличий.
На кораблях серии «Марсо», верхняя палуба продолжалась от носа до кормы, в то время как на «Оше» в оконечностях она была срезана. Хотя это увеличивало площадь небронированного надводного борта, адмиралы считали более важным улучшить мореходность кораблей.

Главным отличием стала артиллерия главного калибра. Вернувшись к исходному проекту «Ош», адмиралы решили вооружить новые броненосцы четырьмя 340-миллиметровыми 28-калиберными орудиями в барбетных установках. Круглые барбеты располагались ромбом: одна установка в носу, две в центре корпуса по бортам, и одна на корме.
Хотя барбетные установки уже считались шагом назад по сравнению с полностью закрытыми броневыми башнями 340-миллиметровых орудий «Оша», зато все четыре орудия броненосцев серии «Марсо» были 340-миллиметровыми.

Все три проекта имели существенные индивидуальные различия в конструкции надстроек, боевых мачт и расположении (и составе) вспомогательного вооружения.

 

 

В серии

«Нептун»

Строившийся арсеналом Тулона, «Нептун» подвергся в ходе постройки наименьшим переделкам, и более всего соответствовал первоначальному проекту «Оша». Пытаясь решить проблему всхождения на волну - у «Оша» полубак захлестывался даже при небольшом волнении - инженеры фирмы перекомпоновали корпус в носу, придав ему более плавные обводы, и сместили центральные барбетные установки орудий главного калибра на 3 метра в корму. Броненосец оказался наихудшим ходоком среди всех трех, скорость составила 16,07 узлов.

Броненосец имел стандартное вспомогательное вооружение из шестнадцати 140-миллиметровых орудий, расположенных аналогично проекту «Ош». Противоминное вооружение составляли шестнадцать 47-миллиметровых орудий Гочикса и восемь 37-миллиметровых револьверных пятиствольных пушек.

Решение о постройке корабля было принято ещё в 1880 году, но из-за проволочек, он был заложен только в 1882. Строительство, из-за постоянного недофинансирования шло чрезвычайно медленно - корабль был спущен на воду в 1886 году, но вместо планировавшегося вступления в строй в 1889, был принят в состав флота только в 1892 году.

 

 

«Мажента»

На строившемся в Бресте корабле несколько уменьшили размеры надстроек в сравнении с прототипом. Остальная конструкция не изменилась. Скорость броненосца составила 16,2 узла, так как переделок с целью улучшения мореходности не проводилось, корабль так же плохо всходил на волну как и «Ош».

 

Броненосец «Мажента»

Броненосец Мажента

 

Броненосец имел стандартное вспомогательное вооружение из шестнадцати 140-миллиметровых орудий, расположенных аналогично проекту «Ош». Противоминное вооружение составляли шестнадцать 47-миллиметровых орудий Гочикса и восемь 37-миллиметровых револьверных пятиствольных пушек.

Корабль был заложен на год позже двух остальных, в 1883 году. Строительство этого броненосца продолжалось особенно долго, и вступил он в строй только в 1893.

 

 

«Марсо»

Наибольшим переделкам подвергся строившийся частной верфью «Марсо». Опасаясь за остойчивость нового корабля, инженер Лагань существенно переработал проект в пользу радикального облегчения конструкции.

Высокие многоярусные надстройки были демонтированы. Небольшая надстройка проходила от носовой барбетной установки до середины корпуса, в корме надстройки были срезаны до верхней палубы.
Массивные боевые мачты были заменены легкими сигнальными. За счет облегчения конструкции, мореходность корабля улучшилась и проблема всхождения на волну была решена без смещения барбетов назад, как на «Нептуне».

В результате, «Марсо» имел лучшую мореходность и наиболее низкий силуэт из всех трех кораблей. Скорость его составила 16,4 узла.

Вспомогательное вооружение состояло из семнадцати 140-миллиметровых орудий, шестнадцать из которых располагались по бортам на батарейной палубе, семнадцатое - на носу. Противоминное вооружение состояло из двенадцати 47-миллиметровых орудий Гочикса и восьми 37-миллиметровых револьверных пятиствольных пушек.

В отличие от строившихся правительственными верфями кораблей, постройка «Марсо» продвигалась сравнительно быстро, и он вступил в строй первым в 1891 году.

 

 

Оценка проекта

Броненосцы типа «Марсо» являлись развитием достаточно удачного проекта «Ош» в сторону улучшения мореходности и удешевления конструкции.
Они имели более высокий надводный борт и меньшую площадь надстроек, что способствовало улучшению их остойчивости, а также единообразное вооружение главного калибра (что, впрочем, не имело особого значения при тех дистанциях боя). По мощности вооружения и броневой защите, эти корабли вполне соответствовали заложенным одновременно с ними британским броненосцам класса «Адмирал».

Главным недостатком этих кораблей было крайне затянувшееся строительство. Практика постройки броненосцев на экспорт показывала, что французские верфи вполне могли построить крупный корабль за 4-5 лет, но из-за постоянных проблем с финансированием, задержек оплат и нерациональной организации строительства, постройка этих броненосцев затянулась на 8-10 лет, и в строй они вступили уже устаревшими.
Также сказывалось влияние идей «молодой школы», которая требовала переориентирования ресурсов на постройку многочисленных коммерческих рейдеров и миноносцев.

Многие отработанные на «Марсо» решения, в частности - ромбическое расположение артиллерии главного калибра, нашли применение на последующих сериях французских броненосцев.

 

 

Тип «Бреннус»

В 1881 году, французское правительство решило построить ещё два броненосца по усовершенствованному проекту «Марсо». На этих кораблях предполагалось пересмотреть ряд элементов проекта: к примеру, было решено отказаться от сплошного броневого пояса по ватерлинии, в пользу «цитадельного» бронирования центра корпуса, что позволило бы лучше защитить основные орудия и механизмы.

Два корабля - «Шарль Мартель» и «Бреннус» - были заложены в 1882 - 1883 годах, но в 1886, под влиянием концепций т. н. «Молодой школы», господствовавшей в то время в французском кораблестроении, их постройка была приостановлена, а затем и вовсе отменена (оба корабля из-за недостаточного финансирования находились в низкой степени готовности).



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...